• Приглашаем посетить наш сайт
    Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2007"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 5. Размер: 23кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    3. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    4. Холодова З. Я.: Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой "Черный араб"
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    5. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    6. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    8. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Начало века. 1908 г.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    10. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    11. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    12. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    13. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Крым (1913 г.)
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    15. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Путешествие из Павлодара в Каркаралинск. Часть 1 (1909 г.)
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    16. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Богоискательство. 1911 г.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    18. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    19. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    20. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    21. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    22. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    23. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    24. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    25. Попов Н. М.: Творчество М. М. Пришвина как источник изучения истории крестьянства в дореволюционной России
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    26. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в романе Михаила Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    27. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1906-1906 гг.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    28. Сионова С. А.: М. Пришвин: "Нет лучше на свете места, где я родился"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    29. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    30. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    31. Лишова Н. И.: Религиозные поиски народа и интеллигенции в очерке М. М. Пришвина "За волшебным колобком"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    32. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Хрущево. 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    33. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    34. Кульчицкая Н. Н.: Свободное слово М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    35. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 5. Размер: 23кб.
    Часть текста: национальной идентичности, получает в творчестве писателей особую реализацию. Философские исследования, затрагивающие национальную концептосферу, поддерживают сейчас в обществе и педагогике интерес к творчеству М. М. Пришвина наряду с другими классиками: А. Солженицыным, А. Платоновым, И. Шмелевым, А. Вампиловым, В. Распутиным, В. Беловым, В. Астафьевым, В. Солоухиным и др. Рассказы и повести, изучение которых свидетельствует о несомненной связи его произведений с народной культурой, составляют «классический запас прочности» писателя. Созданные им образы русской природы помогают ему и показать народную жизнь, и стать способом ее изучения, организуют пространство для серьезных раздумий о времени и о себе. Многообразие функций пейзажа мастерски используется писателем, позволяя ему иметь вневозрастную аудиторию. До сих пор родители и педагоги прибегают к его рассказам о русской природе для воспитания у детей и подростков любви к родному краю, патриотизма, выработке внутренней гармонии личности. Также следует отметить поразительную исповедальность творческого метода писателя, которая пронизывает не только его дневники, но и эпические жанры, над которыми писатель неустанно трудился до конца своих дней. В ряду русских писателей ХХ в., для которых русская природа явилась средством и местом для ухода от идеологической заданности и духовного насилия, можно назвать Александра Николаевича Стрижева. В 2007 г. увидело свет собрание его сочинений в 5 томах, которое нелегко купить и в Москве, где оно вышло небольшим тиражом 1500 экз. в издательстве «Общества сохранения литературного наследия» [1]. Собрание...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    Часть текста: наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация. В статье уточняется понятие «философской прозы» как особого жанра литературы. Показано, что хотя Пришвин не написал ни одного чисто философского трактата, его Дневник и художественные произведения насыщены размышлениями над подлинно философскими вопросами – это темы историософии, антропологии, этики и эстетики, влияния религии на политические и идейные течения революционной эпохи, экологическая проблематика советского мироустройства. Приведены примеры философско-мировоззренческого диалога писателя с рядом выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей. Ключевые слова: философия, культура, религия, историософия, мировоззрение, антропология, марксизм, революция. Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954) принадлежит тому направлению отечественной литературы, признаком которой выступает органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени. И наследие писателя свидетельствует, что ему в полной мере присущи все те качества и черты, которые характеризуют классическую русскую словесность. Как истинно талантливый художник слова, Пришвин входит в литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. Философичность искусства писателя подчеркивается почти всеми как дореволюционными, так советскими и постсоветскими пришвиноведами. Еще в 1911 году Р. В. Иванов-Разумник, один из самых проницательных литературных критиков своего времени, отмечал, что мысль начинающего писателя идет «от глубины тайников души человеческой… от индивидуального к универсальному, от личности к космосу, но все же нужна и ценна автору живая душа человеческая, нужна индивидуальность живого существа» [1, 52]. И через полвека Т. Ю. Хмельницкая, автор первой монографии о Пришвине, заключала: «Он… никогда не ограничивается изображением увиденного. Он всегда философски осмысляет изображаемое. Это не абстрактная,...
    3. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: человеческого бытия, так как «всякое существование возможно лишь в формах определённой пространственной и временной конкретности» [1, 257]. Отражаясь в различных типах сознания: обыденном, естественнонаучном, философском, религиозном и т. п., эти категории «культурно-исторического» и «геокультурного бытия» [2, 3] становятся объектом современной лингвистики, которая, изучая языковую картину мира, не может не рассматривать проблему концептуализации и вербализации времени и пространства в национальном языке или определённом типе дискурса. В художественном тексте мастера словесного творчества уделяют изображению временных и пространственных отношений особое внимание. С одной стороны, это объясняется тем, что, хотя предмет литературы – человек, он не может быть изображён вне локативных и темпоральных координат. С другой стороны, эстетический идеал автора тоже не может быть воплощён без субъективного осмысления времени и пространства. Поэтому в художественном тексте объективное линейное и необратимое время так же, как и объективное геометрическое пространство трансформируются: время «сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым, пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории» [3, 235]. По этой причине важнейший фрагмент индивидуально-авторской картины мира, более чем какой-либо другой, может и не быть похож «на творения художников-реалистов, с их чёткими контурами изображённых ...
    4. Холодова З. Я.: Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой "Черный араб"
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: душе или на его глазах. Но, считал он, настоящий художник умеет видеть «свое … отраженным в мире природы и человечества» [1, 8, 320]. Эти слова объясняют особенность пришвинского дневника: он не обращен преимущественно к событиям личной жизни писателя. Поэтому дневниковое наследие Пришвина – ценный материал не только для изучения его художественного мира и творчества, но также истории и культуры России первой половины ХХ века. Неудивительно, что дневники писателя в последние два десятилетия являются предметом пристального внимания не только литературоведов, но и философов, культурологов, историков, социологов. Однако глубина осмысления Пришвиным действительности и мироздания послужила причиной того, что повышенный интерес к содержательному аспекту дневника несколько заслонил внимание к литературоведческим вопросам (жанровое своеобразие дневника, дневник как творческая лаборатория и др.). При отсутствии других рукописей, в которых запечатлен процесс работы писателя над произведением от возникновения замысла до его воплощения, значение дневника как источника изучения его творческой лаборатории возрастает. Поскольку не сохранились рукописи и корректуры с авторскими правками очерка «Черный Араб», дневник «Киргизские степи. 1909», в наиболее полном объеме напечатанный в томе «Ранний дневник. 1905-1913» (СПб., 2007) в разделе «Путешествие из Павлодара в Каркаралинск», становится главным источником для выявления своеобразия подхода писателя к жизненному материалу, переосмысления и способов претворения его в художественный текст. Более того, «киргизский» дневник...
    5. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: свободы слова в России, завещал жене беречь как зеницу ока дневники, а после ее кончины определить их на закрытое хранение на двадцать лет. Валерия Дмитриевна после смерти Пришвина прожила еще 25 лет. За эти годы она полностью расшифровала и перепечатала все дневники писателя за пятьдесят лет, сделала несколько копий с рукописей. «Твердила: “Если умру, не меня обихаживайте, спасайте дневники”» [1, с. 35]. Огромный труд по сохранению творческого наследия М. М. Пришвина должен быть по достоинству оценен. Этот грандиозный массив рукописей частично уже издан, но в значительной части еще в процессе подготовки или «ожидания». В советский период дневники были изданы в рамках 6-томного (записи Пришвина за 1951–1954 годы) и 8-томного (краткая публикация записей за все годы ведения дневников) собраний сочинений. Также небольшой отрывок дневниковых записей был опубликован в «Литературной газете» за 1968 год (№ 14). Но до нового времени все записи, хоть ...
    6. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: в пришвинском нарративе индивидуально-авторский Петербургский текст, реализованный на основе пресуппозиций фактуального, мифологического и ценностно-интерпретационного характера. Ключевые слова: творчество Пришвина, концепция В. Н. Топорова, Петербургский текст, локальный текст, поэтические пресуппозиции. Под «Петербургским текстом» понимается коллективно-авторский тематический сверхтекст локального типа, в котором преломилась единая, «но внутренне антитетичная телеологическая установка на художественное постижение идеологически противоречивого образа Петербурга» [3, 8]. В. Н. Топоров – автор этого понятия – определил основную идею Петербургского текста как «путь к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [7, 662]. В последнее время появился ряд исследований, посвященных «локальному» сверхтексту – городскому, провинциальному, зарубежному (В. В. Абашев, А. П. Люсый, Н. Е. Меднис, Т. М. Николаева, Н. В. Осипова и др.), в которых развиваются идеи Топорова, что свидетельствует о научной продуктивности его семиотической сверхтекстовой модели. Наличие в пришвинском дискурсе Петербургского текста впервые...
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: богоискательства» [15, 26]. Общепризнанным центром бурлящей интеллектуальной жизни города на Неве было петербургское отделение Религиозно-философского общества, один из руководителей которого Д. С. Мережковский оказал значительное влияние на многих деятелей русской культуры, в том числе и на Пришвина. Главной же задачей РФО было стремление «сблизить безрелигиозную интеллигенцию с религией и, главным образом, с “новым религиозным сознанием”» [1, 109-110]. Собственно, так и называлась концептуальная статья, опубликованная Мережковским в 1905 году, в которой он писал, что христианское вероисповедание, открывшееся людям почти две тысячи лет тому назад, «ныне для нас опять сделалось тайной; это откровение и тайна о том, что человек Иисус, распятый при Пилате Понтийском, был не только Человек, но и Бог, истинный Богочеловек, единородный Сын Божий, что “вся полнота Божества обитала в Нем телесно” и что “нет иного имени под небом, коим надлежало бы нам спастись”» [7, 107]. Автор статьи ставил задачу по-новому раскрыть и заставить действовать забытую тайну исповедания Иисуса Христа. Ведь если для многих людей христианство виделось только лишь этическим учением, то Мережковский считал, что вне Христа социальной жизни нет вообще. Отсюда следовал практический вывод: перейти от умозрительного желания жизни вечной к формированию «нового религиозного сознания» и воцерковлению всех сторон культуры. Задачу эту, по его мнению, призвано осуществить русское искусство, провиденциальная роль которого – нести народу высокие истины христианства, ибо «никакие позитивные выгоды, никакой утилитарный расчет, а только творческая вера во что-нибудь бесконечное и бессмертное может зажечь душу человеческую. <...> Без веры в божественное начало мира нет на земле красоты, нет...
    8. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: Известно, что знакомство Пришвина с творчеством Ницше произошло в период его учебы в Германии в 1900-1902 годах. С тех пор Ницше – постоянный предмет размышлений писателя и один из факторов влияния на его личность, судьбу и творчество. Художественный вариант своей «встречи» с Ницше Пришвин излагает устами героя автобиографического романа «Кащеева цепь» Михаила Алпатова, для которого книга «Так говорил Заратустра» стала открытием «настоящего знания», одним из ярчайших событий студенческих лет: «В этой книге каким-то чудесным путем философия соединилась с поэзией, и то самое, что у Канта и других ползло, здесь летело, как метеор, на одно неповторимое мгновенье ярко освещая мировое пространство» [1]. В «Заратустре» и прочитанной вскоре «По ту сторону добра и зла» Алпатов встретил еще одно подтверждение обоснованности обуревавших его под влиянием марксизма мыслей об исчерпанности пассивного народнического гуманизма, который весь растекался в старчески-унылых словах о необходимости сострадания и равнения по мужику-крестьянину. В отличие от народничества, марксизм вскрывал социально-экономические причины исторической необходимости свержения буржуазного...
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Начало века. 1908 г.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: мосте» от декадентства к соборности. Но его не оказалось... Соборность, общественность есть лишь результат более утонченной личности. Зинаида Николаевна оживилась... заискрилась. Я заметил ее прекрасные золотистые волосы, глаза. Она подарила мне все свои книги. – От них к нам! – сказала она мне... Я уже член совета Религиозно-философского общества. Мне открывается что-то новое... большое. Я понимаю значительность этого знакомства... Но многое мне неясно. Оттого, что я не чувствую одинаково... Мне кажется, у них много надуманности... Я не чувствую путей к этим идеям. Для того, чтобы сказать так значительно: от них к нам. нужно остро чувствовать: они и мы... А я этого не чувствую, и мне все кажется, я боюсь, не то донкихотство, не то просто комедия не из-за чего... Алекс. Мих. растаял от моего рассказа. Как ему хочется войти в этот круг... Но голос ничтожности своего «я», вечное ковыряние в себе не допускает <1 нрзб.> общения. Иван Александрович тоже видел. С ним мы пойдем в следующий...
    10. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу света. В обществе того времени постоянно нагнеталась атмосфера апокалипсических ожиданий и устремленности если не к светопреставлению, то к революции. Пришвинское знакомство с творчеством Горького происходит в период...