• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PAR"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - я и другой
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    2. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 1. Размер: 63кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - я и другой
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Окончил Нижегородскую военную гимназию и Московскую духовную академию. В 1906 году закончил Петербургский университет, позднее работал здесь же на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 года до конца жизни. Открыл важнейший принцип функционирования нервной системы, назвав его доминантой (работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Учение о доминанте широко используется в физиологии, медицине, педагогике, психологии. Большой интерес представляет также курс лекций А. А. Ухтомского «Очерк физиологии нервной системы» (1945, посмертное издание). Ухтомский, не являясь ни писателем, ни литературным критиком, глубоко осознал важнейший принцип художественного сознания М. Пришвина, для которого творчество есть «замаскированная встреча «Я и Ты», «Я» и «Другого». Многие произведения Пришвина несут печать напряженных философских раздумий, связанных с вечными поисками ответа на вопрос: «Что есть Я». Пришвин, принявший мир как тайну, мучительно раздумывает о собственном «Эго», его художественные искания связаны с материализацией духовного процесса, с мучительными размышлениями об истоках творчества. Прежде всего Я, для Пришвина, – это часть великого мирового Я (Ur-ich): «Но зачем все о себе и о себе. Неопытному человеку может показаться, будто я действительно о себе это пишу,...
    2. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: повести Михаила Пришвина "Славны бубны" Трубицина Н. А. Петербургский текст в повести Михаила Пришвина «Славны бубны» ФИЛОLOGOS. – Выпуск 13 (2). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – С. 85-91. В статье анализируется Петербургский текст в повести Михаила Пришвина «Славны бубны». Опираясь на концепцию В. Н. Топорова, мы обнаружили в пришвинском нарративе индивидуально-авторский Петербургский текст, реализованный на основе пресуппозиций фактуального, мифологического и ценностно-интерпретационного характера. Ключевые слова: творчество Пришвина, концепция В. Н. Топорова, Петербургский текст, локальный текст, поэтические пресуппозиции. Под «Петербургским текстом» понимается коллективно-авторский тематический сверхтекст локального типа, в котором преломилась единая, «но внутренне антитетичная телеологическая установка на художественное постижение идеологически противоречивого образа Петербурга» [3, 8]. В. Н. Топоров – автор этого понятия – определил основную идею Петербургского текста как «путь к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [7, 662]. В последнее время появился ряд исследований, посвященных «локальному» сверхтексту – городскому, провинциальному, зарубежному (В. В. Абашев, А. П. Люсый, Н. Е. Меднис, Т. М. Николаева, Н. В. Осипова и др.), в которых развиваются идеи Топорова, что свидетельствует о научной продуктивности его семиотической сверхтекстовой модели. Наличие в пришвинском дискурсе Петербургского текста впервые...
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: работал здесь же на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 года до конца жизни. Открыл важнейший принцип функционирования нервной системы, назвав его доминантой (работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Учение о доминанте широко используется в физиологии, медицине, педагогике, психологии. Большой интерес представляет также курс лекций А. А. Ухтомского «Очерк физиологии нервной системы» (1945, посмертное издание). Ухтомский, не являясь ни писателем, ни литературным критиком, глубоко осознал важнейший принцип художественного сознания Пришвина, для которого творчество есть «замаскированная встреча «Я и Ты», «Я» и «Другого». Многие произведения М. Пришвина несут печать напряженных философских раздумий, связанных с вечными поисками ответа на вопрос: «Что есть Я». Пришвин, принявший мир как тайну, мучительно раздумывает о собственном «Эго», его художественные искания связаны с материализацией духовного процесса, с мучительными размышлениями об истоках творчества. Прежде всего Я, для Пришвина, – это часть великого мирового Я (Ur-ich): «Но зачем всё о себе и о себе. Неопытному человеку может показаться, будто я действительно о себе это пишу, – о себе как есть – нет! Нет! Это «я» моё – часть великого мирового «я», она может свободно превратиться в того или другого человека, облекаться той или иной плотью. Это Я-вершинная линия, проведённая над бесчисленными «я» всяких ямок, долин, горушек, пригорков. Это «Я» уже было, когда я маленький родился в помещичьем деревенском доме чернозёмной полосы» (8, 78). «Я» – творческое...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: его поэтики. Главный вектор в пришвинском мирообразе связан с тайной национального сознания, с жаждой преображения человека и природного мира. Философские интуиции писателя, сложные, зачастую противоречивые, направлены к ведущим идеям русской культуры начала века, обратившейся к духовным ценностям, обнаружив в них «основу человеческого всеединства» (Н. П. Бердяев). Философский портрет Пришвина чрезвычайно сложен, неоднозначен, многоцветен – это не застывшее, законченное, а изменчивое изображение. В прозе писателя причудливо отразился мир идей и образов ХХ столетия с его многомерностью, эсхатологическими предчувствиями, социальными утопиями, поисками «русской правды», мир экзистенциального смятения и философского вопрошания о вечном и сиюминутном, с его скользящей системой ценностей и одновременным утверждением нравственного абсолюта. Пришвинская художественная философия ищет пути реализации новой «стратегии поведения человека в мире» (В. Н. Топоров), а точнее в великом Всеединстве жизни. Исходный мотив философского вопрошания писателя глубоко национален; ему свойственно острое чувство несовершенства мира, истоком которого является разделенность людей, выпадение человека из онтологической ...