• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "UNIV"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: XX веке одной из важнейших культурных категорий. Вместе с тем главным было то, что миф для Пришвина стал возможностью выразить жизнь как великое Всеединство, как место встречи идеального и реального, временного и вечного, которое нельзя постичь только в интеллектуальной форме. Мифическое сознание Пришвина было своеобразным отрицанием диктата логической целесообразности. Писатель неоднократно подчёркивал необходимость не рассудочного, а интуитивного прозрения в творчестве: «мифическое сознание есть меньше всего интеллектуальное… сознание» [2]. В отличие от научного оно не манипулирует логическими категориями, хотя многие мыслители утверждают близость научных идей к тем или иным мифическим представлениям. Так, А. Ф. Лосев считал, что «если брать реально творимую живыми людьми в определённую историческую эпоху науку, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, черпая из неё свои исходные интуиции» [3]. Более того, А. Ф. Лосев уверен, что и философия в своей основе неотделима от мифологии и «под теми философскими конструкциями, которые в новой философии призваны были осознать научный опыт, кроется вполне определённая мифология» [4]. Ему вторит русский философ Б. П. Вышеславцев, замечая, что «научная гипотеза так же гадательна, как гадателен и миф», ибо всякое творчество, в том числе и научное, основано на фантазии, воображении, и «в этом смысле всякое творчество есть мифотворчество» [5]. И даже тогда, когда теоретик или практик, по мнению Б. П. Вышееславцева, сознательно отрицают всякое мифотворчество как ненаучное, миф восстаёт из недр забвения, как птица Феникс из пепла: «Современная психология показывает, что жить и не фантазировать вообще нельзя, и прежде всего в самой науке… Нет области более фантастической, более иллюзорной, нежели политика, финансы, социальная утопия. Миф царит здесь безраздельно....