• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2006"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Анатолий Младший (Потапов)
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    4. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    5. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    6. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    8. Афанасьев Ю. Ю.: Старообрядцы и "новые люди" в романе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    10. Звездова Г. В., Фролова Л. В.: Чернозем - полюсы народного миропонимания (концептуальные наблюдения на материале романа М. Пришвина "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    11. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    12. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1931.
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    13. Провоторов А. В.: Поиски вечного в очерке М. М. Пришвина "У стен града невидимого. Светлое озеро"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    14. Наумова И. А.: Пространственные архетипы в сновидческом хронотопе М. Пришвина (на материале дневников 1914-1931 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    15. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1930.
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    16. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    18. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    19. Ковалюк И. Н.: "Вместить в поэзию прозу" (на материале дневниковых записей М. Пришвина, изданных В. Д. Пришвиной в книге "Незабудки")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    21. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    22. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    23. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    Часть текста: октября, а святые мощи находятся во Введенском соборе Оптинского монастыря. Александр Михайлович Гренков родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Закончил Тамбовское духовное училище и семинарию. В последнем классе семинарии тяжело заболел и дал обет: в случае выздоровления постричься в монахи; однако, исцелившись, не сразу решился исполнить свое обещание и порвать с миром. В это время он, молодой, веселый и остроумный преподаватель духовной семинарии в Липецке, пользовался большим уважением и любовью. Однако после встречи с местным подвижником Илларионом, который сказал молодому человеку: «Иди в Оптину – ты там нужен», Гренков обретает решимость и через некоторое время тайно бежит в Оптину пустынь, опасаясь уговоров своих близких и родных. В Оптине застает преподобных Моисея, Антония, Макария и Льва. В 1840 году Александр был зачислен в братство и некоторое время служил келейником у старца Льва, а после его смерти – у другого старца Макария. Пострижен в 1842 году с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского). В 1845 году по дороге в Калугу, куда иеродьякон Амвросий направлялся на рукоположение в иеромонахи, простудился и тяжело заболел. До конца своих дней болезнь не оставляла великого подвижника. Через два года из-за болезни он был вынужден выйти за штат, ибо не мог уже служить в храме. К 1848 году его здоровье ухудшилось настолько, что он был пострижен в схиму,...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Анатолий Младший (Потапов)
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: – в мантию с наречением нового имени Анатолий. Поскольку оптинского старца Анатолия (Зерцалова) уже не было на свете, отец Анатолий (Потапов) стал именоваться Младшим. Вместе с будущим великим старцем Нектарием служил келейником у преподобного Амвросия. 1906 год – особо знаменательный в духовной биографии отца Анатолия: он был посвящен в иеромонахи и назначен духовником Шамординской обители, оставаясь им до своей кончины. Народ сразу потянулся к прозорливому старцу. Огромные очереди к нему, подлинное уважение многочисленных мирян, больных, особо страждущих – все свидетельствовало о глубокой признательности и любви народа. Известен случай, что однажды сам настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт не мог протиснуться к старцу на исповедь из-за огромной толпы. В монастыре, в келье при больничной церкви Владимирской иконы Божией Матери старец Анатолий принимал народ, как правило, до глубокой ночи, оставляя для сна не более двух-трех часов. Особенно почитали его крестьяне, - они знали великую духовную силу «любимого батюшки». Отец Анатолий по праву считался народным старцем, ибо лучше других понимал страдающую душу простых людей. Люди тянулись в монастырь как в духовную лечебницу, к своему любимому старцу - маленькому, сгорбленному старичку, кроткому, смиренному. Казалось, что этот прозорливый учитель жизни был живым воплощением любви, согревавшей измученные сердца. В 1914 году монастырь посетила вдовствующая великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра царствующей императрицы. После знакомства со старцем Анатолием она исповедовалась у него. Известны грозные пророчества оптинского ...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: Пришвин – оппонент Максима Горького Подоксенов А. М. Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького Человек. – 2013. – № 6. – С. 147-162. Подоксенов Александр Модестович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным...
    4. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    Часть текста: дневника , в котором его личная жизнь и творчество предстают в сплетении постоянной авторефлексии с русской летописной традицией – погодовой хроникой происходящих событий в течение пятидесяти лет. И сама фигура писателя, творчество которого по разным причинам еще до сих пор не осмыслено, выступает в несколько ином свете, чем это представлялось до сих пор. В 1932 - 1935 гг. Пришвину удается не противопоставлять себя современности и участвовать в жизни, публикуя свои произведения, и в то же время оставаться независимым и свободным («Быть везде, все видеть и не покидать пустыни, чтобы не сорваться и не отдать первенство за чечевичную похлебку») ; по его мнению, сохранить универсальность миропонимания ему удается благодаря «приобщенности» к европейской культуре: образованию, которое он в начале ХХ века получил в Германии, и немецкой культуре, влияние которой (в частности, Ницше и Вагнера) он испытал в полной мере («Почему же писателя кормят какими - то тенденциозными вытяжками из европейско - американской культуры < ... > и не дают ему возможности < ... > быть в курсе «технологии» мирового общения в вопросах искусства слова. Лично я не очень нуждаюсь < ... > в...
    5. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: Первой мировой войны. Однако, несмотря на столь короткий срок, культура модерна стала образцом изысканного вкуса, изящества и чувства меры. Сложилась своеобразная культурологическая мифологема, объявившая искусство модерна прекрасным венком. Венком, возложенным к подножью мавзолея, скрывающего бранный прах XIX века, – «золотого времени» в истории Европы. Такое возвышенно-поэтическое отношение к предвоенному и предреволюционному двадцатилетию, именующемуся в России «серебряным веком», несколько затрудняет проведение научного анализа и выявление стилистических примеров и художественных особенностей, присущих только модерну и отличающих его от иных стилей и направлений в искусстве. Наиболее точное, на наш взгляд, определение поэтического кода модерна дано А. А. Ахматовой, сравнившей литературу «серебряного века» с «золотым веком» русской словесности. По ее мнению, писатели пушкинской поры «рассказывали о Борисе Годунове, ревизоре, герое своего времени, а в начале XX века писатели повествовали, в основном, о самих себе» [7, с. 118]. Если перевести замечательное поэтическое определение на язык «культурного кода», то можно ...
    6. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: ПРИШВИНА   Дискуссия о философской нагрузке текстов Михаила Пришвина идет давно, и представить себе современное пришвиноведение без этой составляющей достаточно сложно. В то же время исключительно художественный, образный характер концептуализации его философских идей не дает каких-либо очевидных ориентиров для однозначного позиционирования Пришвина в философском горизонте его эпохи. Едва ли и сам писатель стремился к этому. Литература дает автору счастливую возможность избежать собственно философских споров, ограничившись рядом метафор и отсылок разной степени прозрачности. Та критика, которая всегда сопровождает философа, оказывается неприменима к писателю. Тексты Пришвина – одно из характерных тому подтверждений. Острые грани теорий у него сглаживаются, а противоречия зачастую становятся едва заметны. Едва ли ни лучшим сюжетом, позволяющим продемонстрировать, каким образом философская дискуссия преломилась в художественном мире пришвинской прозы, является увлеченность...
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863-1945) – естествоиспытатель, философ, представитель естественно-научного направления в русском космизме, основоположник биогеохимии, учения о биосфере и ноосфере. Получил образование в Петербургском университете, закончив естественное отделение физико-математического факультета. Огромную роль в формировании будущего ученого сыграл профессор Василий Васильевич Докучаев, под влиянием которого Вернадский занялся кристаллографией и динамической минералогией. Уже в молодости Вернадский ставил перед собой высокие нравственные цели, стремясь к преодолению разъединенности, разобщенности людей, сопротивляясь «расчленению жизненных и познавательных процессов». Жизненным и научным кредо Вернадского стало единство научной, философской и религиозной мысли, единство убеждений и дел, а также единство людей, которые исповедуют близкие по духу идеи. Научная деятельность Вернадского началась сразу после окончания университета. Он много путешествует по Европе, участвует в экспедициях, работает в музеях и лабораториях. Его, несмотря на молодость, принимают в члены Британской ассоциации наук – влиятельной ученой организации англо-язычного мира – БиЭй. В 1891 году Вернадский защитил магистерскую диссертацию. Ведет активную общественную деятельность, становится одним из основателей Конституционно-демократической партии. С 1890 по 1911 годы преподает на кафедре минералогии Московского университета, затем баллотируется в Петербургскую Академию наук. Во время первой мировой войны...
    8. Афанасьев Ю. Ю.: Старообрядцы и "новые люди" в романе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: бытом и укладом староверов, встать на сторону большевиков? Ответ находим в его «Лесах к “Осударевой дороге”». Оказывается, писатель собирался в данном произведении отстаивать «коммунизм против индивидуализма». Более того, после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Пришвин встал на сторону большевиков и признал их историческую правду в контексте общественного обновления. Но переписывать историю и забывать о временах перековок писатель не собирался. В «Осударевой дороге» он вспомнил одну из былых ошибок «страны советов», но цель этого поступка оказалась прозаической – повлиять на реальную жизнь, научить, разоблачить или предупредить. Однако писатель был готов существовать и в наличной культурной реальности, если его не услышат. Пришвин старался преодолеть свои «предрассудки в оценке современности». Он «пытался увидеть … во всём советском времени некое созидательное, творческое начало…» [1, с. 15]. В свете вышесказанного становится понятно, почему в своём финальном романе «Осударева дорога» писатель представил строительство Беломорско-Балтийского канала не просто как государственное дело, «общее дело», а как событие космического масштаба, связанное со стремлением «собрать воедино человека». Замысел Пришвина, состоящий в...
    9. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: мировой войны. Эти годы проходят в преддверии и ожидании победы над нацистской Германией, но сразу после победы среди всеобщего ликования Пришвин с ужасающей трезвостью обнаруживает в жизни признаки будущего, в котором нет движения, нет мысли, нет радости, нет света, нет людей. Как это уже не раз бывало, на пределе переживания, на переломе к Пришвину приходит сон, в котором реальное и ирреальное смешиваются и взаимопроникают одно в другое. В сновидении душа, лишенная всего субъективного, личного, соединяется с народной трагедией и судьбой (« 7 Июня 1945. Недавно сон видел, обоз идет, а колеса не движутся. Как это похоже на жизнь нашего времени. Такое блестящее положение государства, а людей нет »). С присущей здравому смыслу трезвостью Пришвин видит очевидное и пишет, не думая о том, как это может выглядеть в глазах настоящих или будущих судей (« 11 Октября 1945. После войны время у нас будто остановилось. Радио не слушаю, газету читаю невнимательно, зная, что там нет ничего <…> Всякое движение мысли в обществе остановилось »). В эти годы в дневнике одна за другой появляются записи о разгроме Германии. Пришвин видит ту же самую человеческую трагедию, какую пережила Россия: «маленький человек», втянутый в «большую войну» (« 13 Ноября 1944. Пришли слухи из Восточной Пруссии, что наши приступили к возмездию »; « 31...
    10. Звездова Г. В., Фролова Л. В.: Чернозем - полюсы народного миропонимания (концептуальные наблюдения на материале романа М. Пришвина "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: ЦЕПЬ») Принадлежность и приверженность М. М. Пришвина Липецкой земле, Черноземью, зачастую без внутреннего смысла, как шаблон, провозглашаемые в лингвистическом краеведении, заставили нас обратиться к пониманию лексем «земля» и «чернозем» в творчестве автора. Для анализа нами выбрано самое крупное произведение М. М. Пришвина и, без сомнения, самый «елецкий» по месту развертывания сюжета, по включению топонимии, роман – «Кащеева цепь». Значимость лексемы «земля» в творчестве автора, его укорененность в земле, черпание в ней творческих сил отмечались еще современниками М. М. Пришвина. М. Горький в письмах Пришвину пишет о его творчестве так: «Да, на мой взгляд, и не о природе пишете Вы, а о большем, чем она – о Земле, Великой матери нашей <…> Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с Землёю. У Вас он более “гео- и биологичен”, чем у других изобразителей его, он у Вас – наизаконнейший сын Великой Матери и подлинная частица “священного тела человечества”» [1, 36]. Земля в романе «Кащеева цепь» воплощается, в первую очередь, в елецком черноземе – награде и вечном кресте крестьян, ...