• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1981"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    2. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    3. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    5. Краснова Т. В.: Пришвинское Хрущёво. Историческая справка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    7. Свиридова Т. М.: Выражение позиции согласия и несогласия в "Дневниках" М. Пришвина 1920-1922 годов
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    8. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    10. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    11. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    12. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    13. Ломакина С. А.: М. Пришвин и Г. Успенский: к проблеме нравственно-этических исканий
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    14. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    15. Мямлина Л. А.: Субъективация авторского повествования в романе М Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    16. Апанович Ф.: Между Европой и "Страной непуганых птиц" (образы России и Европы в раннем творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    17. Балашова Е. А.: "Личность" или "отдельность"? К вопросу о кризисе личности в переходную эпоху (на материале дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    18. Сионова С. А.: Песня жизни
    Входимость: 1. Размер: 16кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: С 1818 по 1819 гг. обучался в Полтавском уездном училище, а в мае 1821 года – в Нежинской гимназии. В гимназии пробует себя в различных литературных жанрах, занимается живописью, участвует в спектаклях. Закончив гимназию в 1828 году, едет в Петербург, где публикует свою «идиллию в картинах» – «Ганц Кюхельгартен» (СПб., 1829). Поэма вызвала насмешливые отзывы критиков. Гоголь устраивается на работу в Департамент уделов, где служит до марта 1831 года. Разочаровавшись в «службе государевой», возвращается к литературной деятельности, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым, А. С. Пушкиным. Опубликованные в 1831 (I часть) и в 1832 (II часть) «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразили читателей и критиков оригинальностью и глубинным проникновением в фольклорно-этнографическую стихию, к национальным первоосновам славянского мира. После публикации «Вечеров» Гоголь становится одним из ведущих русских писателей, много публикуется: «Миргород», «Арабески», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном...
    2. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: что предки его занимались полезным делом: вытачивали эту необходимую часть ткацкого станка. Однако слово пришва имеет и другие значения, в том числе: головка сапога, наставка, притачка у одежды. Не исключено, что Пришвины получили свою фамилию от клички своих предков, занимавшихся сапожным промыслом. У предков писателя по елецкой традиции была уличная кличка – Алпатовы. Видимо, кто-то из Пришвиных был лекарем, применявшим алопатию, как способ лечения и называвший себя греческим словом «алопат», подобно нынешним гомеопатам. А его потомки стали в русском произношении Алпатовыми. «Уличное имя Алпатов я встречал не раз в рассказах о елецких прасолах, гонявших украинский скот по большаку в Москву. Этого предка своего Алпатова я вижу на большаке, дороге широкой, как самая большая река, соединяющая степь Ильи Муромца с лесами Сергия Радонежского. Впереди всех гуртов шел козел с колокольчиком на шее. Козел шел больше для баранов, как умный вожак. За козлом и баранами шествовал великой массой рогатый скот, а сзади ехали прасолы в тележке. Тоже неизменным спутником для прасолов был петух, исполнявший дело часов: по какому-то крику его стада останавливались, ночевали». Наш знаменитый земляк писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (по новому стилю 4 февраля) 1873 года. Купеческое имение Хрущево входило тогда в Соловьевскую волость Елецкого уезда Орловской губернии, ныне Становлянский район Липецкой области. Рано умершего отца он помнил мало. Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и, видимо, не мало денег. Он жил по-барски: водил орловских рысаков, брал призы на конных скачках, занимался садоводством, был страстным охотником. Однажды он так проигрался в карты, что пришлось продать конный завод и заложить имение. Отец не пережил...
    3. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском тексте». С этой точки зрения, всякое определенным образом маркированное пространство может влиять на структуру и семантику произведения искусства. Размышляя об этом в одной из своих работ, В. В. Абашев предлагает «измерить давление места на текст», или, иначе, проследить, «как работает в тексте имя места и его локальная семантика, то есть та система значений, которые место приобрело исторически, в процессе семиозиса» [Абашев 2004: 557]. Присоединяясь к мнению исследователя о том, что произведения исторического и автобиографического жанров несколько выпадают из «фиктивного действия» и «фиктивного пространства», тем не менее полагаем, что семантически маркированное место и в этом случае будет влиять на поэтику произведения. Потому в данной статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть «сверхтекстовую» семантику города Ельца в автобиографическом романе Михаила Пришвина «Кащеева цепь». В работе «Сверхтексты в русской литературе» Н. Е. Меднис подчеркивает: «Города всегда обладали некой ослабевающей или усиливающейся со временем метафизической аурой. Степенью выраженности этой ауры, как мы уже говорили, во многом определяется способность...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин М. «Какая ...
    5. Краснова Т. В.: Пришвинское Хрущёво. Историческая справка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: кирпичные дома, окруженные хозяйственными постройками. Оставшиеся глубокие старики, помнившие писателя и его родных, не могли остановить разрушение деревни и тем более охотно рассказывали о прошлом, пели старинные песни, откровенно переживая, что с ними уйдет тот мир, в котором они еще жили и который уже не могли наследовать их дети. В 1987 году Хрущёво-Левшино и Хрущёво-Ростовцево были исключены из административных учетных данных, то есть жизнь в этих деревнях окончательно угасла. Общеизвестно, чтобы понять поэта в широком смысле этого слова, проникнуть в реальный мир его жизни и мир, созданный его воображением, нужно побывать на его родине, послушать музыку того языка, каким мать его говорила и учила его первым словам , те песни, которые в дни радости и горя поет народ, среди которого он рос, те сказки, потешки и прибаутки, из которых ребенком он почерпнул первые понятия о круговороте жизни, о тех традициях, которым вольно или невольно следовал всю жизнь . Однако Хрущёва нет. Можно лишь постоять в чистом поле, на том месте, где оно, знаменитое Хрущёво, когда-то было, можно еще найти уже еле различимые следы старой усадьбы – сáжалку , маленький заросший прудок, из которого брали воду для полива цветов на клумбах, которые так любила мать писателя, да заросли дикого шиповника, в который переродились некогда пышно цветущие розы. Но родины живой , той, которая создавалась и украшалась трудом многих поколений в течение нескольких столетий, той, которая дала миру великого писателя, уже не найти. Но ее часть (к счастью, multaque pars! ) осталась в книгах М. М. Пришвина, его дневниках, в записях студентов и преподавателей Елецкого государственного педагогического института (теперь...
    6. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: этап, обозначенный писателем как «десятилетие нашего интел-лигентского богоискательства» 1 , вместившееся между революциями 1905 и 1917 годов. Как известно, в те годы писатель жил преимущественно в Петербурге и деятельно участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества, руководители которого Д. Мережковский, В. Розанов и А. Мейер оказали значительное влияние на многих деятелей русской культуры начала ХХ века, в том числе и на Пришвина. Кроме того, следует учитывать, что на богоискательские устремления интеллигенции начала века существенное воздействие оказала концепция Ф. Ницше, провозгласившего «смерть Бога». Да и сам Пришвин, отмечая значительность влияния ницшеанства на идейную атмосферу начала ХХ века, писал: «Над изображаемой мной эпохой в “Кащеевой цепи” висела философия Ницше» (Кн. 5. С. 533).  Вместе с многими отечественными мыслителями Пришвин видел, как под влиянием революционной пропаганды в обществе нарастает социальное озлобление, как исчезает в народе прежнее религиозное благогочестие и ширятся сектантские настроения. Чтобы понять истоки этих трагических тенденций, в 1906-1909 годах писатель совершает ряд поездок по русскому Северу и Заволжью в поисках духовных первоначал исторического бытия русского народа. И во всех трех книгах, написанных по материалам этих поездок, идет пришвинский диалог, местами косвенный и скрытый, порой ­– явный и полемический с идеями и проблемами, которые обсуждались в Религиозно-философском обществе. Да и сам писатель говорил о своем интересе...
    7. Свиридова Т. М.: Выражение позиции согласия и несогласия в "Дневниках" М. Пришвина 1920-1922 годов
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: согласия и несогласия, выраженная в "Дневниках" 1920-1922 гг. М. Пришвина. Позиция согласия или несогласия, высказанная человеком, в том числе писателем, может влиять на ход событий, осуществлять их, задавать основные мировоззренческие установки, поэтому в коммуникативном плане данная категория интересно прослеживается именно в "Дневниках" автора "Кащеевой цепи". Творчество М. М. Пришвина привлекает внимание читателя своим философским восприятием мира, неисчерпаемостью познания художника. М. М. Пришвин – "философ… певец космического Всеединства, настоящий поэт в прозе… неутомимо исследовавший тайны творческого сознания, сказочник, человек, создавший удивительный миф о природе, своей жизни и жизни России" (1, с. 3). Исследование художественного текста связано с выяснением характеристик всех звеньев его смысловой структуры, многоплановой системы средств выражения во всём многообразии системных связей как в плане синтагматики, так и в плане парадигматики. Текст отражает явления социальной...
    8. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: народная разворачивается перед нами на страницах «Повести нашего времени», созданной в тяжелейший период Великой Отечественной войны – в 1943 году. Но сюжетообразующим началом «Повести» не становятся исторические события. Задача художнику видится в другом: «…если я правдиво расскажу о том, как мы жили в нашем посёлке во время войны, этим я и выполню своё малое дело» [3, 151]; «Вот теперь и я хотел бы писать, как этот герой (Нестор. – Н. У .), только не о северной природе, а о душах людей, меня окружающих и никому не ведомых» [3, 155]. Внешние события реконструируют широкий контекст военной жизни страны, в которую были вовлечены и М. М. Пришвин вместе со своей женой Валерией Дмитриевной, вынужденные в начале войны уехать под Переславль-Залесский, в деревню Усолье. Эти места в катастрофический для отечества момент бытия на Пришвина воздействовали исцеляюще: он, словно сын, возвращается после долгого отсутствия Домой. Для писателя это был «новый круг жизни» [4, 426]. Об этом обретении целостности мироощущения Михаил Михайлович отмечает в дневнике: «У человека на свете есть две радости: одна – в молодости выйти из дома, другая – в старости вернуться домой» [4, 439]; «И теперь после новой исторической катастрофы, через двадцать лет я пришёл сюда с твёрдой решимостью в третий раз в жизни начать что-то новое» [4, 429]. Эта категория – «время» – на страницах «Повести» приобретает особое значение: объединяющее («нашего»), определяющее духовно-культурную общность современников,...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей цельный лик его Музы. Произнесено ее «имярек», она – Дева, София, Владычица мира, Заря – Купина; ее жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Владимира Соловьева и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с религиозно-философским исканием наших дней» (Белый Андрей. Александр Блок // Белый Андрей. Поэзия слова. П., 1922. С. 110-111). Следующая книга стихов Блока «Нечаянная радость» (1907), затем «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» ...
    10. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: революция вновь сделала актуальной идею Бергсона об эволюционной развилке общественного развития и поиск исторического пути в советской России вновь начинается с биологического противоборства индивидов, нисшедших до облика обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М. М. Пришвин, как и многие отечественные мыслители, воспринял резко отрицательно. Писатель-гуманист, воспитанный на нравственных идеалах русской народнической литературы, он сразу же обратил внимание на изменение методов достижения гуманных целей, которые вносили большевики-марксисты в демократическое движение. Они внедряли в русское общественное сознание новые ценности, подменяющие мораль христианскую моралью классовой, а гуманизм – насилием. Именно здесь Пришвину виделось главное противоречие большевизма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого строя, новая власть сделала насилие методом...