Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 230).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: нашего интеллигентского богоискательства» [15, 26]. Общепризнанным центром бурлящей интеллектуальной жизни города на Неве было петербургское отделение Религиозно-философского общества, один из руководителей которого Д. С. Мережковский оказал значительное влияние на многих деятелей русской культуры, в том числе и на Пришвина. Главной же задачей РФО было стремление «сблизить безрелигиозную интеллигенцию с религией и, главным образом, с “новым религиозным сознанием”» [1, 109-110]. Собственно, так и называлась концептуальная статья, опубликованная Мережковским в 1905 году, в которой он писал, что христианское вероисповедание, открывшееся людям почти две тысячи лет тому назад, «ныне для нас опять сделалось тайной; это откровение и тайна о том, что человек Иисус, распятый при Пилате Понтийском, был не только Человек, но и Бог, истинный Богочеловек, единородный Сын Божий, что “вся полнота Божества обитала в Нем телесно” и что “нет иного имени под небом, коим надлежало бы нам спастись”» [7, 107]. Автор статьи ставил задачу по-новому раскрыть и заставить действовать забытую тайну исповедания Иисуса Христа. Ведь если для многих людей христианство виделось только лишь этическим учением, то Мережковский считал, что вне Христа социальной жизни нет вообще. Отсюда следовал практический вывод: перейти от умозрительного желания жизни вечной к формированию «нового религиозного сознания» и воцерковлению всех сторон культуры. Задачу эту, по его мнению, призвано осуществить русское искусство, провиденциальная роль которого – нести народу высокие истины христианства, ибо «никакие позитивные выгоды, никакой утилитарный расчет, а только творческая вера во что-нибудь бесконечное ...
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: литературным критиком, глубоко осознал важнейший принцип художественного сознания Пришвина, для которого творчество есть «замаскированная встреча «Я и Ты», «Я» и «Другого». Многие произведения М. Пришвина несут печать напряженных философских раздумий, связанных с вечными поисками ответа на вопрос: «Что есть Я». Пришвин, принявший мир как тайну, мучительно раздумывает о собственном «Эго», его художественные искания связаны с материализацией духовного процесса, с мучительными размышлениями об истоках творчества. Прежде всего Я, для Пришвина, – это часть великого мирового Я (Ur-ich): «Но зачем всё о себе и о себе. Неопытному человеку может показаться, будто я действительно о себе это пишу, – о себе как есть – нет! Нет! Это «я» моё – часть великого мирового «я», она может свободно превратиться в того или другого человека, облекаться той или иной плотью. Это Я-вершинная линия, проведённая над бесчисленными «я» всяких ямок, долин, горушек, пригорков. Это «Я» уже было, когда я маленький родился в помещичьем деревенском доме чернозёмной полосы» (8, 78). «Я» – творческое начало,...
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: эстетико-философская интуиция писателя - творчество жизни. В этом смысле Пришвин оказывается в русле русской философской традиции, для которой идея жизнетворчества - одна из фундаментальных. С этой точки зрения интересно понять, что означала для писателя идея дома и каким образом она воплотилась в Дунине. До революции постоянного места жительства у Пришвина не было: зимою он снимает квартиры в разных районах Петербурга-Петрограда, летом путешествует. После революции живет в Смоленской области, Талдомском районе Московской области, в Переславле-Залесском. Скитальческая жизнь давала ему возможность жить в непосредственной близости к природе, близости, необходимой для его творческой работы: "Когда вспомнишь о сближении своем с природой, то вспоминаешь, сколько этому счастью помогла моя бедность: нищенское существование до революции обрекало на деревенскую жизнь, после революции долго не давали комнату..." Но одновременно эта жизнь включала и поиски постоянного жилища, поиски дома: "Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает". Смысл жизненного пути для Пришвина так или иначе всегда был связан с идеей дома, и единый образ дома вырастал прежде всего из воспоминаний детства. Дом в Хрущеве под Ельцом, где он родился, к которому на протяжении всей жизни постоянно возвращался в мыслях и снах, был связан с матерью, очень близким для Пришвина человеком, с...
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: и творчества М. Пришвина, что писатель не жил на калужской земле и всякое утверждение, что Брынь - калужское село, считалось вымыслом, сказкой. Однако публикация писем к писателю А. М. Ремизову опровергает это утверждение (1, с. 157-209). В Дневниках М. Пришвина упоминаются монастырь Оптина Пустынь и оптинский старец Анатолий (Потапов) среди прочих имен, которых знал писатель (2, с. 134). Это записано 1 февраля 1921 года: "Имена известных людей, которых мне в жизни моей приходилось видеть: Розанов, Мережковский, Ремизов, Гиппиус, А. Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Ал. Толстой, Куприн, Б. Зайцев..., гр. Мар. Ник. Толстая, оптинский старец Анатолий ..." (1, с. 171). В письме от 14 июня 1909 года к А. М. Ремизову Михаил Михайлович писал: "Послал фельетоны в Русск(ие) вед(омости), к(ото)рые должны мне дать 200 р(ублей). Теперь дожидаюсь денег, как только напечатают, отправлюсь с семьей в Оптину Пустынь, где и проживу осень, навещая оттуда мать. Если же не напечатают, то и не знаю, что делать". В газете "Русские ведомости" за июль и август 1909 года были опубликованы произведения М. М. Пришвина: "Как я укреплял тещу Никифора" – (18 июля, с. 2); " Дубовый дол" – (1 августа, с. 2); " Как быть с мужиками?" – (23 июля, с. 2). Поездка в Оптину Пустынь состоялась, иначе бы не было в Дневнике М. Пришвина такой записи за 29 октября 1919 года: "Вспоминали вечером про Оптину Пустынь,старца Анатолия – неужели и там теперь конюшни и казармы?" (3, с. 318-348). И это вспоминалось писателю в суровое время Гражданской войны, когда большая часть Елецкого уезда была занята красными, остальное - находилось у белых. Жители уезда не знали, по какой же они земле едут и решали, что едут они по " нашей земле" (3, с. 317). В Оптину Пустынь М. Пришвин поехал поздней осенью 1909 года с семьей. Во Владимирской церкви о....
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание» [1, 548]. Автором нового психологического учения о бессознательном считается Фрейд, чьи идеи были продолжены Юнгом. Однако в понимании данного состояния между учёными наметилось существенное расхождение. Если для Фрейда бессознательное – часть личности, всё, вытесненное из индивидуального сознания, то Юнг допускает, что в психическом развитии человека значительное место принадлежит коллективному бессознательному, в центре которого стоят архетипы. Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – понятие, введённое Карлом Густавом Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидении каждого из нас. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. По мнению Юнга, архетипы – это ещё и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешённых проблем они всплывают в наших снах. Архетипы являются воплощением знаков внутренней...