• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1993"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Джеймс Уильям
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    2. Углов Д. В.: Пришвин – Хайдеггер: дискурс на дороге бытия
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    5. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    6. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    8. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    10. Чжао Фэнцай: Оосмысление судьбы интеллигенции в творчестве М. Пришвина и В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Леонтьев Я. В.: М. Пришвин как краевед (Талдомский период жизни)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    12. Попова И. М.: Пришвинская философия природы в романистике В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    13. Балашова Е. А.: "Личность" или "отдельность"? К вопросу о кризисе личности в переходную эпоху (на материале дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    16. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    17. Ковыршина О. А.: Образ времени в послеоктябрьском творчестве Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    18. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VI. В поисках России тайной…
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    19. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    21. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    22. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    23. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    24. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    25. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    26. Чу Юань: Значение "свидетельств времени" в художественном наследии М. Пришвина и В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    27. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    28. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    29. Биография (Вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    30. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Джеймс Уильям
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    Часть текста: психической жизни и примат в ней воли и интереса. Психика, утверждал Джемс, обладая «функциональной ценностью», является орудием биологического выживания человека. Разработанная Джемсом концепция физиологической природы эмоций стала одним из истоков бихевиоризма. Философия Джемса была весьма близка Пришвину. «Чтение Бергсона и Джемса… Не знаю, верно ли учение прагматизма, но я, не зная этого учения, именно им пользовался» (Пришвин М. М. Дневники 1918-1919. С. 59). Такое признание не случайно. В дневнике Пришвин неоднократно обращается к У. Джемсу. И Пришвин, и Джемс исходили из признания родственности или внутренней однородности человека и мира, взаимного проникновения Я и мира. И философ, и философствующий писатель пытались понять взаимоотношения человека со вселенной. Исследователи философского наследия Джемса отмечают, что он «высказывался в пользу такой картины мира и соответственно такой философии, которые принимали бы близость, родственность мира человеку. Джемс не мог допустить, что человеческие идеалы, нравственные цели, стремления не имеют и никогда не получат отклика со стороны вселенной, что всё это в конечном счёте исчезнет без следа» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3. С. 72). Но ведь это – основной лейтмотив всего творческого наследия Пришвина, у которого жизнь человека и космоса, человека и вселенной взаимосвязаны: «всё гармонирует со мной, что гармонично в тебе, о вселенная» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс. С. 73). Художественная мысль писателя бьётся над выбором способов и средств воссоздания великого Всеединства мира, а Джемс, в молодости увлекаясь Марком Аврелием, разделял его взгляд, согласно...
    2. Углов Д. В.: Пришвин – Хайдеггер: дискурс на дороге бытия
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: и мыслитель М. М. Пришвин (1873 – 1954) и немецкий философ М. Хайдеггер (1889 – 1976), несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, принадлежат к одному поколению европейской интеллигенции и с полным основанием могут считаться современниками не столько в историческом, сколько в мировоззренческом и общекультурном значении этого слова. Оба пережили две мировые войны и революционные катаклизмы, потрясшие как Россию, так и Германию; оба вынуждены были сложно и неоднозначно строить личные и профессиональные отношения с тоталитарными режимами своих государств; оба, достигнув творческих вершин, тяготились общественной значимостью, стремясь к уединённой жизни среди не искалеченной человеком природы [2, 6]. Поэтому, на наш взгляд, вполне естественно, что круг философских вопросов, которые волновали М. Пришвина и М. Хайдеггера, во многом схож. Однако уместно отметить следующее. Если Хайдеггер как философ с мировым именем «состоялся» уже при жизни, то истинное значение творчества Пришвина-мыслителя стало открываться для нас совсем недавно, благодаря исследованию материала его дневников, которые являлись для писателя единственно возможной формой философского опыта [1]. Тема идеи-метафоры дороги как объект философской рефлексии особенно глубоко была проработана у позднего Хайдеггера, присутствует она также и в размышлениях Пришвина. Попытка осмысления экзистенциальной и метафизической многоплановости феномена пути-дороги (прежде всего, дороги просёлочной, пересекающей природный ландшафт Отечества человека) как средоточия жизни этнического сообщества, родовой памяти каждого отдельного индивидуума объединяет двух оригинальных мыслителей. Современный философ А. В. Михайлов, анализируя работу М. Хайдеггера...
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: список БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Пришвин М. Незабудки. – М.: Худож. лит., 1969. – 304 с. 2. Пришвин М. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: всех вопросы: каков духовный путь России, в чём смысл «русской идеи», где искать истоки всё углубляющегося нравственного кризиса. Никогда не удовлетворяясь абстрактно-теоретическим познанием, русская философия всегда устремлялась к религиозно-этическому мировоззрению. Крупнейшие философы России, осмысливая коренные преобразования философских традиций, создают напряжённое интеллектуальное «силовое поле», мощные импульсы которого обращены и к творчеству «мятежных философов» - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, представляющих философию жизни, и к учению Канта и его последователей, и к защите традиций Платона и античной мысли вообще. Однако главные поиски русской философии всегда имели единый вектор – проблему Абсолютного: «Изречение Гегеля: «Объект философии тот же, что и объект религии», - глубоко родственно русской душе и вместе с тем верно отражает традицию эллинизма. Вся античная диалектика от Сократа до Платона есть восхождение к Абсолютному, или искание Божества» [1]. Традиционным для русского менталитета было осмысление идеалистической религиозной метафизики конца XIX – начала XX века с её специфическим синтезом таких «вечных» ценностей, как истина, любовь и красота. И здесь основная роль принадлежала В. С. Соловьёву, оказавшему большое влияние на русскую философию. Диалог русских мыслителей с гениями прошлого и настоящего на рубеже веков был сложным, глубоким, подчас болезненно-противоречивым....
    5. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: к какому-либо частному фактору. В качестве предмета анализа предлагается взять мировоззрение писателя, которое как интегрирующий фактор позволит объединить все разнообразие исследовательских путей и подходов. На конкретных примерах показан ряд достоинств метода герменевтики, позволяющего выявить как скрытые смыслы текста, так и предложить новые интерпретации бытия героев художественного произведения. Ключевые слова : культура, философия, мировоззрение, религия, пантеизм, герменевтика. В истории отечественной культуры М. М. Пришвин является одним из самых сложных и многогранных явлений, и хотя о жизни и творчестве писателя сказано уже немало, у его наследия, как и у всякого значительного культурного явления, есть примечательное свойство: сам ход времени и обновление исследовательских парадигм порождают все новые интерпретации его таланта. В пришвиноведении, правда, преобладают традиции филологического и литературоведческого анализа, но по мере переиздания публицистики революционного периода, выхода в свет задержанных из-за цензуры художественных произведений и особенно многотомного Дневника,...
    6. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: все дневники писателя за пятьдесят лет, сделала несколько копий с рукописей. «Твердила: “Если умру, не меня обихаживайте, спасайте дневники”» [1, с. 35]. Огромный труд по сохранению творческого наследия М. М. Пришвина должен быть по достоинству оценен. Этот грандиозный массив рукописей частично уже издан, но в значительной части еще в процессе подготовки или «ожидания». В советский период дневники были изданы в рамках 6-томного (записи Пришвина за 1951–1954 годы) и 8-томного (краткая публикация записей за все годы ведения дневников) собраний сочинений. Также небольшой отрывок дневниковых записей был опубликован в «Литературной газете» за 1968 год (№ 14). Но до нового времени все записи, хоть как-то выбивавшиеся из общепринятой идеологии, конечно, не появлялись в печати. Ведение писателем дневников рассматривалось только как необходимый путь к пониманию идей социализма.  Также из записей изымались практически все творческие заготовки писателя, которого советские читатели должны были воспринимать певцом природы и автором охотничьих рассказов. А ведь дневники Пришвина можно считать черновиком всех его произведений. Без дневника невозможно понять творчество писателя еще и потому, что дневник позволяет увидеть в произведениях автора новые смыслы, скрытые от обычного читателя. В 1957 году вышел 6 том собрания сочинений Пришвина. Дневники занимают не весь его объем, но большую часть. Информация о дневниках в данном издании содержится в примечаниях. Составители оговаривают, что в книгу вошли фрагменты дневников с 1951 по 1954 годы. Это...
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: по духу идеи. Научная деятельность Вернадского началась сразу после окончания университета. Он много путешествует по Европе, участвует в экспедициях, работает в музеях и лабораториях. Его, несмотря на молодость, принимают в члены Британской ассоциации наук – влиятельной ученой организации англо-язычного мира – БиЭй. В 1891 году Вернадский защитил магистерскую диссертацию. Ведет активную общественную деятельность, становится одним из основателей Конституционно-демократической партии. С 1890 по 1911 годы преподает на кафедре минералогии Московского университета, затем баллотируется в Петербургскую Академию наук. Во время первой мировой войны Вернадский трудится в Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Вернадский закладывает в программу КЕПС идею «инвентаризации» природных богатств России. Октябрьскую революцию принял как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Историческую опору следует искать, по мнению Вернадского, не в революционных преобразованиях, а в «бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа»; искать «…группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают» (Аксенов Г. П. Вернадский. М., 1994. С. 242). Обладая удивительной способностью «видеть поверх событий», «прозревать за историей метаисторию», Вернадский понимает и принимает противоречивый характер времени: «Наше время – время крушения государства, полного развала жизни, ее обнаженного цинизма, проявления величайших преступлений, жесткости… – есть вместе с тем и время сильного, искреннего, полного и коренного подъема духа. Это время, когда все величайшие задачи бытия встают перед людьми как противовес окружающим их страданиям и кровавым призракам» (Аксенов Г. П. Вернадский. С. 299). После революции продолжает активно работать: избирается первым президентом Украинской...
    8. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке) З. Я. Холодова "ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ “В ДУХЕ”…" (М. ПРИШВИН ОБ А. БЛОКЕ) В задуманном М. Пришвиным романе "Начало века", охватывающем 1905—1917 годы, среди его героев должны были быть А. Блок, Д. Мережковский, А. Ремизов, В. Розанов и М. Горький. Роман так и не был написан, однако именно эти писатели стали "вечными спутниками" Пришвина, с ними он вел "внутренние диалоги" до конца своей жизни. Александр Блок играл значительную роль в творческой судьбе Пришвина — прежде всего как катализатор духовной жизни писателя, его идейно-эстетических и художественных поисков. Дневниковые записи Пришвина, посвященные Блоку, чрезвычайно интересны. Они не только раскрывают глубинный смысл их личных и творческих взаимоотношений, но и освещают малоизвестные страницы жизни поэта, помогают понять трагизм его судьбы.  Для Пришвина Блок — один из высочайших авторитетов, и даже не как поэт, а как человек. В Блоке его поражало сочетание аристократизма и демократизма: "... рабочий, крестьянин, земский интеллигент — все бывали у Блока, и кто бывал, будет до гроба хранить очарование равенства всех в общении с этим прекрасным душой и телом человеком" (1, т. 8, с. 186). "Есть люди, — пишет Пришвин, — от которых является подозрение в своей ли неправоте, или даже ничтожестве своем, и начинается борьба за восстановление себя самого, за выправление своей жизненной линии. Такой для меня Блок. Стихов Блока и вообще этой высшей стихотворной поэзии я не понимаю: эти снежные кружева слишком кружева для меня <...>. Блок для меня — это человек, живущий “в духе”, редчайшее явление. Мне так же неловко с ним, как с людьми из народа: сектантами, высшими натурами" (1, т. 8, с....
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: историю и географию в уездных городах Центральной России. С 1869 года он работает в Чертковской библиотеке (Москва), а затем с 1874 года – заведующий каталожным отделом Румянцевского музея. Фёдоров, обладая энциклопедическими знаниями, внёс существенный вклад в развитие книговедения и библиотечного дела в России. В последние годы жизни работал в архиве Министерства иностранных дел. Аскетичный, исключительно добрый в жизни, Фёдоров становился непреклонным, если дело касалось его научных принципов и убеждений. В ответ на просьбу Ф. М. Достоевского разъяснить смысл его проекта, Фёдоров приступил к письменному подробному изложению своего учения. В начале 1882 года с фёдоровским проектом познакомился Вл. Соловьёв, которому был близок пафос преодоления смерти. Однако для Соловьёва важно было не просто воскрешение человечества, но «восстановление его в должном виде», что предполагало религиозную основу воссоздания целостности. Не только Вл. Соловьёв, но и большинство русских философов не приняли натуралистического принципа в учении Фёдорова, хотя и сочувственно отнеслись к идее «трудовой рукотворности» восстановления вечности на Земле. Фёдоров утверждал, что «для сынов человеческих есть только одна религия, одна философия и одно общее, всеобъемлющее дело» (Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела // Собр. соч.: В 2 т. М., 1913. Т. 2. С. 200). В утверждении личной бытийности самым существенным является Дело «сынов человеческих» по восстановлению полноты рода – воскрешение умерших поколений и регуляция природы. Фёдоров, будучи последовательным критиком...
    10. Чжао Фэнцай: Оосмысление судьбы интеллигенции в творчестве М. Пришвина и В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: ("Кащеева цепь", "Мирская чаша") были свойственны "жажда целостного миросозерцания, органическое слияние истины и добра" (Н. А. Бердяев), характерные для лучших представителей русской интеллигенции. В. Максимов, изображая широким планом в своем романе "Семь дней творения" судьбы новой, "советской” интеллигенции, акцентирует внимание на том, что только те люди, которые сумеют преодолеть себя: свою гордыню, обиду, злость, ропот, стремление мстить, желание изменить обстоятельства, а не свою душу, только те способны выйти из тяжких испытаний несломленными, чистыми духом, способными подняться над временем и судьбой. Среди них люди, обладающие твердой верой или те, кто идет к Истине, настойчиво ищет ее, такие как Вадим Лашков, отец Георгий, Валерьян Семенович Ткаченко, Владимир Анисимович Васьков. Рассказ о Вадиме Лашкове повествователь начинает с его мольбы-жалобы на тяжкую долю. Героя везут в психиатрическую лечебницу вместе с "буйным" больным. Вадим с детства был лишен родительской любви, "Почти всю сознательную жизнь окружали посторонние люди: посторонние друзья, посторонние приятельницы, затем посторонняя жена и ее посторонние родственники" (1, т. 4, с. 276). Он ощущал горькое одиночество, никто не интересовался им, не проявлял заинтересованности в нем. Он был при живых родственниках лишен корней, основа которых любовь и единение с близкими. Детдом, детприемники, детколонии сменялись работой в театре. И только в тридцатилетнем возрасте он,...