• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2001"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    3. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    4. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    5. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    7. Кульчицкая Н. Н.: Свободное слово М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    8. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    10. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    11. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    12. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    13. Бирюкова Л. Б.: Калужские родственники М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    14. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    15. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    16. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    17. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках 1918-1919 годов и в "Мирской чаше" М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    18. Калашникова Л. В.: А. М. Пришвин - земский врач села Галкина Медынского уезда Калужской губернии
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    19. Свиридова Т. М.: Выражение позиции согласия и несогласия в "Дневниках" М. Пришвина 1920-1922 годов
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    20. Чистякова Н. А.: М. Пришвин и фольклор (на примере книги очерков "В краю непуганых птиц")
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    21. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    22. Краснова Т. В.: Пришвинское Хрущёво. Историческая справка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    24. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    25. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    26. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    27. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    28. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    29. Урюпин И. С.: Библейский миф об Адаме и Еве в романе М. М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    30. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    31. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    32. Ковалюк И. Н.: Потаённо-солнечная русская душа (образ солнца в творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    33. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    34. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    35. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    36. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    37. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    39. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    41. Зверева Л. И.: Новаторская книга о творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    42. Мямлина Л. А.: Женские характеры в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    43. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    44. Матушкина В. И.: Душа природы и человека в философских воззрениях М. Пришвина и Л. Леонова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    45. Олейников Владимир: Приморский дом Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    46. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    47. Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы "Кладовой солнца"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    48. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    49. Иванова Д. М.: Мифологема земли в творчестве М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    50. Ковыршина О. А.: Диалог прошлого и настоящего в романе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    Часть текста: Пришвина, и его жены Марии Николаевны, урожденной Лопатиной. Людмила Борисовна Бирюкова и сопровождавшие её калужские краеведы Л. П. Паутова и Л. В. Калашникова, кроме Ельца, побывали в Хрущево, Пальне-Михайловке, посетили Лебедянь, где земским врачом работал когда-то Александр Михайлович. Несмотря на известное утверждение писателя, что каждый коренной ельчанин ему приходится родственником, семейным связям большого купеческого рода в пришвиноведении уделялось мало внимания. Единственным, пожалуй, исключением явилась статья Софьи Васильевны Красновой "След Пришвиных в Ельце 60 – 70 годов XIX века", опубликованная в шестом выпуске "Елецкой были". За 2001 год сделан ряд интересных краеведческих открытий. В Ельце удалось найти родовой дом Лопатиных, последним владельцем которого был Константин Николаевич – председатель Елецкой земской управы, расстрелянный большевиками в 1918 году. Удалось определить, что по родственным связям Константин Николаевич Лопатин – шурин Александра Пришвина и свояк писателя. Установлено, что через известный дворянский род Лопатиных Пришвины породнились с Чебышевыми. Этот род дал миру величайшего математика – Пафнутия Львовича Чебышева, 180-летие со дня рождения которого...
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    Часть текста: – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. ...
    3. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: к этому. Литература дает автору счастливую возможность избежать собственно философских споров, ограничившись рядом метафор и отсылок разной степени прозрачности. Та критика, которая всегда сопровождает философа, оказывается неприменима к писателю. Тексты Пришвина – одно из характерных тому подтверждений. Острые грани теорий у него сглаживаются, а противоречия зачастую становятся едва заметны. Едва ли ни лучшим сюжетом, позволяющим продемонстрировать, каким образом философская дискуссия преломилась в художественном мире пришвинской прозы, является увлеченность Пришвина идеями интуитивизма и персонализма. Нельзя сказать, чтобы эти два концепта в обязательном порядке составляли нечто единое. При всем том, что определение «персонализм» может быть использовано для квалификации большинства философских теорий, возникших в России и в среде русской эмиграции, интуитивизм направление несколько более узкое. И его появление на русской почве связывается с именем Николая Лосского. Если же брать более широкий философский контекст, то русский интуитивизм существует на фоне более известной интуитивной философии Анри Бергсона. Именно с Бергсоном традиционно связывается пришвинский интуитивизм [1, 69-70]. С его текстами, наряду с текстами американского прагматиста Уильяма Джемса, Пришвин, судя по дневнику, познакомился в 1920 году: «Чтение Бергсона и Джемса. “Невидимый град” – научные открытия путем интуиции» [2, 59]. Несколько позднее он запишет: «Я лично пережил две жизни, первую, когда я занимался наукой и был правоверным марксистом (до 30 лет), и вторую, когда я вдруг нашел свое счастье в искусстве, Маркс мне стал постепенно чужим и родными философы-интуитивисты» [3, 32]. Как...
    4. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: и закономерно, и неизбежно, и удивительно: "Вчитывался в Бунина и вдруг понял его, как самого близкого мне из всех русских писателей" (2, с. 64). Известно, что по отношению к своим современникам Бунин был необыкновенно скуп на похвалы. Эту черту характера, по мнению Варламова, Пришвин перенял именно от Бунина, именно поэтому "впоследствии, как и Бунин, держался в писательском мире особняком" (3, с. 27). Однако в письме к Адамовичу Бунин отметил: "Вы совершенно правы были, когда писали, что Пришвин не уступает в мудрости Рабиндранату Тагору, а в изобразительности насчет птиц, зверей, насекомых, полей, лесов и рек и гор Брэму" (4, с. 459). И если в плане биографическом их пути оказались диаметрально противоположными, то в творческом они остались схожими, и диалог двух писателей, лишенный полемической предвзятости и субъективности, продолжился на новом художественном витке. Этим витком стала революция 1917 года. Бунинские и пришвинские дневники, посвящённые революции и Гражданской войне, находившиеся долгое время под запретом в нашей стране и неизвестные широкому кругу читателей, пожалуй, самые глубокие документы первой русской смуты ХХ века. Почему дневник, а не роман или повесть были выбраны этими писателями для освещения тех исторических событий? Дневники – драгоценные документы жизни. Документальная литература не сочиняется, она рождается самой жизнью, переживаниями ли души или внешними обстоятельствами. Это главная книга любого писателя, утверждала О. Берггольц: "чаще всего дневник-потребность, но не потребность "самолюбования" или "самоковыряния", как...
    5. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Трубицина Н. А. Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести «Жень-шень») ФИЛОLOGOS. – Выпуск 9. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. – С. 78-90. В статье рассматривается специфика художественного воплощения образа культуры в повести Михаила Пришвина «Жень-Шень». Синтез «мифологической» и реальной географии позволили автору вычленить конститутивные черты образов европейской и восточной культур. Ключевые слова: культурный герой, культурный ландшафт, культурный фон, дихотомия «Запад-Восток», культуротворчество. В прозе Михаила Пришвина возникает особая художественная картина мира, в которой отчетливо эксплицирована связь природы и культуры. Творчество писателя глубоко культуроцентрично, и лучшим подтверждением этому служит культуротворчество основных его героев. В пришвинских произведениях они выступают в роли созидателей и охранителей культурных ценностей, будь то собирание этнографического материала («В краю непуганых птиц»), создание музея усадебного быта («Мирская чаша») или строительство Беломорско-Балтийского канала, где чувство собственного достоинства и желание творить просыпа. тся даже у заключенных («Осударева дорога»). В повести «Жень-Шень» герой-повествователь борется с варварским истреблением природы, выращивая пятнистых оленей в границах заповедника.  Е. А. Осьминина в работе «Образы мировой культуры в прозе Д. С. Мережковского» предлагает (со ссылкой на А. П. Чудакова) выделять следующие составляющие или уровни «образа культуры» – герой, культурный фон, культурный ландшафт. Как подчеркивает автор, творение образов культуры «в диалектическом взаимодействии идеи и материала, мифа и...
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: как интегрирующий фактор позволит объединить все разнообразие исследовательских путей и подходов. На конкретных примерах показан ряд достоинств метода герменевтики, позволяющего выявить как скрытые смыслы текста, так и предложить новые интерпретации бытия героев художественного произведения. Ключевые слова : культура, философия, мировоззрение, религия, пантеизм, герменевтика. В истории отечественной культуры М. М. Пришвин является одним из самых сложных и многогранных явлений, и хотя о жизни и творчестве писателя сказано уже немало, у его наследия, как и у всякого значительного культурного явления, есть примечательное свойство: сам ход времени и обновление исследовательских парадигм порождают все новые интерпретации его таланта. В пришвиноведении, правда, преобладают традиции филологического и литературоведческого анализа, но по мере переиздания публицистики революционного периода, выхода в свет задержанных из-за цензуры художественных произведений и особенно многотомного Дневника, становится все более ясно, что перед нами оригинальный мыслитель с собственными воззрениями на мир. Определенная «непонятость» писателя объясняется и предстоящим введением в научный оборот неопубликованной части наследия, и необходимостью избавления от навязанных в советскую эпоху идеологических искажений, и тем, что еще недостаточно определены методологические подходы к его творчеству, позволяющие раскрыть уникальность Пришвина как художника и мыслителя. В дореволюционном, советском и постсоветском литературоведении, условно соответствующем трем этапам отечественной истории ХХ – начала XXI века, в оценке творчества...
    7. Кульчицкая Н. Н.: Свободное слово М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: этого желания у человека связана, видимо, не столько с общественными ограничениями, сколько с нежеланием самого слова обслуживать человека, требующего для себя, человека частного, узкого. Совсем другую «свободу слова» мы видим в слове художественного текста. И эта свобода связана не только с политической или аполитичной позицией автора, с его включенностью в социальные проблемы современности или парением над событиями жизни. Это связано с изначальной природой слова. Слово – всегда свободно. Свободно соединяться с различными реальностями. Человек, знающий язык, по-настоящему причастный к стихии языка, лучше – любящий его – угадывает эти связи. Мы видим соотнесенность слова либо с бытовой реальностью – видимой, либо с реальностью бытия, очевидной для тех, кто является свидетелем, сознательным со-участником, со-работником этого удивительного процесса – сотворения мира и человека. Собственно говоря, чтение художественной литературы и есть подключение к этому онтологическому процессу. В зависимости оттого, что ты видишь за словом – в том пространстве ты и живешь. Чувство слова как своего рода силы рождается из знания своего языка. Не из информации о строении или этимологии слова, особенностей составляющих его звуков, о законах сочетаемости с другими словами в пределах словосочетания, предложения или целого текста. Различные сведения только тогда...
    8. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: радостные, сыновние воспоминания о своей елецкой родине, не изданы полностью дневники писателя – его пятидесятилетний труд, не вместившийся в прокрустово ложе советской литературы. Увидела свет лишь треть из, примерно, 25 томов главного труда Пришвина. С такими темпами издания дневники полностью станут доступны читателям через два поколения – лишь к средине нынешнего века. Ельцу и Липецкой области надо на деле озаботиться полным изданием произведений нашего великого земляка, собрать, закончить обработку и напечатать все его произведения, и, прежде всего, – дневники. Из последнего восьмитомного издания, подготовленного второй женой писателя, к примеру, «случайно выпали» рассказы Михаила Михайловича о Ельце и елецкой родине. Елец. Писатель Михаил Пришвин в своих произведениях неоднократно возвращался к истории своего рода: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование дал, имение купили. А в корне, как мы были мужики — так и остались. Корень у нас мужицкий". Сведения о своем роде, об уровне его материального достатка, приводимые писателем, как правило, сознательно занижены. Легенды о бедности деда в лапоточках, расторговавшегося в купцы второй гильдии не находят подтверждения. Дмитрий Иванович Пришвин – елецкий купец 1-й гильдии, именуется в...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В революции 1905 года Горький принимал активное участие. Весной 1906 года уезжает в Америку, где начинает работу над романом «Мать». С осени 1906 года до зимы 1913 года живёт в Италии, на Капри. Здесь создаются повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина» и др. Горького...
    10. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: произведений ("В краю непуганых птиц", "За волшебным колобком", "У стен града невидимого", "Жень-шень" и др.) по разным причинам устремлены прочь от города, от цивилизации. Тайга, Енисей, старая традиционная деревня, огород, поле, мир детства, другие образы из мира сибирской и северной природы – неизменные "действующие лица", активная часть образной структуры повестей "Перевал", "Стародуб", "Последний поклон", "Царь-рыба", рассказов, "затесей" В. Астафьева. Астафьевские персонажи с неменьшим рвением стараются оставить мир, противопоставивший себя природе – мир города – и погрузиться в природу. Не является ли отмеченное элементарным совпадением пристрастий художников и "фактуры", реалий, находящихся в основе литературного произведения? Но эти образы и эти устремления предельно часто повторяются в произведениях М. Пришвина и В. Астафьева, в значительной мере характеризуют их поэтику и потому не только имеют основания называться постоянными мотивами , но и должны рассматриваться в качестве проявления некоторых закономерностей их творчества. Мотив – это вовсе не "выходящий из употребления термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования" (1), как поспешили объявить А. Захаркин и составители не вышедшего еще из массового употребления словаря. Ведь вряд ли может "выйти из употребления" "Историческая поэтика" А. Н. Веселовского, к которой этот термин и восходит. "Минимальным значимым компонентом повествования" является, как представляется, слово, которое далеко не всегда заключает в себе мотив. Более продуктивной...