• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2002"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 14. Размер: 37кб.
    2. Матушкина В. И.: Душа природы и человека в философских воззрениях М. Пришвина и Л. Леонова
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    3. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    6. Иваненков С. П.: Принципы экзистенциальной антропологии М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    7. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    8. Юрченко Л. Н.: Дневник как жанровая форма у И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    9. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    11. Звездова Г. В., Фролова Л. В.: Чернозем - полюсы народного миропонимания (концептуальные наблюдения на материале романа М. Пришвина "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    12. Кузина Н.: "Пишу, как живу, и живу, как пишу"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    16. Углов Д. В.: Пришвин – Хайдеггер: дискурс на дороге бытия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    18. Горлов В. П.: Писатель Михаил Пришвин родился в Богородицке
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Краснова С. В.: М. Пришвин на родине В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    20. Провоторов А. В.: Поиски вечного в очерке М. М. Пришвина "У стен града невидимого. Светлое озеро"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    21. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    22. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 14. Размер: 37кб.
    Часть текста: // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин М. «Какая остаётся Россия после боёв»: Из дневниковых записей...
    2. Матушкина В. И.: Душа природы и человека в философских воззрениях М. Пришвина и Л. Леонова
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: области бытия, русскую художественно-философскую мысль не покидала забота о человеке в его земном, природном бытии, стремлении постичь сущностные начала, связующие микро- и макромир, проникнуть в "тайники" человеческой души, познать и душу природы. Современное общественное сознание, не только научно-философское, повернулось к лику Творца, ища опоры и защиты, когда рассеяны только недавно крепившие всех соотечественников ориентиры. Критика не заставила ждать. Все пристальнее ее внимание к философским проблемам, проблемам человеческих возможностей, его радостей и страданий, его взлетов и падений. Причем сам метод проблемно-исторического исследования, уступает эзотерическому подходу в объяснении жизненных явлений. Отдельные исследователи чуть ли не единственно возможным склонны считать последний, исключая "человеческую "природность" в угоду второй его составляющей – духовности. "…правильно было бы рассматривать отношение личности к миру не через человеческую "природность", умозрительные либо утилитарные контакты с природой, а через посредство духовной структуры личности" (1, с. 11). К тому же, чем больше углубляется философско-исследовательская мысль в область соотношения природного, естественного, разумного и духовного, тем ощутимее непроясненность в объяснении соотношения рационального, - (разумного и иррационального),- чувственного начала в человеческом и природном естестве. Помним вопрос романтического героя классика – "А душу можно ль рассказать?" Это вопрос золотого века нашей литературы. Классик недавно ушедшего XX века, в его начальной стадии, Леонид Леонов устами своего героя художника Федора Скутаревского констатирует: "Разум познает только то, что душа уже знает". И далее в романе "Русский лес" юная Поля Вихрова сформулирует вопрос вопросов философии: "… За три тысячи...
    3. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: 03. 10. 1907) – жена старшего сына М. М. Пришвина – Льва Михайловича Алпатова (1906-1957). Она родилась в Оренбурге, отец – Фосс Борис Николаевич, дед-подкидыш, воспитывался в семье уральских немцев Фоссов. Мать – Березская Надежда Петровна родом из Пскова. Первый класс гимназии закончила в Тамбове. Отец подарил ей книгу М. Пришвина "За волшебным колобком" (изд. Девриена). Ей было 10-11 лет. Она начала читать книгу, но модернистский стиль не понравился, раскрасила картинки и отложила. В 1921 г. отец умер от туберкулеза. Семья переехала во Псков. Здесь в 1928 году окончила педагогический техникум. Когда в Великих Луках работала библиотекарем, прочитала о поездке М. М. Пришвина на Север и что у него 2 сына примерно её возраста. "Судьба ведет людей, конечно, к себе в дом, но какими путями нам неизвестно", - пишет М. Пришвин в дневнике в 1923 году (1). В 1931 году Г. Б. Фосс приехала в Москву на работу и здесь случайно познакомилась со своим будущим мужем – Львом Михайловичем Пришвиным. Михаил Михайлович сначала был очень недоволен, что у сына появилась невеста. Лев был его личным секретарем, имел право подписи на документах. У Пришвиных был дом в Загорске, но по издательским делам писатель...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    Часть текста: изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914). Философские взгляды Бергсона формировались под влиянием спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. В центре философской системы Бергсона – жизнь, интерпретируемая как некая целостность, что, безусловно, отрицало механицизм и догматический рационализм. Сущность жизни, утверждал философ, может быть постигнута не рассудочным путем, а с помощью интуиции, непосредственно проникающей в предмет. Интуиция рассматривалась Бергсоном как «инструмент прямого контакта с вещами и сущностью жизни как длительности» (История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. С. 99). В философии Бергсона особое внимание уделяется собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Философ постулирует многомерную модель сознания, первичным фактом которого выступает свобода. Большое место в его концепции принадлежит самонаблюдению, которое позволяет выявить, что жизнь есть непрерывная изменчивость сознания, а формой психической жизни является длительность, которая имеет прежде всего временной характер. Время для Бергсона – «не априорная форма внутреннего созерцания, но само содержание внутреннего чувства, созерцания...
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: а затем в Париже, где при непосредственном его участии создается Православный Богословский институт, который он возглавляет с 1925 года и до своей кончины. В начале пути примыкал к легальным марксистам. Научные интересы этого периода – политическая экономия, о чем свидетельствуют книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897), «Капитализм и земледелие» (1900). Однако уже в начале ХХ века, разочаровавшись в марксизме, обращается к философским идеям Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, а также к философии классического немецкого идеализма. Сборник статей С. Булгакова с символическим названием «От марксизма к идеализму» (1903) ознаменовал идейный поворот многих представителей русской интеллигенции, отошедшей от «стадной морали» и «оголтелого революционерства». Оригинальные философские идеи С. Н. Булгакова в монографиях «Философия хозяйства» (1912), в «Свете Невечернем» (1917) отражают его увлечение софиологией Вл. Соловьева и П. Флоренского. С. Н. Булгаков – один из наиболее авторитетных представителей русского...
    6. Иваненков С. П.: Принципы экзистенциальной антропологии М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: все богатство философских или даже только антропологических идей в творческом наследии М. Пришвина. Задача этой статьи гораздо скромнее – привлечь внимание философов, антропологов и культурологов к некоторым философским аспектам творческого наследия Пришвина, которые содержатся в его дневниках и имеют явно выраженный антропологический характер. Кроме того, хотелось бы совместить описание самим Пришвиным некоторых своих антропологических принципов и идей с его экзистенциальной, по сути, позицией и методом работы над дневниками. Каждый исследователь, работающий в научной парадигме, парадигме искусства добивается определенных результатов лишь тогда, когда следует некоторому методу или принципу, совокупности принципов, которые позволяют видеть разрозненные факты как нечто единое, целое, взаимосвязанное. И тогда даже недостающие элементы, куски, картины, события достраиваются и выстраиваются дедуктивным методом, а позже находят свое историческое подтверждение во внезапно всплывающих архивах, частных письмах, далеких сообщениях и т. д. По отношению к М. Пришвину мы пока имеем двойственную ситуацию: с одной стороны, имеется целый корпус текстов, которые, несомненно, относятся к художественной литературе, с другой – его дневник, который так до конца до сих пор не опубликован и представляет собой тексты, существенно отличающиеся от первых. Перед исследователем феномена Пришвина, личности Пришвина встает вопрос – на что же опираться, когда анализируешь данный конкретно-исторический факт бытия и творчества Пришвина? Следует особо отметить, что для самого Пришвина переход от дневниковых записей, превращение их в художественное...
    7. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: выпали» рассказы Михаила Михайловича о Ельце и елецкой родине. Елец. Писатель Михаил Пришвин в своих произведениях неоднократно возвращался к истории своего рода: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование дал, имение купили. А в корне, как мы были мужики — так и остались. Корень у нас мужицкий". Сведения о своем роде, об уровне его материального достатка, приводимые писателем, как правило, сознательно занижены. Легенды о бедности деда в лапоточках, расторговавшегося в купцы второй гильдии не находят подтверждения. Дмитрий Иванович Пришвин – елецкий купец 1-й гильдии, именуется в Метрической книге Введенской церкви г. Ельца "Потомственным почетным гражданином". Это привилегированное звание присваивалось самым авторитетным купцам, заслужившим общественное признание и пробывшим не менее 20 лет в 1-й гильдии. Существует еще одно предание, легенда писателя о затруднительном положении семейства разорившегося отца, сказание о бедной матери, вынужденной всю жизнь экономить и «работать на банк». Эти вымыслы были своего рода защитной реакцией нашего земляка, принужденного вживаться в послереволюционное общество, преследовавшее...
    8. Юрченко Л. Н.: Дневник как жанровая форма у И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: привела к перекличке литературных тем, сюжетов, мотивов. Историко-биографические совпадения и их разность создали тот полифонический диалог, который помогает осознать творческое «я» авторов дневников. Объектом рассмотрения в данном случае стали дневники Пришвина 1918-1922 гг. и «Окаянные дни» Бунина, написанные на основе дневниковых записей тех же лет. Жанр дневников писателей занимает особое место в литературе ХХ века и имеет своеобразные черты. Дневник – «поэтика автора», свободного от жанрово-стилевых предписаний, где литература предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке. На протяжении столетий сложилась разнородная типология дневниковых текстов (художественных, документальных). Но, несмотря на различие функциональной специфики, все они объединены общей доминантой: последовательно воплощенной установкой автора на воспроизведение событий жизни. Одной из отличительных черт дневникового текста можно считать особые субъектно-объектные отношения, когда расстояние между объектом словесного изображения и субъектом речевого высказывания сведено к минимуму или вовсе отсутствует. Описание пережитого за день имеет конечной целью стремление понять себя и окружающий мир. Это уникальный речемыслительный акт, тот вариант диалога, который Ю. М. Лотман назвал «автокоммуникацией», в основе которой лежит ситуация «я – я», а не «я – он» [5, с. 163]. Специфика речевой организации текста дневника как жанра прежде всего связана с проявлением категорий автора и адресата. По мнению ряда исследователей (Ю. М. Лотман, Т. Г. Винокур, И. М. Радзиевская), речевая структура дневниковых записей подчинена так называемой безадресатной стратегии, где фактор...
    9. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: аудиторию. До сих пор родители и педагоги прибегают к его рассказам о русской природе для воспитания у детей и подростков любви к родному краю, патриотизма, выработке внутренней гармонии личности. Также следует отметить поразительную исповедальность творческого метода писателя, которая пронизывает не только его дневники, но и эпические жанры, над которыми писатель неустанно трудился до конца своих дней. В ряду русских писателей ХХ в., для которых русская природа явилась средством и местом для ухода от идеологической заданности и духовного насилия, можно назвать Александра Николаевича Стрижева. В 2007 г. увидело свет собрание его сочинений в 5 томах, которое нелегко купить и в Москве, где оно вышло небольшим тиражом 1500 экз. в издательстве «Общества сохранения литературного наследия» [1]. Собрание сочинений – большая удача автора, вынужденного на протяжении многих лет вести свою «линию защиты» в условиях идеологического диктата и зашоренности. Сегодня Стрижев – член Союза писателей России, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Международной Славянской академии образования, наук и искусства, действительный член Географического общества, постоянный автор Радио «Радонеж». Награжден медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен первой премии им. С. А. Нилуса (2001) «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». За внимание к усердным миссионерским...
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: за раскрепощение личности связаны в первую очередь с философскими устремлениями Ф. Ницше, с его мечтой о новом человеке, свободном от «косных моральных традиций». Концепт «личность» в русской культуре этого периода становится центральным, а утверждение самоценности личности – одним из главных достояний литературы Серебряного века. Философско-художественные интенции Пришвина, составляющие качественную характеристику его дискурса, соотносятся с метафизическим измерением человека, что, безусловно, соответствует глубинной интуиции русской философии. Пришвин, которого за его внимание к жизни природного мира называли «бесчеловечным» писателем (Гиппиус З. Н.), неоднократно признавался, что всегда «только о человеке и думал». Он создает в своем творчестве весьма оригинальную антропологическую концепцию, которая в полной мере может быть осмыслена только в контексте основополагающих идей русской философии, где человек сливается со всей «бесконечной реальностью» в акте своего великого единения с миром. Он, вслед за русскими космистами, видевший человека в «родственной сопряженности эволюционной цепи», представляет его в системе глубинных взаимосвязей с миром, в единстве личного и абсолютного целого. Мысль о таком единстве - характерная черта русской философии. Уже П. Я. Чаадаев полагал, что главная цель истории, а точнее христианства, реализующего себя в истории, состоит в обретении единства . «Дух религии – утверждал он, - заключается всецело в идее слияния всех, ...