• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1992"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 6. Размер: 13кб.
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    5. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    6. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    7. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    8. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    9. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    10. Борисова Н. В.: Философия всеединства в творческом наследии М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    11. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VI. В поисках России тайной…
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    12. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    13. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    14. Мямлина Л. А.: Женские характеры в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    16. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    17. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    18. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    19. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    20. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VII. "Миф мятущегося русского бытия…"
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    21. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Соловьёв Владимир Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    22. Бочаева Н. Г.: "Кащеева цепь" М. М. Пришвина в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    23. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    24. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    25. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    26. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 6. Размер: 13кб.
    Часть текста: отдавая предпочтение первым и считая случайными и несистемными вторые (Г. Н. Скляревская). В нашем исследовании мы придерживаемся обратной точки зрения и считаем, что именно авторские метафоры являются структурным элементом образной картины мира и отражают язык эпохи через авторское, творческое словоупотребление. За основу принимаем определение Н. А. Тураниной: «Под индивидуально-авторской метафорой мы понимаем такой тип переносного значения слова, который задает семантическую двуплановость на основе реализуемых в контексте сходных признаков денотатов с целью отражения индивидуально-значимой образной картины мира» [5, с. 9]. Предметом исследования в статье является метафорическая лексика, связанная с описанием водной стихии и имеющая свои особенности в текстах М. Пришвина и В. Астафьева. Метафоры, в которых слова выступают в роли носителей метафорического образа, подразделяются по частиречной принадлежности. Так, в прозе М. Пришвина водная стихия представлена 34 номинативными метафорами, 14 адъективными и 57 глагольными, у Астафьева – 35 номинативными, 69 адъективными и 116 глагольными. Если в творчестве М. Пришвина преобладает номинативная метафора [6, с. 3], то при метафоризации наименований водной стихии у В. Астафьева первенство принадлежит глагольной. Наиболее частотными в творчестве М. Пришвина являются...
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: ФОРМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЕ М. ПРИШВИНА Система интуитивных и философско-эстетических представлений Пришвина рождает в его произведениях неповторимую художественную картину мира, где реальность и миф существуют в единстве и взаимосвязи. Мифологическое мышление писателя стало способом философского осмысления действительности, проникновения в сущность вещей. Как уже отмечалось, обращение Пришвина к языку мифа было обусловлено не только личной ориентацией на мифические формы восприятия жизни, но и общим интересом к мифу в культуре XX столетия: «Неомифологическое сознание – одно из главных направлений культурной ментальности XX века, начиная с символизма и кончая постмодернизмом» [1]. Возрождение целостного архаического мироощущения как противовес аналитическим путям познания сделало миф в XX веке одной из важнейших культурных категорий. Вместе с тем главным было то, что миф для Пришвина стал возможностью выразить жизнь как великое Всеединство, как место встречи идеального и реального, временного и вечного, которое нельзя постичь только в интеллектуальной форме. Мифическое сознание Пришвина...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: Анализируются закономерности внутренней связи народного сектантства, интеллигентского «богоискательства» и революционно-социалистического движения. Ключевые слова : мировоззрение, культура, философия, религия, сектантство, богоискательство, марксизм. Жизненные обстоятельства сложились так, что с 1904 по 1918 годы М. М. Пришвин жил преимущественно в Петербурге и именно к этому времени относится один из наиболее важных этапов становления личности писателя, названный им «десятилетие нашего интеллигентского богоискательства» [15, 26]. Общепризнанным центром бурлящей интеллектуальной жизни города на Неве было петербургское отделение Религиозно-философского общества, один из руководителей которого Д. С. Мережковский оказал значительное влияние на многих деятелей русской культуры, в том числе и на Пришвина. Главной же задачей РФО было стремление «сблизить безрелигиозную интеллигенцию с религией и, главным образом, с “новым религиозным сознанием”» [1, 109-110]. Собственно, так и называлась концептуальная статья, опубликованная Мережковским в 1905 году, в которой он писал, что христианское вероисповедание, открывшееся людям почти две тысячи лет тому назад, «ныне для нас опять сделалось тайной; это откровение и тайна о том, что человек Иисус, распятый при Пилате Понтийском, был не только Человек, но и Бог, истинный Богочеловек, единородный Сын Божий, что “вся полнота Божества обитала в Нем телесно” и что “нет иного имени под небом, коим надлежало бы нам спастись”» [7, 107]. Автор статьи ставил задачу по-новому раскрыть и заставить действовать забытую тайну исповедания Иисуса Христа. Ведь если для...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: осмысливая коренные преобразования философских традиций, создают напряжённое интеллектуальное «силовое поле», мощные импульсы которого обращены и к творчеству «мятежных философов» - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, представляющих философию жизни, и к учению Канта и его последователей, и к защите традиций Платона и античной мысли вообще. Однако главные поиски русской философии всегда имели единый вектор – проблему Абсолютного: «Изречение Гегеля: «Объект философии тот же, что и объект религии», - глубоко родственно русской душе и вместе с тем верно отражает традицию эллинизма. Вся античная диалектика от Сократа до Платона есть восхождение к Абсолютному, или искание Божества» [1]. Традиционным для русского менталитета было осмысление идеалистической религиозной метафизики конца XIX – начала XX века с её специфическим синтезом таких «вечных» ценностей, как истина, любовь и красота. И здесь основная роль принадлежала В. С. Соловьёву, оказавшему большое влияние на русскую философию. Диалог русских мыслителей с гениями прошлого и настоящего на рубеже веков был сложным, глубоким, подчас болезненно-противоречивым. Михаил...
    5. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: Ф. Ницше, с его мечтой о новом человеке, свободном от «косных моральных традиций». Концепт «личность» в русской культуре этого периода становится центральным, а утверждение самоценности личности – одним из главных достояний литературы Серебряного века. Философско-художественные интенции Пришвина, составляющие качественную характеристику его дискурса, соотносятся с метафизическим измерением человека, что, безусловно, соответствует глубинной интуиции русской философии. Пришвин, которого за его внимание к жизни природного мира называли «бесчеловечным» писателем (Гиппиус З. Н.), неоднократно признавался, что всегда «только о человеке и думал». Он создает в своем творчестве весьма оригинальную антропологическую концепцию, которая в полной мере может быть осмыслена только в контексте основополагающих идей русской философии, где человек сливается со всей «бесконечной реальностью» в акте своего великого единения с миром. Он, вслед за русскими космистами, видевший человека в...
    6. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Пришвин М. Незабудки. – М.: Худож. лит., 1969. – 304 с. 2. Пришвин М. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990....
    7. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: новых публикаций ранее не издававшихся художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в моем представлении историю как действие абсолютно правых и абсолютно неправых (злых) существ. Что те и другие борющиеся силы могут быть правы – этому никто не учил. Может быть, этому воспитанию способствовала вся гимназическая система...» 1 .  Уже с первых сочинений у Пришвина ярко выражено стремление преодолеть односторонность, показать скрытые причины конфликтов личного и общественного, духовного и материального, исторических и жизненных реалий, обусловливающих особенности взаимодействия личности и общества. Так, еще задолго до революции, в августе 1914 года, писатель пророчески...
    8. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    Часть текста: важно («Иные глупцы говорят, будто пишу от своего имени, оттого что ношусь со своим «я», и что нужно писать не «субъективно», а «объективно». Вот именно затем и пишу от своего «я», из – за правды») . Кроме реалий, Пришвину нужно всегда ухватиться за культурную традицию, что только и дает возможность понять смысл происходящего и не только сложить новую, небывалую картину мира, но и осознать ее, культурно обжить, художественно осмыслить - по Пришвину, «поэтически описать» («какое же счастье написать такой рассказ, чтобы в нем созвучно дрожали общие струны души следопыта - охотника и человека, искушенного довольно близким соприкосновением с мировой культурой»). В дневнике бесконечное разнообразие мира собирается в единую картину бытия – где бы Пришвин ни оказался, что бы он ни увидел, какой бы страшной ни оказалась эта картина, – он ее воссоздает. Как и в прежние годы, он пытается преодолеть фундаментальное разделение мира на идеальное и материальное, причем теперь в самом что ни на есть прикладном смысле этого разделения, очевидном и характерном для современной истории: в реальной жизни столкнулись победившая утопия ...
    9. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: нет. Разработанные, казалось бы, вопросы требуют уточнения, переосмысления. Один из них – любовь писателя к древней языческой культуре, его ориентация на сосредоточенный в мифе космологический универсализм славян. Полагаем, истоки творческой индивидуальности Пришвина, самобытность его художественного мира (не сводимого нами лишь к мифу) – в языческом мифологизме. "Великий Пан" – так характерно называлась статья Р. В. Иванова-Разумника, одна из первых о Пришвине (2). Исключительность его таланта сразу отметили А. Блок (9, т. 4, с. 343, 344), М. Горький (3, с. 348), Д. Мережковский (4). Позднее научные исследования развивали природоведческую концепцию творчества писателя, варьировали оппозиции вроде "художник-ученый" (13), обосновывали "сказочность его сочинений" (14). "Мысле-образами", "вечными спутниками", данными "от природы", назвала В. Д. Пришвина "интеллектуальные и нравственные идеи, через которые Пришвин видит мир" (10, т. 1, с. 7): "образ большой воды – истока всей жизни на земле", "камень-правда", "образ неоскорбляемой любви" … Сам же "Великий Пан" (однажды Горький сказал ему: "Вы мудрец" (1, т. 29, с. 477), когда подчеркивал уникальность своего пути в искусстве (7;8), явно тяготел к древне-религиозному пониманию знания и слова. "Нужно найти такое знание, чтобы открывалось все – и человек, и природа" (9, т. 1, с. 201). Сущность изначального, т. е. язычески-религиозного в Пане позволяет нам снять оппозиции и ряд имеющихся...
    10. Борисова Н. В.: Философия всеединства в творческом наследии М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: пространство дневника и художественного произведения представляют некий синтез, и трудно отличить, где заканчивается биография писателя и начинается жизнь его героя. Так, между Пришвиным и его "сквозным" героем Алпатовым существует напряженная разнонаправленная связь, в которой проявляется своеобразный изоморфизм текста и автора. Это касается, например, основной проблемы "Мирской чаши" – проблемы поисков духовной свободы, в одинаковой степени актуальных (если судить по дневниковым записям) как для писателя, так и для его "художественного двойника". Иногда же кажется, что дневник и детские или охотничьи рассказы написаны разными людьми. Пришвин напряженно всматривается в собственное "Я", наблюдая развитие и созревание мысли, и в то же время боится "засмыслиться", мечтая "заблудиться" вместе со своим читателем, вместе со своими героями, чтобы перейти ту едва уловимую неведомую грань между реальностью и фантазией. Чтобы разгадать феномен Пришвина необходимо обратиться к его мировоззрению. Первое, что здесь надо отметить, его глубокую причастность культуре Серебряного века с его острым неприятием западноевропейского рационализма, этого "первородного греха западной мысли". Он формировался в русле тех философских направлений, которые прямо или косвенно уходили в сторону от позитивизма. Творчество писателя проникнуто идеями, глубоко родственными русскому самосознанию. Как и большинству русских философов, ему было свойственно глубокое сомнение в том, что познание может быть осуществлено только рациональным путем и что, следовательно, надо опираться и на до-логическое миропонимание. Философские устремления Пришвина вдохновенно-интуитивны и символичны, что, несомненно, подтверждает его...