• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1956"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    3. Бочаева Н. Г.: "Кащеева цепь" М. М. Пришвина в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    4. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    5. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    6. Шустов М. П.: Дневники М. Пришвина как разновидность художественного творчества
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. Бочаева Н. Г.: М. Пришвин – писатель-анималист
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    8. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    9. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    11. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    12. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    13. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    14. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    15. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). О дневнике М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    16. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    17. Когда били колокола. Из дневников М. М. Пришвина 1926-1932
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    18. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    19. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 1. Размер: 36кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    Часть текста: Елецкого педагогического института. «…о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии…» ( К. Паустовский ). В огромном наследии М. М. Пришвина только начинают разбираться критики и литературоведы. Между тем, книги, мысли, слова, картины родной земли – все, написанное этим замечательным народным художником, давно нашло дорогу к читателю. Детям он раскрывает мир россыпью цветов «золотого луга», смелую юность зовет на борьбу с «мировым Кащеем» – капитализмом. Писатель нашептывает слова неповторимой любви к женщине, прославляет творчество освобожденного родного народа. Русскую землю, русскую природу он вновь открывает как поэт-пейзажист. Пришвин отдал литературе около пятидесяти лет своей жизни. Эти годы совпали со сложной жизнью нашего века. Освежающим дыханием Октябрьской революции проникнуты его лучшие произведения. А. М. Горький безошибочно предсказал, что творчество Пришвина, «удивительно русского» и «удивительно оригинального» писателя, будет приносить радость...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: рассказы и стихотворные произведения. В 1903 году получает Пушкинскую премию за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1906) американского поэта Г. Лонгфелло. В 1909 году избран почётным членом Академии наук. Наиболее известные произведения дореволюционного этапа в творчестве Бунина – «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Лёгкое дыхание» (1916), «Братья» (1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915) и др. В 1920 году эмигрировал во Францию. В эмиграции талант Бунина обретает новую силу. Он создаёт здесь «Митину любовь» (1924), автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933), цикл рассказов о любви «Тёмные аллеи». В 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе. Иван Бунин и Михаил Пришвин, столь далекие, на первый взгляд, в жизни и творчестве, и столь разные в своих философско-эстетических подходах к искусству, тем не менее имеют немало точек соприкосновения на жизнетворческих перекрестках. Ровесники (Пришвин на три года моложе своего знаменитого земляка), они в детстве и отрочестве жили недалеко друг от друга: Бунин в Озерках (литературный псевдоним – Батурино), Пришвин – в родовом имении Хрущёво. И если бунинский дом в Озерках уже практически восстановлен, то от Хрущёво не осталось ничего, кроме старого дерева «лим», как называют его старожилы; нет ни дома, ни сада, ни цветника, воспетого Пришвиным, нет и пруда, где он в детстве ловил «карасей, золотых и серебряных». В «Жизни Арсеньева», «самой откровенной, лирической, исповедальной» книге, герой – «сконцентрированный...
    3. Бочаева Н. Г.: "Кащеева цепь" М. М. Пришвина в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве) Н. Г. Бочаева «КАЩЕЕВА ЦЕПЬ» М. М. ПРИШВИНА В КОНТЕКСТЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ О ДЕТСТВЕ (К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ) Талант М. М. Пришвина формировался на рубеже столетий, когда особенно вырос интерес к судьбе человека, личности, роковым образом зависимой от бытия в целом. Нравственно-философские основы творчества писателя естественно и органически связаны с традициями народной культуры, духовности, с особым пониманием и выражением Добра, Красоты, Природы, Истории, смысла жизни. Единство онтологически-генетической связи с народными традициями и нравственной философией русского интеллигента XX в. составляет ту основу, на которой рождаются неповторимые произведения Пришвина. Эпоха рубежа веков обострила вопрос о Человеке. Концепция личности определяла различие подходов разных художников: к герою времени, к герою литературы, к возможностям человеческого разума. Творчество...
    4. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: ИСКУССТВА О сложных и противоречивых взаимоотношениях Максима Горького и Михаила Пришвина не раз уже говорилось. В горьковедении (Г. М. Атанов, О. В. Дефье, А. Б. Удодов [1]) подчеркивается в целом плодотворное влияние пролетарского писателя на советских художников слова. В пришвиноведении отношения между писателями трактуются, скорее, как противоборство двух неординарных, творчески одаренных личностей, – противоборство, доходящее иногда до художественной реализации, когда фигура Горького становится прототипом одного из ключевых персонажей в повести Пришвина «Мирская чаша» (1922) [2]. Целью данной статьи является не столько выработка кардинально нового взгляда на заявленную проблему, сколько возможность показать, какова диалектика писательских взаимоотношений и их специфика в эпоху так называемого «пролетарского искусства» 1930-1940-х годов и как менялся вектор пришвинских отношений к фигуре Горького после смерти последнего. В связи с этим основным материалом становятся дневниковые и очерковые записи Пришвина 1936-1937 годов и более поздние его высказывания о Горьком. Как известно, отношения между писателями завязались по переписке с 1911 года в связи с желанием Горького напечатать пришвинские произведения в издательстве «Знание». Сохранившаяся переписка составляет около трех десятков писем, большинство писем Горького предоктябрьского периода утрачено (сгорели). Реально они встречались, как указывает Пришвин, четыре-пять раз за всю жизнь, и впечатления от самой запомнившейся встречи Пришвин изложил в главке «Житие» в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» [3]. Отношения с Горьким усложняются в...
    5. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: сам писатель вполне обоснованно называл свое образование марксистским, [1] особо подчеркивая, что марксизм, из-за которого он попал в 1897 году в тюрьму, действительно стал «одним из определяющих моментов жизни». [2] В настоящей статье предпринимается попытка осветить влияние на мировоззрение и творчество Пришвина некоторых социальных и эстетических идей Плеханова, сопоставляя при этом события жизни писателя с их литературной версией, а изложенные в дневниковых записях мировоззренческие оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим марксистом-максималистом (как почти большевик)…» (Кн. 3. С. 275). Правда, в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1922-1954) автор относит свое знакомство с идеями Маркса на несколько лет раньше, когда Алпатов – alter ego писателя, – получив в Сибири гимназический аттестат зрелости, летом 1893 года возвращается домой к матери в Хрущевское имение под Ельцом. Юность закончилась, и наступило время выбора направления пути взрослой жизни. Алпатов остро ощущал необходимость мировоззренческой опоры, нужно было «найти...
    6. Шустов М. П.: Дневники М. Пришвина как разновидность художественного творчества
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Шустов Дневники М. Пришвина как разновидность художественного творчества «Дневник писателя я понимаю как источник из самой души человека», - говорил М. М. Пришвин. Если внимательно проанализировать его дневники, то нетрудно убедиться, что это не просто воспоминания глубоко талантливого человека, это самое настоящее художественное творчество. Родился Михаил Михайлович Пришвин в 1873 году в селе Хрущево Соловьевской волости Елецкого уезда в купеческой семье. Купеческое происхождение и родственные связи с крупным русским промышленником помогли юноше получить полноценное по тем временам образование. В Тюмени (где живет его дядя) он заканчивает реальное училище, затем поступает в рижский политехникум на химико-агрономическое отделение. Заканчивает Пришвин свое образование в Германии на агрономическом отделении философского факультета Лейпцигского университета. Именно там он встречается с русской студенткой Варварой Петровной Измалковой, благодаря которой, может быть, и появился удивительный художник слова М. М. Пришвин. Сам писатель по этому поводу заметил: «Женщина протянула руку к арфе, тронула пальцем и от прикосновения пальца ее к струне родился звук. Так было и со мной: она тронула и я запел» [2, с. 67]. Эту женщину под именем Инны Ростовцевой вывел позже Пришвин в своем романе «Кащеева цепь». Подлинная человеческая любовь стала одним из важнейших стимулов, побудивших юношу взяться за перо. В своих дневниках М. Пришвин пишет: «Все мои поэтические переживания происходят из двух родников: детства и...
    7. Бочаева Н. Г.: М. Пришвин – писатель-анималист
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Традиции антропоморфизации поведения животных пришли из фольклора в литературу. В XIX веке родилось новое направление, свя- занное с развитием естествознания. Накопленные точные знания о животных позволили писать о них не только интересно и но и достоверно, точно. Но это не единственная причина интереса к рассказам о животных. Другой причиной стало быстрое наступление человека на природу В самом начале своего творческого пути Пришвин ощутил свое призвание – быть выразителем «души природы». Все его путешествия – в мир нетронутой природы, где человек еще может чувствовать себя мудрым и добрым властелином. Очень часто это была страна сказок. Так замыкается круг. Нетронутая природа – европейский Север, Сибирь, Дальний Восток – казалась ему страной сказок. М. Пришвин в рассказах о животных продолжает традиции Л. Толстого и А. Чехова. Он обращается к тем же темам, тем же жанрам, отлично понимая, что для юного читателя важен высокий профессионализм писателя. Отсюда метафорическая живость, точность в изображении поведения взрослых, детей, животных, птиц. Пришвин стремится к образной простоте, сжатости изложения, прибегает к пословицам и поговоркам: «Сыр-бор разгорелся» («Кладовая солнца»), «Нашла коса на камень» («Лимон»)....
    8. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: в подарок от Троицы. Вскоре оказалось, что вблизи находился завод металлистов в лесу, и пахло от него каким-то эфирным маслом, применяемым в производстве" (1, т. 5, с. 709). Первое известное упоминание о Троице мы находим в дневнике Пришвина за 1914 год от 18 мая. Еще 1 мая он был в Хрущеве. В Ельце Пришвина раздражали "ад кромешный в жару", засилье елецких картузников, "пещерные черносотенцы: черносотенные клубы в конторках при лавках и общество хоругвеносцев", расплодившихся перед надвигающейся бурей. Выход виделся Пришвину не в новых потугах "пещерных" горе-патриотов, а в самом обыкновенном – "это семья, труд, постоянство, прикосновение ко всему миру жизни, отечеству, народу". Это чувство дома, "круглого мира", в представлении Пришвина после посещения Троицы, "нисколько не слилось с христианством". Лавра как религиозный центр России поразила Пришвина несовместимой смесью "всевозможного вещественного с невещественным: аскетического, грибного, ладанного, ржаного". В лаврской гостинице открыто торгуют водкой, женщины-богомолки не отводят глаз от "съедобного", монахи – "ремесленно-грубоватые", иеромонахи живут безбедно, в солидных домах, посадское население свыклось с обмирщением церковников. (В начале января 1915 года, Ив. Бунин, посетивший лавру, отозвался о ней более резко: "Лавра внушительна, внутри тяжело и вульгарно"). И все же эта близость древней русской святыни, стоящей "выше леса дремучего, пониже облака ходячего" и домового внизу, на посадской площади, "этого доброго русского духа", произвели на Пришвина сильное впечатление. Сам...
    9. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: И В. ШУКШИНА В последние годы особенно усилилось внимание исследователей к тайнам поэтики словесного искусства, философским воззрениям, взаимодействиям земного и космического, природных явлений и человеческого бытия. М. М. Пришвин и В. М. Шукшин – художники-мыслители, в творчестве которых отразились раздумья над взаимосвязью человека и мира, над смыслом жизни, над судьбами своей страны, своего народа. Нова ли проблема творческих связей Пришвина и Шукшина? Казалось бы, писателей разделяют и эпохи, питавшие их творческое сознание, и жанровая палитра. Критика постоянно отмечает влияние таких мастеров прозы ХХ века, как М. Шолохов, Л. Леонов, М. Пришвин на литературный процесс в целом. Связи В. Шукшина с именами Шолохова и Леонова в большей степени привлекают внимание исследователей, нежели с именем М. Пришвина. Об этом свидетельствуют, в частности, недавние публикации Т. Я. Гринфельд "Л. Леонов и М. Пришвин: развитие чувства природы в русской прозе" (1, с. 69) или Н. В. Ершова "Шолоховские традиции в романе В. Шукшина "Я пришел дать вам волю" (2, с. 77). Тем не менее и во взглядах на мир, и в поэтике их художественных творений много не только отличного, но и общего. В частности, представляет интерес образ "света", его идейно-эстетическая функция и смысловая наполняемость жанровой полярности и разностильности этих писателей. В своей статье "Секрет Михаила Пришвина" П. С. Выходцев пишет, что "все художественное творчество писателя – это углубленное философское осмысление окружающего мира и сущности человека с целью поисков между ними утерянной гармонии" (3, с. 10). Говоря о творчестве М. Горького, Иванов отмечает, что в его произведениях "каждое слово исполнено каким-то особенным смыслом, но и за словами, между строк скрывается содержание неуловимо большее самих слов, так как человек, его душа – неуловимы, невыразимы словами". Эта особенность поэтического дара свойственна...
    10. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: казалось бы, вопросы требуют уточнения, переосмысления. Один из них – любовь писателя к древней языческой культуре, его ориентация на сосредоточенный в мифе космологический универсализм славян. Полагаем, истоки творческой индивидуальности Пришвина, самобытность его художественного мира (не сводимого нами лишь к мифу) – в языческом мифологизме. "Великий Пан" – так характерно называлась статья Р. В. Иванова-Разумника, одна из первых о Пришвине (2). Исключительность его таланта сразу отметили А. Блок (9, т. 4, с. 343, 344), М. Горький (3, с. 348), Д. Мережковский (4). Позднее научные исследования развивали природоведческую концепцию творчества писателя, варьировали оппозиции вроде "художник-ученый" (13), обосновывали "сказочность его сочинений" (14). "Мысле-образами", "вечными спутниками", данными "от природы", назвала В. Д. Пришвина "интеллектуальные и нравственные идеи, через которые Пришвин видит мир" (10, т. 1, с. 7): "образ большой воды – истока всей жизни на земле", "камень-правда", "образ неоскорбляемой любви" … Сам же "Великий Пан" (однажды Горький сказал ему: "Вы мудрец" (1, т. 29, с. 477), когда подчеркивал уникальность своего пути в искусстве (7;8), явно тяготел к древне-религиозному пониманию знания и слова. "Нужно найти такое знание, чтобы...