• Приглашаем посетить наш сайт
    Огарев (ogarev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2008"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    4. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    5. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    6. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    8. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - я и другой
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    10. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    11. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в романе Михаила Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    12. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    13. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    14. Мизь Нелли: Наш город в судьбе писателей (Владивосток)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    15. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    16. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    17. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    18. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    Часть текста: «Кащеева цепь» анализируется в статье с точки зрения реализации в нем локального текста родного писателю уездного города. О наличии в романе определенного топосного текста свидетельствует тот факт, что автор использует несколько наиболее значимых в семиотическом отношении доминант, являющихся своеобразными идентификационными маркерами елецкого городского пространства. Две ключевые доминанты – «Елец православный» и «Елец купеческий» не только находят отражение в произведении, но и выступают в роли сюжетопорождающих контекстов. Ключевые слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском тексте». С этой точки зрения, всякое определенным образом маркированное пространство может влиять на структуру и семантику произведения искусства. Размышляя об этом в одной из своих работ, В. В. Абашев предлагает «измерить давление места на текст», или, иначе, проследить, «как работает в тексте имя места и его локальная семантика, то есть та система значений, которые место приобрело исторически, в процессе семиозиса» [Абашев 2004: 557]. Присоединяясь к мнению исследователя о том, что произведения исторического и автобиографического жанров несколько выпадают из «фиктивного...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: одна из нераскрытых сторон становления мировоззрения и творчества писателя. Известно, что знакомство Пришвина с творчеством Ницше произошло в период его учебы в Германии в 1900-1902 годах. С тех пор Ницше – постоянный предмет размышлений писателя и один из факторов влияния на его личность, судьбу и творчество. Художественный вариант своей «встречи» с Ницше Пришвин излагает устами героя автобиографического романа «Кащеева цепь» Михаила Алпатова, для которого книга «Так говорил Заратустра» стала открытием «настоящего знания», одним из ярчайших событий студенческих лет: «В этой книге каким-то чудесным путем философия соединилась с поэзией, и то самое, что у Канта и других ползло, здесь летело, как метеор, на одно неповторимое мгновенье ярко освещая мировое пространство» [1]. В «Заратустре» и прочитанной вскоре «По ту сторону добра и зла» Алпатов встретил еще одно подтверждение обоснованности обуревавших его под влиянием марксизма мыслей об исчерпанности пассивного...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: контексты творчества Credo new. – 2013. – № 4. – С. 42-60. Подоксенов Александр Модестович Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация. В статье уточняется понятие «философской прозы» как особого жанра литературы. Показано, что хотя Пришвин не написал ни одного чисто философского трактата, его Дневник и художественные произведения насыщены размышлениями над подлинно философскими вопросами – это темы историософии, антропологии, этики и эстетики, влияния религии на политические и идейные течения революционной эпохи, экологическая проблематика советского мироустройства. Приведены примеры философско-мировоззренческого диалога писателя с рядом выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей. Ключевые слова: философия, культура, религия, историософия, мировоззрение, антропология, марксизм, революция. Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954) принадлежит тому направлению отечественной литературы, признаком которой выступает органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени. И наследие писателя свидетельствует, что ему в полной мере присущи все те качества и черты, которые характеризуют классическую русскую словесность. Как истинно талантливый художник слова, Пришвин входит в литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. Философичность искусства писателя подчеркивается почти всеми как дореволюционными, так советскими и постсоветскими пришвиноведами. Еще в 1911 году Р. В. Иванов-Разумник, один из самых проницательных литературных критиков своего времени, отмечал, что мысль начинающего писателя идет...
    4. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: ФИЛОLOGOS. – Выпуск 13 (2). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – С. 85-91. В статье анализируется Петербургский текст в повести Михаила Пришвина «Славны бубны». Опираясь на концепцию В. Н. Топорова, мы обнаружили в пришвинском нарративе индивидуально-авторский Петербургский текст, реализованный на основе пресуппозиций фактуального, мифологического и ценностно-интерпретационного характера. Ключевые слова: творчество Пришвина, концепция В. Н. Топорова, Петербургский текст, локальный текст, поэтические пресуппозиции. Под «Петербургским текстом» понимается коллективно-авторский тематический сверхтекст локального типа, в котором преломилась единая, «но внутренне антитетичная телеологическая установка на художественное постижение идеологически противоречивого образа Петербурга» [3, 8]. В. Н. Топоров – автор этого понятия – определил основную идею Петербургского текста как «путь к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [7, 662]. В последнее время появился ряд исследований, посвященных «локальному» сверхтексту – городскому, провинциальному, зарубежному (В. В. Абашев, А. П. Люсый, Н. Е. Меднис, Т. М. Николаева, Н. В. Осипова и др.), в которых развиваются идеи Топорова, что свидетельствует о научной продуктивности его семиотической сверхтекстовой модели. Наличие в пришвинском дискурсе Петербургского текста впервые отметила Я. З. Гришина: «Петербургская тема занимает значительное место в творчестве Пришвина <…> и с полным правом может быть включена в, так называемый, “петербургский текст” (термин В. Н. Топорова). Кроме дневника, где постоянно возникают обращения к поэме “Медный Всадник”, к мифу о Петре, “униженным и оскорбленным” Достоевского, оппозициям “Петербург – Москва”, “Петербург –...
    5. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: Пришвина, всегда наполненных живой мыслью, жаждой поиска, прямой оценкой окружавшей писателя действительности. Как отмечал И. К. Рогощенков, «для Пришвина органична дневниковая форма: в ней находило естественное развитие дело его жизни, в нее оно отливалось, оставалось в память и в пример последующим поколениям» [1, 81]. Закономерно, что первая работа, посвященная ономастике творчества Пришвина, была написана Г. Ф. Ковалевым именно на материале дневников [2]. Важно обратиться к автобиографическому роману М. М. Пришвина «Кащеева цепь», а в особенности к его первой книге, откуда можно узнать о детстве и отрочестве Пришвина больше, чем откуда бы ни было еще, и понять, каким было топонимическое пространство будущего писателя в те годы пусть и увиденное им сквозь призму времени, ведь начало работы над романом относят к 1922 году. Дневники, особенно ранние записи, помогают подтвердить, уточнить или же опровергнуть автобиографичность произведения. «Оказывается, что не так-то легко оторваться от прошлого и объявить себя не связанным родом своим и племенем. И уж если рассказывать о том, как я сделался писателем, то надо рассказать прежде всего о том времени, когда я вовсе и не помышлял делаться писателем» [3, 11], – такими строками предваряет М. М. Пришвин одну из первых глав своего автобиографического романа «Кащеева цепь» «Хрущево», которая начинается с процитированных почти во всех биографиях писателя строк: «Родился я в 1873 году в селе Хрущево, Соловьевской волости, Елецкого уезда, Орловской губернии, по старому стилю 23 января…» [3, 12]. Пусть о степени автобиографичности некоторых эпизодов романа спорят, да и сам писатель в дневнике 1923 года признавался:...
    6. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния внешней среде – в приятии мира. Экзистенциальный и религиозный аспекты творчества сопоставляются и в статье В. Хализева, где он пишет об особом направлении философии диалога в 1920-е годы – китежанах XX века (А. Мейер, А. Ухтомский, М. Бахтин), для которых основой творческого отношения к миру было участное сознание, сердечное действие, поступок «в близкой реальности» [4]. В. Хализев различает в своей работе экзистенциальное восприятие творчества личности в мире (одинокий бунт, бесконечный поиск смысла) и творчество жизни как активное личное действие, «тайный подвиг», включающий человека в единство со всем миром. Сближая творчество Пришвина и идеи...
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола...
    8. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина С. В. Логвиненко СЕМАНТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ М. ПРИШВИНА Среди женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина функционально значим образ Маши Улановой («Осударева дорога»). Однако в пришвиноведении «прочтение» семантики образа Улановой связывается чаще всего с ее социальным положением, что, на наш взгляд, обедняет этот персонаж. Сам Пришвин утверждал, что «Осударева дорога» – это «роман-миф». Мифогенная основа романа проявляется на всех уровнях художественной структуры, в первую очередь, на образном. Маша Уланова «вырастает» из любимого писателем сказочного образа Марьи Моревны. Марья Моревна – это исконный персонаж русских народных сказок, но и вместе с тем мифологическая богиня: «В народных русских сказках часто выводится героиней дева-Зоря или восходящее Солнце; ее называют Ненаглядной Красотой или царевной-золотой косой, непокрытой красой <…> В одной сказке ей придано название Марьи-Моревны, т. е. дочери моря» [1, 538]. Марья Моревна является сквозным, возникающим в различных произведениях образом,...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - я и другой
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: Петербургский университет, позднее работал здесь же на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 года до конца жизни. Открыл важнейший принцип функционирования нервной системы, назвав его доминантой (работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Учение о доминанте широко используется в физиологии, медицине, педагогике, психологии. Большой интерес представляет также курс лекций А. А. Ухтомского «Очерк физиологии нервной системы» (1945, посмертное издание). Ухтомский, не являясь ни писателем, ни литературным критиком, глубоко осознал важнейший принцип художественного сознания М. Пришвина, для которого творчество есть «замаскированная встреча «Я и Ты», «Я» и «Другого». Многие произведения Пришвина несут печать напряженных философских раздумий, связанных с вечными поисками ответа на вопрос: «Что есть Я». Пришвин, принявший мир как тайну, мучительно раздумывает о собственном «Эго», его художественные искания связаны с материализацией духовного процесса, с мучительными размышлениями об истоках творчества. Прежде всего Я, для Пришвина, – это часть великого мирового Я (Ur-ich): «Но зачем все о себе и о себе. Неопытному человеку может показаться, будто я действительно о себе это пишу, – о себе как есть – нет! Нет! Это «я» мое – часть великого мирового «я», она может свободно превратиться в того или другого человека, облекаться той или иной плотью. Это Я – вершинная линия, проведенная над бесчисленными «я» всяких ямок, долин, горушек, пригорков. Это...
    10. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: последнего необходимо иметь в виду наличие отчетливой грани между тем, что в советскую эпоху позволительно было сказать, и тем, что можно было доверить только тщательно скрываемому Дневнику. Поэтому об истинном значении народничества, и особенно марксизма, в мировоззрении писателя можно судить, лишь исследуя сопряжение двух онтологических планов: с одной стороны, опредмеченного бытия мысли в легальном художественном и публицистическом творчестве, а с другой – тайных дневниковых записей, которые не только не смогли бы пройти коммунистическую цензуру, но, выражая истинные взгляды человека, были просто опасны для его жизни. Дополняя и конкретизируя события жизни и художественные образы творчества, Дневник писателя раскрывает подлинные мировоззренческие оценки и акценты в интерпретации действительности, которые он при Советской власти не мог обнародовать. По социальному положению семья Пришвиных принадлежала к тому поколению русской интеллигенции, которое «Толстым, народниками и славянофилами воспиталось в религиозном благоговении к простому народу в его деле добывания хлеба на земле: происхождение этого чувства, вероятно, от церкви» [1, 137]. Будущий писатель видел, какой великой труженицей была его мать, которая «привила мне уважение к труду, и все это наше народничество происходит из этого уважения...» [Цит. по: 2, 12]. С участниками народнического движения Пришвин сталкивался с детских лет, поскольку революционерами-народниками были ближайшие члены семьи: племянник матери, Василий Николаевич Игнатов, был одним из...