• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1988"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 7. Размер: 37кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    3. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    6. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    7. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    8. Мещерякова О. А.: "Неувядаемый цвет" И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    11. Мезинов В. Н.: Педагогические идеи в художественных произведениях М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    12. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    13. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Краснова С. В.: М. Пришвин на родине В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    16. Свиридова Т. М.: Языковые средства со значением согласия/несогласия и их использование в романе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    17. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    18. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    19. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. Зайцева Н. В.: Идея всеобъемлющего гуманизма в рассказах Михаила Пришвина для детей
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    21. Иванова Д. М.: Мифологема земли в творчестве М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    22. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 7. Размер: 37кб.
    Часть текста: М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: – №2. – С. 220-241. Подоксенов Александр Модестович Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация : В статье обосновывается необходимость преодоления методологического редукционизма, когда истоки творчества художника сводятся к какому-либо частному фактору. В качестве предмета анализа предлагается взять мировоззрение писателя, которое как интегрирующий фактор позволит объединить все разнообразие исследовательских путей и подходов. На конкретных примерах показан ряд достоинств метода герменевтики, позволяющего выявить как скрытые смыслы текста, так и предложить новые интерпретации бытия героев художественного произведения. Ключевые слова : культура, философия, мировоззрение, религия, пантеизм, герменевтика. В истории отечественной культуры М. М. Пришвин является одним из самых сложных и многогранных явлений, и хотя о жизни и творчестве писателя сказано уже немало, у его наследия, как и у всякого значительного культурного явления, есть примечательное свойство: сам ход времени и обновление исследовательских парадигм порождают все новые интерпретации его таланта. В пришвиноведении, правда, преобладают традиции филологического и литературоведческого анализа, но по мере переиздания публицистики революционного периода, выхода в свет задержанных из-за цензуры художественных произведений и особенно многотомного Дневника, становится все более ясно, что перед нами оригинальный мыслитель с собственными воззрениями на мир. Определенная «непонятость» писателя объясняется и предстоящим введением в научный оборот неопубликованной части наследия, и необходимостью избавления от навязанных в советскую эпоху идеологических искажений, и тем,...
    3. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: Красотой или царевной-золотой косой, непокрытой красой <…> В одной сказке ей придано название Марьи-Моревны, т. е. дочери моря» [1, 538]. Марья Моревна является сквозным, возникающим в различных произведениях образом, который проходит сложную художественную трансформацию, типологически преображаясь, то в Машу, дочь зажиточного помора («За волшебным колобком»), то в Марию, «генеральскую» дочь («Кащеева цепь»), и, наконец, приобретает черты главной героини «Осударевой дороги» – Маши Улановой. От первых очерков до итогового романа образ постоянно расширялся и углублялся в семантическом плане. Именно сказочно-мифологическая ипостась Марьи Моревны сближает реальных героинь. Впервые Марья Моревна появляется в начале творческого пути писателя, в его очерке «За волшебным колобком». Здесь Пришвин лишь намечает черты сказочной царевны, делая акцент на фольклорности образа. Описывая Марью Моревну, он использует сочетание реального пространства и сказочно-мифологического, недвусмысленно создавая параллели между реальными поморами: Иваном, Машей и ее отцом и героями русских народных сказок: Иваном-царевичем, Марьей Моревной и Кащеем Бессмертным. Реальный план женитьбы Ивана и Маши соотносится со сказочным планом похищения...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: по литературе (1933). Родился в Воронеже в небогатой дворянской семье. В 1881 году поступил в Елецкую мужскую гимназию, но в 1886 году был отчислен из четвёртого класса. Получил домашнее образование под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, который был сослан под полицейский надзор и жил у родителей в деревне Озёрки Елецкого уезда Орловской губернии. С 1889 года сотрудничал в газете «Орловский вестник» в качестве корректора, затем редактора. Через два года в Орле появляется небольшая книга стихотворений. Увлекается толстовством, но быстро разочаровывается в идеи толстовского опрощения. В Москве и Петербурге входит в литературную среду, много путешествует. Публикует рассказы и стихотворные произведения. В 1903 году получает Пушкинскую премию за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1906) американского поэта Г. Лонгфелло. В 1909 году избран почётным членом Академии наук. Наиболее известные произведения дореволюционного этапа...
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: разъединенности, разобщенности людей, сопротивляясь «расчленению жизненных и познавательных процессов». Жизненным и научным кредо Вернадского стало единство научной, философской и религиозной мысли, единство убеждений и дел, а также единство людей, которые исповедуют близкие по духу идеи. Научная деятельность Вернадского началась сразу после окончания университета. Он много путешествует по Европе, участвует в экспедициях, работает в музеях и лабораториях. Его, несмотря на молодость, принимают в члены Британской ассоциации наук – влиятельной ученой организации англо-язычного мира – БиЭй. В 1891 году Вернадский защитил магистерскую диссертацию. Ведет активную общественную деятельность, становится одним из основателей Конституционно-демократической партии. С 1890 по 1911 годы преподает на кафедре минералогии Московского университета, затем баллотируется в Петербургскую Академию наук. Во время первой мировой войны Вернадский трудится в Комиссии по изучению ...
    6. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: Все значительные произведения от самого первого "В краю непуганых птиц" до последнего "Корабельная чаща", несмотря на жанровые, идейно-тематические, образные и иные отличия, объединены не только философско-эстетической позицией писателя, но и мифопоэтической сущностной основой. Они, с нашей точки зрения, представляют собой некое интегральное образование, своего рода сверхтекст или метатекст, подчинённый принципу становления, развёртывания Всеединства в его различных модусах. В качестве смыслообразующей силы здесь выступает пространство как самосозидающая реальность. Пространство, как известно, относится к универсальным понятиям, "которые в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующего в их сознании" (1). В художественном мире Пришвина системе локальных отношений принадлежит особая роль. Он придаёт очень большое значение "чувству пространства". Физическое "переживание" пространства, особенно незнакомого, он считает просто необходимым для писателя: "У поэтов это выходит само собой, но я не могу достигнуть этого иначе, как не уехав в новое место. И, по-моему, это можно рекомендовать всем, кто начинает писать: новое место есть факт, новая данность, новая уверенность, и признаки её выступают отчётливо. Я ловлю эти признаки слухом (ритм) и глазом (пейзаж), мускульное чувство (когда много ходишь) странным образом выводит из пространственных измерений, пространство становится эфирным, и время без газет, без правил дня идёт только по солнышку, тогда без времени и пространства мне вода, земля пахнут своим запахом и всё в мире становится так, будто слушаешь сказку мира" (2, т. 8, с. 142). ...
    7. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    Часть текста: Пришвин – «трудный» писатель, и читать его нелегко. Его текст представляет собой сплетение идей и зрительных образов, культурных реминисценций и исторических событий, в нем присутствует как собственный опыт, что для писателя всегда очень важно, так и культурная традиция, что для него не менее важно («Иные глупцы говорят, будто пишу от своего имени, оттого что ношусь со своим «я», и что нужно писать не «субъективно», а «объективно». Вот именно затем и пишу от своего «я», из – за правды») . Кроме реалий, Пришвину нужно всегда ухватиться за культурную традицию, что только и дает возможность понять смысл происходящего и не только сложить новую, небывалую картину мира, но и осознать ее, культурно обжить, художественно осмыслить - по Пришвину, «поэтически описать» («какое же счастье написать такой рассказ, чтобы в нем созвучно дрожали общие струны души следопыта - охотника и человека, искушенного довольно близким соприкосновением с мировой...
    8. Мещерякова О. А.: "Неувядаемый цвет" И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: с. 15]. Перу другого мастера принадлежит такое описание: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка, и в глазах у них мелькает то сквозной зеленый блеск, то красный, – прозрачный и яркий, как горячий сироп варенья из красной смородины [1, с. 56]. Стандартно серая мышь , традиционно серый волк, существующие в нашем сознании, проходят через цветовое преображение, осуществляемое этими замечательными мастерами прозы, когда-то открывшими мир для себя и до сих пор открывающими его для нас. С точки зрения искусства живописи эти колористические образы можно назвать импрессионистическими. Импрессионизм как художественное направление строится на стремлении художника передать красками мимолетное впечатление. Пришвин и Бунин с помощью слова также создают цветовой образ, главной характеристикой которого является «оттенок мгновения». В миниатюре М. М. Пришвина «Мышь» новый цветовой ракурс связан в первую очередь со временем суток –  на вечерней заре, – то есть когда низкое солнце все окрашивает в красный цвет, этим и объясняется, почему обыкновенные глазки-бусинки черные засияли по-новому – красным огнем . Вечерняя заря длится совсем чуть-чуть. Этот короткий миг и сумел зафиксировать Пришвин. Рассказ Бунина называется «Волки». В описании глаз этих животных два цвета. З еленый связан с обозначением цвета радужной оболочки глаз диких животных. Красный – прозрачный и яркий, как горячий сироп варенья из красной смородины, – оттенок блеска в глазах волков появляется не случайно, это отражение описываемого в рассказе пожара: В глаза бьет зарево пожара вдали направо [1, с. 56]. Отсветы, падающие от полыхающего вдалеке огня, изменяют все...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Для поэзии Волошина этого периода особенно характерны господство изобразительного начала, символика цветописи. Его называли «поэтом-живописцем и ваятелем». Сказал свое слово Волошин и в изобразительном искусстве: он был живописцем, графиком, признанным мастером пейзажа, искусным аквалеристом. С 1910 года живет в Крыму, в собственном доме в Коктебеле на морском берегу. Горные и морские ландшафты восточного Крыма отражены Волошиным в краске и слове. Цикл стихов «Киммерийские сумерки» (1907) – одна из вершин его лирика – запечатлел образ крымской земли, которая во времена Гомера звалась Киммерией. Стихотворный цикл «Алтари в пустыне» (1909) посвящен Аполлону. Сумрачная Киммерия уступает в этом цикле славословным гимном в честь солнечного блеска. Волошин активно сотрудничает в журнале «Аполлон», пропагандирующем принципы «гармонически-просветленного» искусства. Здесь Волошин выступает не только как поэт, но и как публицист, и критик: статьи об изобразительном искусстве, литературе, театре и т. д. Во время первой мировой войны демонстрирует пацифистские настроения и мистическое восприятие исторической катастрофы, усилившееся под антропософским влиянием Р. Штейнера. Начало войны Волошин встретил в Швейцарии, в кругу последователей Р. Штейнера. Волошин, как ...
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: антропология М. Пришвина ГЛАВА V ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М. ПРИШВИНА Философия и эстетика начала ХХ века обозначили новые подходы к художественной антропологии. Внимание к человеку активному, стремление понять личность «как своего рода бесконечность» (Бердяев Н. А.), борьба за раскрепощение личности связаны в первую очередь с философскими устремлениями Ф. Ницше, с его мечтой о новом человеке, свободном от «косных моральных традиций». Концепт «личность» в русской культуре этого периода становится центральным, а утверждение самоценности личности – одним из главных достояний литературы Серебряного века. Философско-художественные интенции Пришвина, составляющие качественную характеристику его дискурса, соотносятся с метафизическим измерением человека, что, безусловно, соответствует глубинной интуиции русской философии. Пришвин, которого за его внимание к жизни природного мира называли «бесчеловечным» писателем (Гиппиус З. Н.), неоднократно признавался, что всегда «только о человеке и думал». Он создает в своем творчестве весьма оригинальную антропологическую концепцию, которая в полной мере может быть осмыслена только в контексте основополагающих идей русской философии, где человек сливается со всей «бесконечной реальностью» в акте своего великого единения с миром. Он, вслед за русскими космистами, видевший человека в «родственной сопряженности эволюционной цепи», представляет его в системе глубинных взаимосвязей с миром, в единстве личного и абсолютного целого. Мысль о таком единстве - характерная черта русской философии. Уже П. Я. Чаадаев полагал, что главная цель истории, а точнее христианства, реализующего себя в истории, состоит в обретении единства . «Дух религии – утверждал он, - заключается всецело в идее слияния всех, сколько их ни есть в мире нравственных сил, - в одну...