• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1952"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1952
    Входимость: 3. Размер: 115кб.
    2. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    3. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    4. Крамарь О. К.: Эпиграфы к "Осударевой дороге" М. Пришвина в аспекте творческой истории произведения
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    5. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    6. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1940. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    9. Шманов Е. Г.: Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    10. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    11. Иванов Н. Н.: М. Пришвин – читатель И. В. Гете
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    12. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    13. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    14. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    15. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    17. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 20. Остановленное мгновение.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    18. Биография (Вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    20. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    21. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    22. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    23. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    24. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 16. Непроторенный путь.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    25. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ремизов Алексей Михайлович
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    27. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1952
    Входимость: 3. Размер: 115кб.
    Часть текста: автора и читателя. Понимание читателем автора совершается через себя: читатель начинает понимать, что автор не шутит, что и он сам задет и чувствует чей-то, какой-то, на себя самого взгляд со стороны. Вот это осознание и как бы ходовая часть себя самого, соединяясь с тем, что находят внутри себя другие, и превращается в тип, отвечающий своему времени... Критики почему-то в большинстве случаев разбирают творчество авторов не со стороны характеров, а со стороны типов данного времени. (С этой точки зрения критики удивительно несправедливы к повести Ожешко «Хам») Если же автор гоняется за типами своего времени,– то что получилось с Боборыкиным и что умаляет Тургенева, как человека зависимого. Мучился несколько дней, вспоминая своих врагов, но пришла минута понимания , и я их всех вдруг простил. И даже мало того! обещался впредь никогда не сердиться без понимания той стороны. В большинстве случаев «та сторона» тоже хочет блага, но только всем, мы же хотим блага каждому , то есть блага личного, которое пропускает «та сторона». Понимание в моем смысле есть не что иное, как социально действенная «любовь». Тема: творчество и понимание . В замечательной повести Ожешко «Хам» пленяет душа примитивного Павла, подвергаемая ряду чудовищных испытаний со стороны проститутки, на которой он женился.– А чем, думаю, хуже душа моей матери, чем она крепла в испытаниях нужды и своих собственных детей? Не Павел, какой тут Павел! мало ли нас? Удивительна вообще душа человека в своих испытаниях земных: чем она держится, чем сохраняется? 5 января. Как написанное слово удивляет даже и автора чем-то своим, таким, чего и не было в замысле автора, так и человек, берущий власть в свои руки, сам себе удивляется: был нищий – стал принц. А что на охоте делается с людьми: это не люди крадутся, бегут, скачут – это боги! Так...
    2. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: подчеркивая, что марксизм, из-за которого он попал в 1897 году в тюрьму, действительно стал «одним из определяющих моментов жизни». [2] В настоящей статье предпринимается попытка осветить влияние на мировоззрение и творчество Пришвина некоторых социальных и эстетических идей Плеханова, сопоставляя при этом события жизни писателя с их литературной версией, а изложенные в дневниковых записях мировоззренческие оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим марксистом-максималистом (как почти большевик)…» (Кн. 3. С. 275). Правда, в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1922-1954) автор относит свое знакомство с идеями Маркса на несколько лет раньше, когда Алпатов – alter ego писателя, – получив в Сибири гимназический аттестат зрелости, летом 1893 года возвращается домой к матери в Хрущевское имение под Ельцом. Юность закончилась, и наступило время выбора направления пути взрослой жизни. Алпатов остро ощущал необходимость мировоззренческой опоры, нужно было...
    3. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    Часть текста: до сих пор. В 1932 - 1935 гг. Пришвину удается не противопоставлять себя современности и участвовать в жизни, публикуя свои произведения, и в то же время оставаться независимым и свободным («Быть везде, все видеть и не покидать пустыни, чтобы не сорваться и не отдать первенство за чечевичную похлебку») ; по его мнению, сохранить универсальность миропонимания ему удается благодаря «приобщенности» к европейской культуре: образованию, которое он в начале ХХ века получил в Германии, и немецкой культуре, влияние которой (в частности, Ницше и Вагнера) он испытал в полной мере («Почему же писателя кормят какими - то тенденциозными вытяжками из европейско - американской культуры < ... > и не дают ему возможности < ... > быть в курсе «технологии» мирового общения в вопросах искусства слова. Лично я не очень нуждаюсь < ... > в этом общении, потому что смолоду был приобщен, и на всяком месте при всяких условиях от этого заряда < ... > воспринимаю все универсально») . Характер дневника в эти годы остается прежним: Пришвин стремится понять смысл новой жизни, пытается оценить достижения, осознать степень́ цинизма власти, обнаружить способы существования, вернее, спасения личности. Писатель по - прежнему остается в дневнике предельно открытым, общий страх, который уже проникает в повседневную...
    4. Крамарь О. К.: Эпиграфы к "Осударевой дороге" М. Пришвина в аспекте творческой истории произведения
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: книга задумывалась как "новая Робинзонада", рассказ о юном путешественнике, заблудившемся в северных лесах, в "краю непуганых птиц". Однако в процессе работы замысел существенно изменился (изменения коснулись, прежде всего, проблематики и временного охвата материала), приобрел философскую глубину (1). Дневники Пришвина отразили процесс перехода от предполагавшейся занимательности к философскому осмыслению проблемы соотношения личности и государства. Во многом эта переориентация произошла благодаря своеобразию творческой манеры автора "Осударевой дороги", связанной с эпической природой его дарования: проза писателя органично вырастала из дневников самонаблюдений. В произведении отразились собственные впечатления Пришвина, его потрясенность величественной, непокорной, могучей природой русского Севера, где он увидел "осудареву дорогу", соединившую Белое и Балтийское моря. Этот незарастающий след был оставлен кораблями, которые по приказу Петра волоком тащили по земле от моря до моря. Отныне в творческом сознании писателя сплелись тема Севера, тема жизни и быта староверов, тема Петра. С образом Петра ассоциировались размышления Пришвина о соотношении личных и государственных интересов, определяемом писателем как извечное противоборство "хочется" и "надо"; "хочется" в этой оппозиции – "своеволие" отдельной личности, "надо" - государственная необходимость. С образом "осударевой дороги" и ее творца связываются размышления о...
    5. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: И. Н. Александров Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина Особенность стиля мышления Пришвина проявляется в глобальном охвате окружающего мира, позволившем развивать идеи русского космизма и отражать их в литературе. С. Г. Семенова – известный философ и филолог рассматривает космизм как направление научно-философской мысли в литературоведении. Она считает, что размышления философов, поэтов, музыкантов и художников нельзя относить к чистым теориям космистов. А это лишь «есть некое веяние и дыхание в произведениях того или иного – и это оказывается достаточно, чтобы произвести его в космисты. Но тогда логично было бы спокойно проделать это с доброй половиной культурных деятелей не только России, но и всего мира» [6, с. 3]. Творчество Пришвина нельзя сводить сугубо к воспеванию природы. При всем его мировоззрении его логично охарактеризовать как летописца своей эпохи и глубоко религиозного мыслителя. Идеи писателя близки к натурфилософским воззрениям. В. И. Вернадский в работе «Мысли и замечания о Гете как натуралисте» различал три типа научных произведений: «произведения натуралистов», «натуралистов – летописцев», «натуралистов, избравших поэтическую форму <…> изложения своего понимания природы и ее явлений» [2, с. 211]. М. М. Пришвин совмещал все эти качества. Писатель с детства обладал необычайной способностью к глубокому восприятию действительности, целостному охвату мира. Стиль мышления автора раскрывается в философско-поэтическом отношении к природе и наблюдении за процессами, происходящими в ней. Манера изображения окружающего мира отличается глубокой художественностью и научностью. Такой ...
    6. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: привели М. М. Пришвина к открытию особого явления природы, которое он первым определил как «весну света». Приход весны по Пришвину начинается во время февральских метелей и кончается майским расцветом растений и песнями всех птиц. Это пришвинское определение бытует и сегодня. Поэтому выставка так и названа. Здесь можно увидеть подлинные вещи из дома на Комсомольской (ныне Вифанской) улице Сергиева Посада, переименованного в те годы в Загорск, где с 1926 по 1937 год – почти одиннадцать лет! – жил Михаил Михайлович. В витринах – книги с произведениями Пришвина разных лет издания, копии его рукописных дневниковых записей; на стендах – многочисленные фотографии, сделанные писателем, фотографии и портреты писателя и его окружения. Специально для выставки воссоздан макет кабинета Пришвина. Среди экскурсионных групп, побывавших здесь, немало приходит и приезжает детей. Они подолгу стоят и переговариваются у стендов с чучелами животных и птиц (из Дарвиновского музея), обитающих в подмосковных лесах. Именно на таких охотился Пришвин, ярко описывал их в своих произведениях. На выставке вы не только близко познакомитесь с Пришвиным – охотником и защитником природы, с бытом его семьи, но и узнаете, с кем он дружил, где бывал и что видел… В рамках юбилейной выставки...
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: жизни, и роль русского космизма в формировании его художественно-философской концепции мира и человека. В самом начале творческого пути художник сделал для себя открытие, что "мир вовсе не движется вперед куда-то к какому-то добру и счастью <...>, а вращается", и пришел к мысли о необходимости "присмотреться ко всему и согласовать себя со всем" (1, т. 8, с. 21). Поэтому он в первой же книге написал слова, которые, по его признанию, "определили последующую жизнь как утверждение" (1, т. 8, с. 524). Из письма Пришвина М. Горькому известно, что он "Федоровым <...> увлекался", "переживал в себе его идею воскрешения отцов" (2, с. 355), которая нашла поэтическое воплощение в автобиографическом романе "Кащеева цепь" как отражение интеллектуальных поисков главного героя. Однако прежде всего в философии родоначальника русской "космической философии" писателю импонировала идея "регуляции природы" с целью освоения и преображения мира, предусматривающая активное участие человека в управлении эволюцией, космическими процессами, совершенствовании организма человека и создании общества на основе сыновнего, родственного сознания. Как и Н. Ф. Федоров, "общим делом" всего человечества Пришвин, поставивший своей целью "накопление любви в слове..." (3, с. 27), считал осознание всеединства, ведущего к всеобщему братству и родству, преодолению враждебного состояния в природе и в социуме. Философские взгляды писателя корреспондируют с концепцией органического строения мира, восходящей к теории В. С. Соловьева о всеединстве и развитой в работе Н. О. Лосского "Мир как органическое целое". Одной из определяющих черт "эстетического мировоззрения" художника является органическое...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1940. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    Часть текста: очень много или сильно надо жить, чтобы дойти до этого настоящего. На приход такой женщины надо смотреть почти как на Страшный Суд для тебя лично: все лишнее должно сгореть, чтобы осталось в тебе одно настоящее, и ты этим настоящим своим мог бы встретить настоящую женщину. На 3 Мая назначил я приезд сюда Аксюши, хочу ее взять сюда, но боюсь, что она уже решила совсем уйти от нас. Как бы там ни было, но с ней уйдет от меня что-то очень хорошее. Трудно монашке в таком, как возникло у нас, положении, но по существу она очень хорошая. И тоже надо помнить о Пете, что он любит меня. Если разобрать поступок Ефр. Павл., ее слепое нападение на меня во имя какой-то ее «любви» и последующее снижение до блокады моей квартиры и крестьянской материализации своих требований, то все ее поведение до крайности напоминает взрыв наш революционный в 17 году и порочное снижение идейное. Надо полагать, если заплатить ей тысячу р. в месяц, она удовлетворится Бахметьевской улицей. Начинаю до крайности ясно разбираться в судьбе Ляли. Попади она только на путь...
    9. Шманов Е. Г.: Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: в Азию, приехал в гимназию". Из-за грубой выходки по отношению к учителю истории и географии В. В. Розанову Михаил был исключен из этого учебного заведения. Чудом спасся Пришвин от расстрела, когда город захватили мамонтовцы, испытывал лишения, много работал в первые годы советской власти. Елецкая гимназия показалась десятилетнему Мише казармой, но он был уже зачислен и мысль о предстоящих годах учебы наводила тоску и уныние. С грустью смотрит он в окно квартиры, где был оставлен постояльцем, вслед уехавшей матери. Она ехала туда, куда стремились все его помыслы, в Хрущёво. А здесь учеба не давалась. В первом классе он уже стал второгодником. Пришвин запишет через много лет: "Я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучусь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение". В третьем классе Мишу догнал Сергей, его младший брат, с которым они сидели за одной партой. Особенно боялся Миша латинской грамматики, из-за которой даже пытался бежать из гимназии. Учителя ему казались врагами. Мать стала на их сторону, его оправданий по поводу дурных отметок не принимала. В автобиографическом романе "Кащеева цепь" М. М. Пришвин ярко показал свое неприязненное отношение к учителям и к В. В. Розанову тоже. Переосмысление пришло намного позже. В. Д. Пришвина, жена писателя, свидетельствовала: "Кстати, следует сообщить... одно, еще неизвестное признание Пришвина... Например, в 1943 г. он пишет так: "Сколько лет должно было пройти (60 лет!), чтобы я мог отделаться от чувства обиды и несправедливости за мое исключение из гимназии и признать, наконец, что они (старшие) были правы... Учителя не были так плохи, как я их изобразил". С елецким периодом совпадают первые пятнадцать лет литературного творчества М. М. Пришвина. Свою реальную жизнь без прикрас, без опоэтизирования он понимал так: "Вся моя литературная...
    10. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    Часть текста: связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры» и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни. Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и ...