• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "EXCELLENCE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: текст, локальный текст, поэтические пресуппозиции. Под «Петербургским текстом» понимается коллективно-авторский тематический сверхтекст локального типа, в котором преломилась единая, «но внутренне антитетичная телеологическая установка на художественное постижение идеологически противоречивого образа Петербурга» [3, 8]. В. Н. Топоров – автор этого понятия – определил основную идею Петербургского текста как «путь к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [7, 662]. В последнее время появился ряд исследований, посвященных «локальному» сверхтексту – городскому, провинциальному, зарубежному (В. В. Абашев, А. П. Люсый, Н. Е. Меднис, Т. М. Николаева, Н. В. Осипова и др.), в которых развиваются идеи Топорова, что свидетельствует о научной продуктивности его семиотической сверхтекстовой модели. Наличие в пришвинском дискурсе Петербургского текста впервые отметила Я. З. Гришина: «Петербургская тема занимает значительное место в творчестве Пришвина <…> и с полным правом может быть включена в, так называемый, “петербургский текст” (термин В. Н. Топорова). Кроме дневника, где постоянно возникают обращения к поэме “Медный Всадник”, к мифу о Петре, “униженным и оскорбленным” Достоевского, оппозициям “Петербург – Москва”, “Петербург – коренная Россия”, “Петербург – Ленинград”, мотивам большого города и “маленького человека” в нем и т. д., петербургская тема развивается в очерках и художественных произведениях писателя, начиная от первого, утраченного рассказа “Домик в тумане” (1905),...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: А. Ухтомского «Очерк физиологии нервной системы» (1945, посмертное издание). Ухтомский, не являясь ни писателем, ни литературным критиком, глубоко осознал важнейший принцип художественного сознания Пришвина, для которого творчество есть «замаскированная встреча «Я и Ты», «Я» и «Другого». Многие произведения М. Пришвина несут печать напряженных философских раздумий, связанных с вечными поисками ответа на вопрос: «Что есть Я». Пришвин, принявший мир как тайну, мучительно раздумывает о собственном «Эго», его художественные искания связаны с материализацией духовного процесса, с мучительными размышлениями об истоках творчества. Прежде всего Я, для Пришвина, – это часть великого мирового Я (Ur-ich): «Но зачем всё о себе и о себе. Неопытному человеку может показаться, будто я действительно о себе это пишу, – о себе как есть – нет! Нет! Это «я» моё – часть великого мирового «я», она может свободно превратиться в того или другого человека, облекаться той или иной плотью. Это Я-вершинная линия, проведённая над бесчисленными «я» всяких ямок, долин, горушек, пригорков. Это «Я» уже было, когда я маленький родился в помещичьем деревенском доме чернозёмной полосы» (8, 78). «Я» – творческое начало, пробивающее себе путь в эмпирическом мире через слово:...