• Приглашаем посетить наш сайт
    Иностранная литература (ino-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1949"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    3. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1949
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Глаза земли
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    5. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    8. Гостеев И.: М. Горький в дневниках М. Пришвина 1920-1925 гг.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Глаза земли. 1949 год.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    10. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    11. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    13. Углов Д. В.: Пришвин – Хайдеггер: дискурс на дороге бытия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    14. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    15. Глаза земли. 1949 год.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    16. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 18. Полгода.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    Часть текста: Родился в семье учителя, предки по линии отца – польские дворяне, участники национально-освободительного движения, мать – родная сестра Г. В. Плеханова. В 1883 принят в елецкую гимназию. В выпускном классе организовал с группой гимназистов (в их числе С. М. Маслов – будущий эсер и министр земледелия 3-его коалиционного Временного правительства 1917) кружок по изучению запрещённой марксистской литературы. За блестящую учёбу Семашко разрешили закончить гимназию, но без золотой медали. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета, быстро стал активным участником студенческого общественного движения, войдя в его медицинское крыло. В 1893 избран в нелегальный московский «Совет студенческих землячеств», скоро стал одним из его руководителей. В 1895 познакомился с В. И. Лениным в один из его приездов в Москву. В декабре 1895 за организацию студенческой демонстрации арестован и после трёхмесячного тюремного заключения выслан на три года в Елец под гласный надзор полиции. Здесь Семашко основал марксистский кружок, а также под легальным прикрытием воскресной школы развернул социал-демократическую пропаганду среди железнодорожных рабочих. После окончания высылки для завершения медицинского образования поступил в Казанский университет. В 1899-1901 совместно с А. И. Рыковым вёл революционную работу в Казани. После окончания в 1901 университета работал участковым врачом в Орловской, Самарской губерниях, а с 1904 – в Нижнем Новгороде. Здесь Семашко стал одним из руководителей городского комитета РСДРП. Во время революционных событий 1905 был в числе организаторов восстания сормовских рабочих. После девятимесячной отсидки в тюрьме и освобождения по состоянию здоровья (обострение туберкулёза) немедленно...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В революции 1905 года Горький принимал активное участие. Весной 1906 года уезжает в Америку, где начинает работу над романом «Мать». С осени 1906 года до зимы 1913 года живёт в Италии, на Капри. Здесь создаются повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина» и др. Горького волнует Россия уходящая и Россия грядущая, волнует тема «Россия и революция». В декабре 1913 года возвращается в Петербург, где живёт до...
    3. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1949
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: им кажется неверным или подозрительным, что такой прекрасный мальчик мог согрешить и уйти от прекрасных трудовых перспектив в лес с бродягами. Синих птиц не должно быть, ни синих птиц, ни грехов. Значит, мне теперь надо крепче мотивировать уход за синей птицей. Как это сделать? 11 января. Сила правды и сила воображения. Сила воображения представляет гору далекую, невидимую возле меня: самой горы-то нет возле меня, но образ ее здесь. Сила правды, однако, разрушает мой образ и говорит: горы нет. 12 февраля. Иду под вечер лесною поляной, опустив глаза. Чувствую, что деревья рядом со мной идут: я и они шаг в шаг. Заглядываю влево подальше, там деревья по поляне на фоне далекого леса идут назад, а домой мне идти вперед. Вдруг в далеком лесе прорыв и там, у самого горизонта, большая звезда. Я иду вперед, и звезда идет вместе со мною, и сколько бы я ни шел, куда бы ни зашел, звезда все будет идти. Конечно, эта самая звезда шла, указывая путь волхвам (так они думали), и эта самая звезда теперь равняется по мне, я иду, и она идет, я останавливаюсь, и она останавливается (Так думаю я). Все зависит от того, с какой своей внутренней звездой согласует человек звезду астрономическую. Какая же теперь моя внутренняя звезда? Я ее чувствую: это новый человек, идущий впереди своего времени, имеющий власть над природой, он идет все вперед и вперед, и звезда поспешает за ним. 16 февраля. Живописец может видеть предмет только с одной стороны, и оттого он художник прямой, четкий и сидящий. А художник слова устает смотреть только прямо, у него является сомнение в себе и в том, что он видит. «Дай-ка,– скажет,– я загляну с другой стороны». И это сомнение заставляет его встать и пойти. С этого сомнения, с этого желания заглянуть на другую сторону и начинается движение. 20 февраля. Главу «Падун» закончить разговором о новом человеке. Сейчас мы не можем видеть человека нового, как не можем без зеркала видеть себя. ...
    4. Глаза земли
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Глаза земли Пришвин М. М. Глаза земли // Собр. соч.: В 8 т. – М.: Художественная литература, 1984. – Т. 7. – С. 83-458. ОТ АВТОРА (Вместо предисловия) Из клочков моих признаний в дневнике в конце концов должна выйти книга «Дорога к другу» (дневник писателя). Весь путь мой был из одиночества в люди. Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, то есть написать книгу о себе со своими всеми дневниками. О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу, и если ставлю «я», то это не есть мое «я» бытовое, а «я» производственное, не менее разнящееся от моего индивидуального «я», чем если бы я сказал «мы». Мое «я» в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, то есть глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени. Что же касается нескромных выходок с интимной жизнью, то разобраться в том, что именно на свет и что в стол, можно только со стороны. И еще есть особая смелость художника не слушаться этого голоса со стороны. Примером возьму Ж. - Ж. Руссо, если бы он слушался этого голоса, у нас бы не было «Исповеди». Таких примеров могу дать бесчисленное множество. Дорога к другу. 1946 год. 1947 год. 1948 год. 1949 год. 1950 год. Раздумья. 1946 год. 1947 год. 1948 год. 1949 год. 1950 год. Зеркало человека. Мои земляки. Жизнь дерева. Времена года. Зеркало человека.
    5. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: исследования развивали природоведческую концепцию творчества писателя, варьировали оппозиции вроде "художник-ученый" (13), обосновывали "сказочность его сочинений" (14). "Мысле-образами", "вечными спутниками", данными "от природы", назвала В. Д. Пришвина "интеллектуальные и нравственные идеи, через которые Пришвин видит мир" (10, т. 1, с. 7): "образ большой воды – истока всей жизни на земле", "камень-правда", "образ неоскорбляемой любви" … Сам же "Великий Пан" (однажды Горький сказал ему: "Вы мудрец" (1, т. 29, с. 477), когда подчеркивал уникальность своего пути в искусстве (7;8), явно тяготел к древне-религиозному пониманию знания и слова. "Нужно найти такое знание, чтобы открывалось все – и человек, и природа" (9, т. 1, с. 201). Сущность изначального, т. е. язычески-религиозного в Пане позволяет нам снять оппозиции и ряд имеющихся определений-характеристик (писатель – ученый – философ – поэт) дополнить: Пришвин – художник – это кудесник, жрец, маг. Жрец больше писателя, он непременно поэт, но и философ, и ученый. Его слово магично, потому что влияет на движение жизни и ее качество. Тезисом "от природы" генезис такого слова не охватить. Эти слова-архетипы ...
    6. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: и экономистом А. В. Лебедевым. В 1932 г. по ложному доносу вместе с мужем была арестована и сослана на три года в Нарымский край. После возвращения из ссылки работала в Дмитрове на строительстве Московского канала. Накануне встречи с Пришвиным жила с матерью в Москве. 2 Олег Поль родился в 1899 г. в семье музыкантов. Его отец, пианист и композитор В. И. Поль, еще до революции уехал во Францию, где стал директором Парижской детской консерватории. Семья Олега отдала дань всем интеллектуальным веяниям начала века: он был воспитан по-толстовски, в строгом вегетарианстве и воздержанности, проявлял интерес к индуизму, теософии. Олег окончил реальное училище в Москве, в первые годы революции ушел работать простым рабочим в толстовскую колонию в Ясную Поляну, а затем перебрался в такую же колонию под Москву, где преподавал детям математику. В эти же годы он усиленно занимался самообразованием, изучал классическую философию, в которой нашел твердую почву для ума, – Спиноза, Декарт и Лейбниц стали его учителями. Постепенно Олег подошел к русской религиозной философии, а через нее к творениям древних и новых подвижников христианства, богослужебным текстам и к самому храмовому действу. В своей автобиографической книге «Невидимый град» Валерия Дмитриевна пишет о встрече с Олегом: «Мы встретились с Олегом в 1923 году. До этого он никогда не был в православном храме, искал путей войти в него – это казалось ему трудным. Но как только вошел – православие стало его родной стихией по духу и смыслу. Олег поражал цельностью своей и целеустремленностью. Известный философ и...
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.:...
    8. Гостеев И.: М. Горький в дневниках М. Пришвина 1920-1925 гг.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: её, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было. Догадывался я об этом ещё во времена “Чёрного араба”, “Края непуганых птиц”, окончательно прозрел, читая совершенно изумительные “Родники”. Превосходно писал Аксаков “Записки ружейного охотника” и “Об ужении рыбы”, чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова, и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но… ни у кого из них не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему её живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину “отца и хозяина всех своих видений”. В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь – подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. И когда я читаю фенологические домыслы и рассуждения Ваши – улыбаюсь, смеясь от радости, до того это все изумительно прелестно у Вас. Не преувеличиваю, что мое истинное ощущение совершенно исключительной красоты, силой которой светлейшая душа Ваша освещает всю жизнь… Все у Вас сливается в единый поток живого, все осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами – поэтом и мудрецом» [1, с. 476]. Дневники Михаила Пришвина – ценнейший документ эпохи. Писатель вел их на протяжении всей жизни, доверяя бумаге свои мысли и размышления. Мы хотели бы проследить высказывания писателя о Максиме Горьком в дневниках 1920-25 годов, в период становления нового российского государства. 5 февраля 1920 года Пришвин пишет: «Достоевский делает с читателем почти то же, что его Грушенька с Катериной Ивановной: читатель целует ему ручку, и вдруг он берет читательскую ручку и говорит: “А что, если я-то вашу и не...
    9. Глаза земли. 1949 год.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: поднимается и на ходу падает с грохотом костей на полу... У нее грустные глазки, она безотказна в наших требованиях: сама не ест, но если в рот кладем – жует и проглатывает. В ней совершенно отсутствует эгоизм умирающих. Она прекрасна в умирании, как поздняя осень. Я долго сижу возле нее, она глядит, и если я улыбнусь и скажу весело: «Жулька!»–она еле заметно ответит хвостом. Думали, что Жулька безнадежна и ей остается жить день, два. Но пришел ветеринар, усложнил наш уход за больной, и, делая, мы обрели надежду на то, что сделаем и собака будет жива. Вот почему дело является источником надежды и любви. И весь секрет лечения человека – это заставить его забыться в какой-то работе, заставить его выйти из себя. Жульку спасаем: чем ей хуже, тем больше вкладываем труда в ее спасение. День за днем проходит, и когда придет день поворота, туда или сюда, то если сюда – мы будем счастливы, если туда – мы не будем страдать: мы же все сделали, со своей стороны. ЗАВТРА ЕДУ В МАЛЕЕВКУ С Жулькой простился, сохранив навсегда в памяти ее прощальный вид. Поняв по моим шагам в сапогах, что я собираюсь, она заволновалась, забилась и с большим трудом подняла голову, но держать прямо ее не могла и качала мне головой вверх и вниз, то поднимая ее, то опуская, глаза же были расширены, насколько это было возможно, отчего получалось выражение как бы дружеского ужаса, каким любящий, побеждая на мгновение смерть, глядит на любимого. Как только я к ней подошел, она уронила голову на подушку и смотрела на меня снизу одним полузакрытым глазом, вспоминающим, все помнящим, и я его вижу сейчас, и он останется со мной навсегда. Было столько сказано нами друг другу в этот миг, что потом перед самым отъездом я и не зашел даже к ней: мы простились. Итак, Жулька страдала за близость свою к человеку. МАРТИН...
    10. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: Н. В. Борисова ЖЕНЩИНЫ В СУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ М. ПРИШВИНА Михаил Пришвин – писатель столь оригинальный и разносторонний, что его творчество трудно «вместить» в какую-то определительную формулу. Пришвинская вселенная дышит тайной природных стихий, родных полей и перелесков, птичьего и звериного мира, всего того, что есть Россия с ее страданиями и радостями. «Если мир есть тайна… если принять эту тайну, - запишет писатель в своем раннем дневнике, - то нужно о ней молчать, принять в себя и жить по ней… решено: мир принят как тайна» [1; 8, 13]. Красноречивое молчание Пришвина о таинственной основе бытия выражается прежде всего в отношении к женщине. Он был уверен (и с годами эта уверенность не поколебалась), что вечная загадка мира связана с женским началом. Женщина для писателя – «…такой же знак, как и бесконечность, с помощью этой мнимой величины мы решаем уравнения жизни со многими неизвестными» [1; 8, 69]. Женщина, воплощенная в ее различных ипостасях, определила центр художественно-философских исканий писателя, своеобразие его персональной мифологии («Кащеева цепь», «Жень-шень», «Фацелия», «Осударева дорога»). С женщиной Пришвин связывает «второе измерение» бытия, поиски философского камня, которые привели его к алхимии слова, связывает свою художественную зрелость – все то, что называется «феноменом Пришвина». В послесловии к роману «Кащеева цепь» он признается, что как писатель начался «от женщины будущего», которая в первых же писаниях моих превратилась у него в сказочную Марью Моревну» [1; 2,...