• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1996"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    3. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    5. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    6. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    8. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    9. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    10. Провоторов А. В.: Поиски вечного в очерке М. М. Пришвина "У стен града невидимого. Светлое озеро"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    11. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    13. Бочаева Н. Г.: "Кащеева цепь" М. М. Пришвина в контексте автобиографической повести о детстве (к вопросу о традициях и новаторстве)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    15. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    16. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    17. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    18. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    19. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    20. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    21. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    23. Чистякова Н. А.: Народные традиции в раннем творчестве М. М. Пришвина и Б. В. Шергина
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    24. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VI. В поисках России тайной…
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    25. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    Часть текста: список БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Пришвин М. Незабудки. – М.: Худож. лит., 1969. – 304 с. 2. Пришвин М. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А....
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    Часть текста: Активно сотрудничал с патриархом Тихоном, участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-1918). 30 декабря 1922 года начинает жизнь эмигранта, сначала в Константинополе, а затем в Париже, где при непосредственном его участии создается Православный Богословский институт, который он возглавляет с 1925 года и до своей кончины. В начале пути примыкал к легальным марксистам. Научные интересы этого периода – политическая экономия, о чем свидетельствуют книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897), «Капитализм и земледелие» (1900). Однако уже в начале ХХ века, разочаровавшись в марксизме, обращается к философским идеям Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, а также к философии классического немецкого идеализма. Сборник статей С. Булгакова с символическим названием «От марксизма к идеализму» (1903) ознаменовал идейный поворот многих представителей русской интеллигенции, отошедшей от «стадной морали» и «оголтелого революционерства». Оригинальные философские идеи С. Н. Булгакова в монографиях «Философия хозяйства» (1912), в «Свете Невечернем» (1917) отражают его увлечение софиологией Вл. Соловьева и П. Флоренского. С. Н. Булгаков – один ...
    3. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых, Барбашиных, Ершовых, Васильевых, Перекалиных, Жеребцовых, Давыдовых, Вуколовых, Чеботаревых и др. - образуют различные степени родства. Пришвин пишет о своем происхождении следующее: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование, имение купили. А в корне, как мы были мужики – так и остались. Корень у нас мужицкий". Старейший в роду – Дмитрий Иванович Пришвин (1) – елецкий купец 1-й...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: живые «ризы» своей многострадальной отчизны, полесник, звездочет и мечтатель, поэт, зачарованный магией русского слова, алхимик, устремленный к поискам философского камня, Пришвин оставил в нашей литературе неповторимый миф о России и о себе. Неподражаемый, оригинальный, он шел медленным, «каким-то тележным» путем, в русской культуре, но это дорога, которая по силам подлинным великанам духа. В его художественном мире есть что-то ускользающее, даже парадоксальное: писал сложные, не помещавшиеся в границах привычных жанров, произведения, но упорно называл их очерками; оставил нам неповторимую «художественную философию», одновременно утверждая, что главным кредо писателя должно быть: «бойся философии». Довольно часто пространство его дневника и художественного произведения представляют некий синтез, и трудно отличить, где заканчивается биография писателя и начинается жизнь его героев. Иногда же это, по-пришвински неповторимое, единое «эктропическое» пространство, разрушается, и кажется, что дневник и детские или охотничьи рассказы написаны разными людьми. Пришвин напряженно всматривается в собственное «Я», наблюдая развитие и созревание мысли, и в то же время боится «засмыслиться», мечтая «заблудиться» вместе со своим читателем, вместе со своими героями, чтобы перейти ту едва...
    5. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: назвал его «Великий Пан» [3], Е. Колтоновская - «этнограф-поэт» [4]. Во второй половине XX века часто и убедительно говорили об эволюции писателя от реализма к романтизму, о «фольклоризме» [9], «сказочности» [18] его сочинений, но целостного представления о типе художественного мышления Пришвина нет и сегодня. Попробуем обосновать и конкретизировать художественное воплощение того качества таланта Пришвина, которое Горький назвал геооптимизмом. Учась многому и у многих, Пришвин, философ и поэт, художник и ученый, «пережил по-своему» пантеизм [12, с. 667], язычество. И эстетику Гете, Вагнера, Ницше, народничество, марксизм, сектантство, русский религиозно-философский «ренессанс». Многое почерпнул у своих предшественников: К. Н. Леонтьева, мастеров «природоведческой» темы и художественного интуитивизма Аксакова, Тургенева, Толстого. «Перезнакомился со всем литературно-художественным Петербургом» [16, Т. 3, с. 18], «был очень близок к Ремизову», признавал его своим учителем [15, с. 193]. Пришвин уточнял, что после 30 лет ему «родными» стали «философы-интуитивисты» [13, с. 75]. «Вы мудрец» [2, Т. 29, с. 477], - сказал ему Горький. Путь «к утраченным идеалам живого знания (грекам)» [10, с. 170] и раскрытые «родными»...
    6. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: контекст) Е. Ю. Константинова ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДНЕВНИКАХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ПРИШВИНА 1920-Х ГОДОВ (РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ) В современной исследовательской литературе жизнетворчество и связанное с ним представление о творчестве личности в 1920-е годы изучается в двух основных направлениях. С одной стороны, жизнетворчество рассматривается в традиции символизма как стремление художника создать собственный мир, в котором сохраняется его личное право на творчество, выражение его творческой индивидуальности (А. Варламов, Е. Худенко [1; 2]). Такое понимание жизнетворчества затрагивает скорее экзистенциальный аспект проблемы самоопределения художника в мире господства не близкой ему идеологии новой пролетарской культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути...
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: отражение в его произведениях, письмах, дневниковых записях. Склонный к аналитическому мышлению, он отчетливо осознавал и уникальность предложенного им способа участия в усовершенствовании жизни, и роль русского космизма в формировании его художественно-философской концепции мира и человека. В самом начале творческого пути художник сделал для себя открытие, что "мир вовсе не движется вперед куда-то к какому-то добру и счастью <...>, а вращается", и пришел к мысли о необходимости "присмотреться ко всему и согласовать себя со всем" (1, т. 8, с. 21). Поэтому он в первой же книге написал слова, которые, по его признанию, "определили последующую жизнь как утверждение" (1, т. 8, с. 524). Из письма Пришвина М. Горькому известно, что он "Федоровым <...> увлекался", "переживал в себе его идею воскрешения отцов" (2, с. 355), которая нашла поэтическое воплощение в автобиографическом романе "Кащеева цепь" как отражение интеллектуальных поисков главного героя. Однако прежде всего в философии родоначальника русской "космической философии" писателю импонировала идея "регуляции природы" с целью освоения и преображения мира, предусматривающая активное участие человека в управлении эволюцией, космическими процессами, совершенствовании организма человека и создании общества на основе сыновнего, родственного сознания. Как и Н. Ф. Федоров, "общим...
    8. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: между писателями трактуются, скорее, как противоборство двух неординарных, творчески одаренных личностей, – противоборство, доходящее иногда до художественной реализации, когда фигура Горького становится прототипом одного из ключевых персонажей в повести Пришвина «Мирская чаша» (1922) [2]. Целью данной статьи является не столько выработка кардинально нового взгляда на заявленную проблему, сколько возможность показать, какова диалектика писательских взаимоотношений и их специфика в эпоху так называемого «пролетарского искусства» 1930-1940-х годов и как менялся вектор пришвинских отношений к фигуре Горького после смерти последнего. В связи с этим основным материалом становятся дневниковые и очерковые записи Пришвина 1936-1937 годов и более поздние его высказывания о Горьком. Как известно, отношения между писателями завязались по переписке с 1911 года в связи с желанием Горького напечатать пришвинские произведения в издательстве «Знание». Сохранившаяся переписка составляет около трех десятков писем,...
    9. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: причинами, к числу которых следует прежде всего отнести антропоцентричность искусства вообще и словесного искусства в частности" (3, с. 70). Однако подлинной первопричиной столь пристального внимания к "поискам субъекта", на наш взгляд, являются идеи философии уходящего столетия: "Вся философия нового времени в главном течении своем - попытка самопонимания, а ее история - это история борьбы за смысл человека" (6, с. 250). В связи с этим особый интерес для исследования представляет автобиографическое произведение. Именно в нем отчетливо проявляется динамика развития авторского самопознания. Это творческий путь в миниатюре, творческая эволюция писателя. Попытка анализа автобиографического произведения - это возможность открытия некоторых секретов его творческой лаборатории. "Кащеева цепь" М. Пришвина - не просто одно из центральных произведений писателя, это книга, в которой исследуется рождение творческой личности. Более того, писатель в романе показал процесс создания автобиографического произведения, попытался сделать героем самого себя, посмотрел на себя со стороны, осмыслил и оценил свои поступки, свое поведение. Строя произведение на личных воспоминаниях, автор неоднократно обосновывал право писать о себе, себя сделать героем, чувствовать себя первым своим читателем, оценивающим то, что написано. Цепочка, соединяющая автора со своим глубинным "я", оказалась "сильнее, чем вся великая цепь" (8, т. 1, с. 46). Своеобразие творчества М. Пришвина, на наш взгляд, проявляется в весьма актуализированной антропоцентричности стиля. Признание субъективности в качестве стилеобразующего фактора в определенной мере связано с тем, что в центре многих произведений писателя - внимание к своему глубинному "я", самосознанию, творческому...
    10. Провоторов А. В.: Поиски вечного в очерке М. М. Пришвина "У стен града невидимого. Светлое озеро"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: и жизни М. Пришвина А. Варламова, «с точки зрения общественного интереса, громадной религиозной и апокалиптической напряженности, интереса к сектанству она била в самое яблочко» [1]. И действительно, начало ХХ века – это время, когда старые идеалы уходили на убыль и духовные силы были брошены на поиск новых, отличных от традиционных: вечные идеалы переосмысливались и претворялись в жизнь уже под иным углом. После принятия Закона «О свободе совести и вероисповедания» интерес к другим формам христианства, православия стал делом обычным и, более того, всеобъемлющим. Поиски нового в религии не стали исключением: правильную веру искала и интеллигенция, и народ. Религиозное философское общество, куда Пришвин вступил сразу после путешествия на Светлояр, как непременный атрибут включало в себя народных сектантов. В сектах видели не просто новую религию, новое мировоззрение, свободное от церковной кондовости и избитости (с точки зрения модернистов), но и выражение именно истинной народной религии. Не случайно за несколько лет до Пришвина в сектанских местах побывал основатель Религиозно-философского общества Д. Мережковский вместе с З. Гиппиус. Это было своеобразным «хождением в народ», желанием познать народную религию изнутри. Более того, сам Пришвин, описывая в дневнике 1914 года исключение Розанова из Религиозно-философского общества, сравнивает это собрание с сектой:...