• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1953"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 9. Размер: 36кб.
    2. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    3. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    5. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    6. Ломакина С. А.: М. Пришвин и Г. Успенский: к проблеме нравственно-этических исканий
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    7. Львов П. П.: О нашем земляке М. Пришвине (три периода жизни М. Пришвина в родных местах, Елецк)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1953
    Входимость: 2. Размер: 107кб.
    9. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    10. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    11. Соловьева М. А.: О важном, нужном, дорогом в дневниковых записях 1930 года М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    12. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 12. Жалость.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    13. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    14. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 3. Голодный повар.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    15. Весна света.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Биография (Вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    17. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    18. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    19. Праздник.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    20. Ткачева Ю.: Л. Н. Толстой и М. М. Пришвин (проблема преемственности)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    21. Бочаева Н. Г.: "Кащеева цепь" М. М. Пришвина в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    22. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    23. Большая звезда.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    24. Загадка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    26. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    27. Большая дорога.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    28. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    29. Мои тетрадки.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    30. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1952
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    31. Биография (Вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    32. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    33. Город света.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    34. Юрченко Л. Н.: Дневник как жанровая форма у И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    35. Биография (Вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    36. Горлов В. П.: Пришвинская одиссея
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 9. Размер: 36кб.
    Часть текста: В.: Вместо преамбулы ВМЕСТО ПРЕАМБУЛЫ (О романе М. М. Пришвина «Кащеева цепь») Весной 1917 года М. М. Пришвин, унаследовавший после смерти матери небольшой хутор, уехал из Петрограда на родину под Елец, намереваясь применить на практике свои знания ученого-агронома. Несколько позже он перебрался с семьей на родину жены, в Смоленскую губернию, в деревню Следово под Дорогобужем. М. М. Пришвин преподает в сельской школе, организует в селе Алексине, бывшем имении И. С. Барышникова, музей усадебного быта, работает на сельскохозяйственной станции, основанной еще до революции известным ученым-почвоведом А. Н. Энгельгардтом. Однако переезд писателя на жительство из столицы в глухую провинцию объяснялся не только конкретными обстоятельствами жизни М. М. Пришвина. Главным и определяющим было его стремление в переломную историческую эпоху связать свою жизнь и судьбу интеллигента с жизнью народа, проникнуться «народным сознанием» и найти в нем для себя опору. 26 мая 1920 года М. М. Пришвин записывает в дневник: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы, и новые души, возвращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете» [Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1975, с. 323]. Это один из ранних откликов М. М. Пришвина на Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Призывая писателей «опять к народу», он ясно определяет свою гражданскую позицию, отделяет себя от тех литераторов, которые, не приняв Великого...
    2. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    Часть текста: критики и литературоведы. Между тем, книги, мысли, слова, картины родной земли – все, написанное этим замечательным народным художником, давно нашло дорогу к читателю. Детям он раскрывает мир россыпью цветов «золотого луга», смелую юность зовет на борьбу с «мировым Кащеем» – капитализмом. Писатель нашептывает слова неповторимой любви к женщине, прославляет творчество освобожденного родного народа. Русскую землю, русскую природу он вновь открывает как поэт-пейзажист. Пришвин отдал литературе около пятидесяти лет своей жизни. Эти годы совпали со сложной жизнью нашего века. Освежающим дыханием Октябрьской революции проникнуты его лучшие произведения. А. М. Горький безошибочно предсказал, что творчество Пришвина, «удивительно русского» и «удивительно оригинального» писателя, будет приносить радость читателям грядущих поколений. Орловские, тульские, липецкие земли – среднерусская равнина, давшая миру несравненных художников-языкотворцев: Тургенева, Толстого,...
    3. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: – принадлежала фитильной фабрике, а вторую – маленькую легковушку – собрал латыш-изобретатель Алексей Матвеевич Генрихсон, который жил недалеко от Пришвиных. Однажды сосед прокатил М. М. с сыном на своей самоделке, и скорость – 20 км в час – просто восхитила писателя. Он загорелся идеей приобрести автомобиль, рассчитывая, что со своей машиной обретет свободу, откроются новые перспективы для интересных поездок, путешествий, охоты. С этого времени автолюбительство становится его страстным увлечением до конца жизни. Вот как он сам пишет о покупке первого автомобиля: «Два последних лета я не жил на Журавлиной родине из-за трудности переезда от меня из Загорска туда, хотя весь переезд сорок верст! С вещами на паре рублей за двести, пожалуй бы, и отвезли, да ведь и назад двести, да раза два-три надо за лето все-таки съездить и за провизией, и для связи в делах. Очень дорого выходит, да так вот и остался дома сидеть, и прошло два года, я стал тосковать по болотам, как будто действительно, как журавль, заблудился и потерял свою родину. Однажды ночью и даже прямо во сне мне пришла в голову мысль о том, что выходом в моем положении будет машина: сорок верст для машины какой-нибудь час – один час – и я на Журавлиной родине. Эта мысль, как бывает во сне у охотников, растворилась в особенно острорадостном...
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: Модестович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу света. В обществе того времени постоянно нагнеталась...
    5. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: новой оригинальной художественной формы. С этих пор в дневнике постоянно появляются размышления о сказке, и жанр своих последних произведений «Осударева дорога»(1948) и «Корабельная чаща»(1953) Пришвин определяет так: роман - сказка и повесть - сказка. В 1953 году в рабочих материалах к сборнику «Весна света» Пришвин развивает свое понимание сказки: «сказка... есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым», «настоящая сказка, по моему определению, связывающая людей и поколения», «мы делаем попытку не разлагать настоящее, а в синтетической форме сказки стремимся в будущее и верим в него» . Пришвин понимает сказку как реальную творческую силу и отмечает «общественный интерес» к сказке: «Мы ходим вернуться к истокам творчества, к богатству народной детской души, у которой все в будущем» . В 1945 году эта вера в будущее была как никогда ранее актуальна: Пришвин выразил веру и надежду победившего в Отечественной войне народа на изменение жизни... Размышляя о сказке, Пришвин то и дело обращается к опыту работы над «Кладовой солнца» и касается неуловимой, непознаваемой тайны творчества, о которой сколько бы и кто бы ни говорил, все приходят к чему - то, невыразимому, что каким - то образом происходит: «В «Кладовой солнца» сюжет был... Остальное навернулось на этот сюжет само собой во время писания». И дальше: «Сказку я понимаю в...
    6. Ломакина С. А.: М. Пришвин и Г. Успенский: к проблеме нравственно-этических исканий
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин, М. Пришвин и др.). В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия – писателями модернистами (Ф. Сологубом, А. Белым, Л. Андреевым и др.). Многие аспекты критического реализма, традиций и новаторства мастеров литературы первой трети XX века осмысливаются четче, шире и глубже, когда привлекается материал художественного наследия беллетристов-демократов. В. В. Шахов отмечал: «Здесь мы можем опереться на неоднократные, имеющие принципиальное значение суждения М. Горького, заявлявшего о том, что он много и охотно учился у предшественников, включая таких мастеров слова, как Слепцов, Г. Успенский, Помяловский, Левитов» [1, 6]. Названные писатели – «прямые наследники натуральной школы» – создали свои жанры, от которых тянутся основные линии к художественно-документальным и очерково-публицистическим жанрам первой половины XX века. Традиции народнической литературы (Ф. Решетников, В. Слепцов, Г....
    7. Львов П. П.: О нашем земляке М. Пришвине (три периода жизни М. Пришвина в родных местах, Елецк)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: здесь, в Елецкой мужской гимназии, учились выдающиеся русские писатели Ив. Бунин и М. Пришвин. О них в Елецкой средней школе №1 постоянно напоминает литературно-краеведческий уголок, основанный в 1965-1966 годах учительницей литературы Г. И. Саевской. В экспозиции, посвященной М. Пришвину, есть немало экспонатов (фотоснимки, сборники произведений писателя) с дарственными надписями его жены Валерии Дмитриевны Пришвиной, приславшей для школьного литературно-краеведческого уголка эти экспонаты. Имя нашего прославленного земляка Михаила Михайловича Пришвина неразрывно связано с Елецким краем и с Ельцом, который писатель в своем романе "Кащеева цепь" называет родным городом. Детство и юность Пришвина проходили, как известно, недалеко от Ельца. В том же романе автор пишет: "Родился я в 1873 году в с. Хрущево, Соловьевской волости, Елецкого уезда... Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя каменными белыми столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом –уходящими в бесконечность черноземными полями". Хрущево и Елец прочно вошли в биографию Пришвина. Были три относительно продолжительных периода времени, когда писатель жил в Ельце. В каждом из них обращают на себя внимание переломные моменты, влиявшие на формирование личности писателя и на его судьбу. Годы жизни автора "Кладовой солнца" до революции, связанные с его пребыванием в Ельце, нашли яркое художественное отражение в романе "Кащеева цепь", носящем автобиографический характер. Первый период жизни писателя в Ельце – гимназические годы. Оторванный от любимой матери, от деревенских ребят, ...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1953
    Входимость: 2. Размер: 107кб.
    Часть текста: жизни бывает раз, и в этот раз можно что-нибудь для себя даже и попросить. Чего бы попросить? У меня все есть, и остаются два желания. Есть у меня два заветных и лучших желания: первое – чтобы вокруг меня само собой так все бы одно с другим складывалось, и оттого захотелось бы самому писать или петь. Второе желание, чтобы самому вокруг себя своими руками так все ладно сложить, чтобы они все запели, а я бы за ними записывал только или подтягивал. 3 января. «Золотое детство» – это не в прошлом, а это наши сокровенные личные возможности в настоящем. Вспомните свое детство, и вам не захочется для него терять свое настоящее. Напротив, в детстве устраивалась жизнь вся для будущего... 5 января. Лунная ночь, и мороз от нуля дошел до –10°. Вчера взялся за работу над 14-й главой, а всего 30! Как-то справлюсь? Если бы такие люди, как Мануйло, могли бы во всякое время обращать свое внимание на всякую мелочь, то как бы жили все хорошо! 6 января. Дошло до –15° с ветром. Работаю над 14-й главой. Вчера были у художника Шегаля...
    9. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина Н. А. Туранина Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина Индивидуально-авторская метафора есть не что иное, как инструмент познания мира, поскольку она базируется на установлении ассоциативных связей, сходств и различий между явлениями мира и создаёт на этой основе новые личностные смыслы, которые представляют субъективное отношение творца к миру, его видение, его трактовку действительности. При этом автор обязан учитывать связанные со словом, которое подвергается метафоризации, комплексы значений, ассоциаций, образов, существующих в сознании носителей языка. Автор помещает метафору в определённую художественную среду, в которой она, с одной стороны, подчиняется общим законам авторского идиостиля, с другой стороны, расширяет, обогащает его. Метафорические выражения формируют индивидуальную систему отражения мира, которая находится тем не менее в соответствии с этнокультурными традициями и имманентной способностью языка называть мир. Анализ 2433 индивидуально-авторских метафор, выделенных путём сплошной выборки из собрания сочинений М. М. Пришвина в 8 томах, показал, что основной в творчестве писателя является субстантивная метафора (1175 единиц). Глагольной метафоры почти в полтора раза меньше (798 единиц). Далее следуют метафоры адъективные (причастий – 98 единиц, прилагательных – 188 единиц) и адвербиальные (33 единицы). Отдельную и довольно многочисленную группу составляют свободные или несвободные словосочетания, компоненты которых могут принадлежать к разным частям речи ( прилагательное + существительное , существительное + существительное в разных падежных формах и т. д.) – 137 единиц. В составленном нами (в соавторстве с А. Н. Чумаковым) «Словаре метафорических образов М. Пришвина» словарная статья содержит заголовочную единицу, контекст, в котором...
    10. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки. Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было…» Превосходно писал Аксаков «Записки ружейного охотника», чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но все это «Люди частностей», ни у кого из них не находил я все охватывающей пронзительности и ликующей любви к земле нашей, ко всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину «отца и хозяина всех своих видений». В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь-подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой...