• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1997"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 10. Размер: 37кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бёме, (Böhme) Якоб
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    3. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Джеймс Уильям
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    5. Ковыршина О. А.: Образ времени в послеоктябрьском творчестве Михаила Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    6. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    8. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    9. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    10. Иваненков С. П.: Принципы экзистенциальной антропологии М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    11. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    12. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    13. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    14. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    15. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Абреимова Г. Н.: К вопросу о трансформациях устойчивых словесных комплексов в произведениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    17. Лишова Н. И.: Религиозные поиски народа и интеллигенции в очерке М. М. Пришвина "За волшебным колобком"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    18. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    19. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    20. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VI. В поисках России тайной…
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    21. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    22. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    23. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    24. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    25. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    26. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    27. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    28. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    29. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    30. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 10. Размер: 37кб.
    Часть текста: Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бёме, (Böhme) Якоб
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    Часть текста: антропология, этика. Очень интересна диалектика Бёме, которая представлена у него в ярких образах: света и тьмы, добра и зла, мира как движения и одновременно соединения противоречий и т. д. Самыми плодотворными оказались последние шесть лет его жизни, в течение которых он создал большое количество книг, посланий, частных писем, молитв. Его главные сочинения: «О трех принципах божественной сущности», «О троякой жизни человека», «О воплощении Слова», «Путь ко Христу», «Об обозначении вещей», «О выборе по благодати», «Mysterium magnum», или Комментарий на первую книгу «Бытия». Философское наследие Бёме воспринималось неоднозначно. Существует загадка Бёме. Действительно, кто он? Мистик, религиозный реформатор, метафизик, оккультист? Загадка личности Бёме объясняется проблемой его понимания, связанный с эзотерическим способом изложения, с особой закодированностью его мышления и языка: «Трудность в том, что его мышлению свойственна многомерность, неоднозначность понятий (понятийной стороны символа, метафоры и т. п.), что отделяет его от традиционной, привычной для нас манеры мышления и сближает, пожалуй, с восточной манерой. Один и тот же мыслеобраз может иметь у него в зависимости от контекста различное содержание, и, наоборот, разные символически выраженные понятия, оказывается, обозначают одно и то же» (Бакусев В. Послесловие / Бёме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. М.: Мусагет, 1914. С. 414). Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что главное в наследии Бёме – его метафизика, учение об Абсолюте. Личность Бёме, его судьба и творчество, безусловно, интересовали Пришвина. Знакомство Пришвина с его сочинениями подтверждается прежде всего дневниковыми...
    3. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: однородная. Все значительные произведения от самого первого "В краю непуганых птиц" до последнего "Корабельная чаща", несмотря на жанровые, идейно-тематические, образные и иные отличия, объединены не только философско-эстетической позицией писателя, но и мифопоэтической сущностной основой. Они, с нашей точки зрения, представляют собой некое интегральное образование, своего рода сверхтекст или метатекст, подчинённый принципу становления, развёртывания Всеединства в его различных модусах. В качестве смыслообразующей силы здесь выступает пространство как самосозидающая реальность. Пространство, как известно, относится к универсальным понятиям, "которые в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующего в их сознании" (1). В художественном мире Пришвина системе локальных отношений принадлежит особая роль. Он придаёт очень большое значение "чувству пространства". Физическое "переживание" пространства, особенно незнакомого, он считает просто необходимым для писателя: "У поэтов это выходит само собой, но я не могу достигнуть этого иначе, как не уехав в новое место. И, по-моему, это можно рекомендовать всем, кто начинает писать: новое место есть факт, новая данность, новая уверенность, и признаки её выступают отчётливо. Я ловлю эти признаки слухом (ритм) и глазом (пейзаж), мускульное чувство (когда много ходишь) странным образом выводит из пространственных...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Джеймс Уильям
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: из истоков бихевиоризма. Философия Джемса была весьма близка Пришвину. «Чтение Бергсона и Джемса… Не знаю, верно ли учение прагматизма, но я, не зная этого учения, именно им пользовался» (Пришвин М. М. Дневники 1918-1919. С. 59). Такое признание не случайно. В дневнике Пришвин неоднократно обращается к У. Джемсу. И Пришвин, и Джемс исходили из признания родственности или внутренней однородности человека и мира, взаимного проникновения Я и мира. И философ, и философствующий писатель пытались понять взаимоотношения человека со вселенной. Исследователи философского наследия Джемса отмечают, что он «высказывался в пользу такой картины мира и соответственно такой философии, которые принимали бы близость, родственность мира человеку. Джемс не мог допустить, что человеческие идеалы, нравственные цели, стремления не имеют и никогда не получат отклика со стороны вселенной, что всё это в конечном счёте исчезнет без следа» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3. С. 72). Но ведь это – основной лейтмотив всего творческого наследия Пришвина, у которого жизнь человека и космоса, человека и вселенной взаимосвязаны: «всё гармонирует со мной, что гармонично в тебе, о вселенная» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс. С. 73). Художественная мысль писателя бьётся над выбором способов и средств воссоздания великого Всеединства мира, а Джемс, в молодости увлекаясь Марком Аврелием, разделял его взгляд, согласно которому «всё сплетено одно с другим, и священна эта связь, и почти ничего нет, что чуждо другому» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс. С. 73). Характерно, что Пришвин в дневнике цитирует Джемса, в частности, его мысль о целостной модели мира: сам факт цитирования подтверждает близость позиций: «Когда молодой человек впервые усваивает мысль, что мир со всеми его частями, соединёнными между собой и...
    5. Ковыршина О. А.: Образ времени в послеоктябрьском творчестве Михаила Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: В этом он очень близок Н. А. Бердяеву, считавшему, что все мы живем по меньшей мере в трех мирах одновременно: космическом, историческом и экзистенциальном. Мир космический – это прежде всего включенность человека в жизнь природы. Космическое время в представлении Пришвина течет неторопливо, а пространство разомкнуто в космос. Художественным воплощением космических пространственно-временных отношений становится образ земли: «Мчится куда-то ужасное Время», а «земля… иссера-желтая лежит вечно, и недвижимо, и равнодушно» [7, с. 102]. Время историческое оперирует меньшими временными категориями, приобретает невиданное в природном мире ускорение: «Время. Редко может кто сказать о событиях с точным определением времени, так много всего пробегает в обыкновенный его час» [7, с. 97]. Пространство, изображаемое писателем, сужается до города, улицы. Страшное время революции и гражданской войны не оставляет человеку возможность остаться в стороне, переждать. В 1917 году в дневнике писатель, размышляя над вопросом, кому теперь на Руси жить хорошо, приходит к выводу: тому, у кого нет дела с настоящим. Но историческое время втягивает в свой круговорот всех, и значит, «тому хорошо, кто верит или даже просто стремится, движется» [7, с....
    6. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: будущем свободы слова в России, завещал жене беречь как зеницу ока дневники, а после ее кончины определить их на закрытое хранение на двадцать лет. Валерия Дмитриевна после смерти Пришвина прожила еще 25 лет. За эти годы она полностью расшифровала и перепечатала все дневники писателя за пятьдесят лет, сделала несколько копий с рукописей. «Твердила: “Если умру, не меня обихаживайте, спасайте дневники”» [1, с. 35]. Огромный труд по сохранению творческого наследия М. М. Пришвина должен быть по достоинству оценен. Этот грандиозный массив рукописей частично уже издан, но в значительной части еще в процессе подготовки или «ожидания». В советский период дневники были изданы в рамках 6-томного (записи Пришвина за 1951–1954 годы) и 8-томного (краткая публикация записей за все годы ведения дневников) собраний сочинений. Также небольшой отрывок дневниковых записей был опубликован в «Литературной газете» за 1968 год (№ 14). Но до нового времени все записи, хоть как-то выбивавшиеся из общепринятой идеологии, конечно, не появлялись в печати. Ведение писателем дневников рассматривалось только как необходимый путь к пониманию идей социализма.  Также из записей изымались практически все творческие заготовки писателя, которого советские читатели должны были воспринимать певцом природы и автором...
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    Часть текста: специфику его поэтики. Главный вектор в пришвинском мирообразе связан с тайной национального сознания, с жаждой преображения человека и природного мира. Философские интуиции писателя, сложные, зачастую противоречивые, направлены к ведущим идеям русской культуры начала века, обратившейся к духовным ценностям, обнаружив в них «основу человеческого всеединства» (Н. П. Бердяев). Философский портрет Пришвина чрезвычайно сложен, неоднозначен, многоцветен – это не застывшее, законченное, а изменчивое изображение. В прозе писателя причудливо отразился мир идей и образов ХХ столетия с его многомерностью, эсхатологическими предчувствиями, социальными утопиями, поисками «русской правды», мир экзистенциального смятения и философского вопрошания о вечном и сиюминутном, с его скользящей системой ценностей и одновременным утверждением нравственного абсолюта. Пришвинская художественная философия ищет пути реализации новой «стратегии поведения человека в мире» (В. Н. Топоров), а точнее в великом Всеединстве жизни. Исходный мотив философского вопрошания писателя глубоко национален; ему свойственно острое чувство несовершенства мира, истоком которого является разделенность людей, выпадение человека из онтологической связи всего со всем. Главным законом художественного бытия в пришвинском дискурсе является всеобщая изменчивость, текучесть жизни, бесконечный поток, иррациональный, загадочный, но единый , в котором выражаются не только взаимосвязи, но и взаимообратимости явлений (закон метаморфоз в его мифопоэтике), их взаимопроникаемость. Пришвин как мыслитель и как художник формировался в сложную эпоху ломки национального менталитета, нарастающего сомнения в разумности, справедливости социальных отношений. Рубеж столетия ощущался как начало нового пути в развитии культуры, новых эстетических поисков. Реализм, «исконный,...
    8. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: В РОМАНЕ М. ПРИШВИНА "КАЩЕЕВА ЦЕПЬ" "Глобальный интерес к проблеме субъективного фактора в художественном тексте, напряженное внимание к созидающему сознающему "я" обусловлены различными причинами, к числу которых следует прежде всего отнести антропоцентричность искусства вообще и словесного искусства в частности" (3, с. 70). Однако подлинной первопричиной столь пристального внимания к "поискам субъекта", на наш взгляд, являются идеи философии уходящего столетия: "Вся философия нового времени в главном течении своем - попытка самопонимания, а ее история - это история борьбы за смысл человека" (6, с. 250). В связи с этим особый интерес для исследования представляет автобиографическое произведение. Именно в нем отчетливо проявляется динамика развития авторского самопознания. Это творческий путь в миниатюре, творческая эволюция писателя. Попытка анализа автобиографического произведения - это возможность открытия некоторых секретов его творческой лаборатории. "Кащеева цепь" М. Пришвина - не просто одно из центральных произведений писателя, это книга, в которой исследуется рождение творческой личности. Более того, писатель в романе показал процесс создания автобиографического произведения, попытался сделать героем самого себя, посмотрел на себя со стороны, осмыслил и оценил свои поступки, свое поведение. Строя произведение на личных воспоминаниях, автор неоднократно...
    9. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых, Барбашиных, Ершовых, Васильевых, Перекалиных, Жеребцовых, Давыдовых, Вуколовых, Чеботаревых и др. - образуют различные степени родства. Пришвин пишет о своем происхождении следующее: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование, имение купили. А в корне, как мы были мужики – так и остались. Корень у нас мужицкий". Старейший в роду – Дмитрий Иванович Пришвин (1) – елецкий купец 1-й гильдии, бывший прасол, именуется в Метрической книге Введенской церкви г. Ельца "Потомственным почетным гражданином". Это привилегированное звание, введенное в России для лиц, не принадлежащих к дворянскому сословию, наследуют потом все его потомки. Звание присваивалось самым авторитетным купцам, заслужившим общественное...
    10. Иваненков С. П.: Принципы экзистенциальной антропологии М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: исследователь, работающий в научной парадигме, парадигме искусства добивается определенных результатов лишь тогда, когда следует некоторому методу или принципу, совокупности принципов, которые позволяют видеть разрозненные факты как нечто единое, целое, взаимосвязанное. И тогда даже недостающие элементы, куски, картины, события достраиваются и выстраиваются дедуктивным методом, а позже находят свое историческое подтверждение во внезапно всплывающих архивах, частных письмах, далеких сообщениях и т. д. По отношению к М. Пришвину мы пока имеем двойственную ситуацию: с одной стороны, имеется целый корпус текстов, которые, несомненно, относятся к художественной литературе, с другой – его дневник, который так до конца до сих пор не опубликован и представляет собой тексты, существенно отличающиеся от первых. Перед исследователем феномена Пришвина, личности Пришвина встает вопрос – на что же опираться, когда анализируешь данный конкретно-исторический факт бытия и творчества Пришвина? Следует особо отметить, что для самого Пришвина переход от дневниковых записей, превращение их в художественное произведение был естественным и гармоничным. Целые книги «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки» есть просто упорядоченное собрание, не редактированных дневниковых записей. И этот факт должен быть осмыслен особо. Он показывает, что в творчестве Пришвина мы имеем не просто писателя, описывающего мир, историю, людей....