• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "SITE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Иванов Н. Н.: М. Пришвин – читатель И. В. Гете
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов Н. Н.: М. Пришвин – читатель И. В. Гете
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: контуры этой проблематики. Идеи Гете, актуализированные им универсальные типы – Лесной царь, Фауст, Мефистофель, другие – были востребованы в XX столетии русскими писателями-неореалистами; однако полемическое по форме влечение Пришвина к немецкому классику наполнялось не только тематикой натурализма или пантеизма; контекст раздумий Пришвина «по поводу» Гете широк и разнообразен. В 1942 году М. Пришвин привел реплику Д. С. Мережковского в их общем разговоре 1912 года с А. Блоком о романе К. Гамсуна «Пан»: «Я не знаю, – сказал М., какой интерес заниматься природой после Гете; о пантеизме все сказано, все пережито, все старо». Но «совершенная правда» слов Мережковского «тогда не могла меня тронуть, потому что я сам должен был пережить пантеизм по-своему» [2, 667]. Пришвинский пантеизм «по-своему», неопантеизм, состоялся во многом благодаря отклику на пантеизм Гете. Магия, обаяние Гете заключались в том, что в качественно иную культурную эпоху Пришвин, увлеченный поисками «своего счастья в искусстве» [3; 1, 75], вынужден был уточнять для себя интуитивизм, персонализм, биологизм. Как и когда-то Гете, Пришвин-художник продуктивно осваивал методы искусства и науки: естествознание, этнография, аналитическая психология. С одной стороны, Пришвин овладевал формами художественной мысли, законами искусства, которые ему как бы предложил Гете. С другой, Пришвин...