• Приглашаем посетить наш сайт
    Аверченко (averchenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PRO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 8
    Входимость: 2. Размер: 89кб.
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 2
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    5. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945. Страница 8
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1946.
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    10. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    11. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1928. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    12. Глаза земли. 1949 год.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Вернадский Владимир Иванович
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: естественное отделение физико-математического факультета. Огромную роль в формировании будущего ученого сыграл профессор Василий Васильевич Докучаев, под влиянием которого Вернадский занялся кристаллографией и динамической минералогией. Уже в молодости Вернадский ставил перед собой высокие нравственные цели, стремясь к преодолению разъединенности, разобщенности людей, сопротивляясь «расчленению жизненных и познавательных процессов». Жизненным и научным кредо Вернадского стало единство научной, философской и религиозной мысли, единство убеждений и дел, а также единство людей, которые исповедуют близкие по духу идеи. Научная деятельность Вернадского началась сразу после окончания университета. Он много путешествует по Европе, участвует в экспедициях, работает в музеях и лабораториях. Его, несмотря на молодость, принимают в члены Британской ассоциации наук – влиятельной ученой организации англо-язычного мира – БиЭй. В 1891 году Вернадский защитил магистерскую диссертацию. Ведет активную общественную деятельность, становится одним из основателей Конституционно-демократической партии. С 1890 по 1911 годы преподает на кафедре минералогии Московского университета, затем баллотируется в Петербургскую Академию наук. Во время первой мировой войны Вернадский трудится в Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Вернадский закладывает в программу КЕПС идею «инвентаризации» природных богатств России. Октябрьскую...
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: рассказ. Елена Аветовна – красиво убранная женщина. Но это и всё. Вернувшись со службы, она готовится к следующему дню, к следующему выходу, и так она всегда выходная – и это всё. 4 Августа. Поправлял машинопись. 5 Августа. В Москве стрижей в воздухе не меньше, чем людей в домах, и как будто пыль стройки, копоть фабрик им на пользу. 6 Августа. Интересно, когда мастер, хорошо владеющий всякой формой, взбунтуется против всякой внешней формы, ему навязываемой, и потребует от своего таланта, чтобы он действовал и проявлялся совершенно свободно и форма являлась как результат его самодеятельности. Так вот именно и создается новая форма: мастер бунтует против старых форм. Но если автор бунтует против форм, сам еще не владея никакой формой, тогда... Федор Харитонович Власов. Сегодня окончил «Серую Сову» и сдал Власову. Часа два он у меня просидел, и сейчас же после его ухода началась лихорадка. 9 1/2 вечера – 37,5. Трясло. Аспирин. 7 Августа. 2У2утра – пульс 96, t – 38,6. 6 утра то же. Температура держалась постоянная на 38,6. В 6 в. падение температуры до 37,1. 8 Августа. 5 утра – 36,3. После 3-х дня t заметно возрастает и вечером 10–11 достигает 39,7. В 1/2 12-го – t 39, и так постепенно к утру нормальная. Взяли кровь. 9 Августа. Сегодня нет приступа. Данилов диагноз: Малярия. Мысль о могучем и уважаемом враче. Данилов Алексей Николаевич. Санаторное управление Кремля. Кремлевская аптека . Хинные ...
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 8
    Входимость: 2. Размер: 89кб.
    Часть текста: соберется как тезис, целая страна с огромным народом в одном тезисе. И если в тезисе этом Креонт, то нечего искать Антигону: она явится как антитезис в другое время и, может быть, в другой стране. Обдумывая «Ставского», я вспомнил и Горького и Белого – Горький хотел кого-то обойти, но его обошли, а Белый, обходя Р. Штейнера, Христа и др., остался эгоцентриком. Так бывает: обходящий бывает сам обойден. В том и другом случае, и у Горького и у Белого, был неверный путь, и его надо остерегаться, т. е. жить без «политики». Решение Ленина – взять власть, т. е. то, что всякому интеллигенту было ненавистно, – есть решение гения. Он шел против всех и в этом был прост, как ребенок. Записки Разумника. Венере Милосской за что-то Разумник не понравился, и она на короткое время заперла его у себя в клозете. Он же, как усердный литератор, за это время успел написать для опубликования на весь мир о том, что у Венеры воняет так же, как и во всяком нужнике. Этим он хотел отомстить богине. Своего противника надо делать богом... 21 Августа. Утро пасмурное (всю ночь шел мелкий дождь). Дорогой Разумник Васильевич! <Зачеркнуто: по некоторым обстоятельствам <Зачеркнуто: (мудрено о них говорить) > я на некоторое время не могу встречаться с Вами и с некоторыми другими лицами, находящимися в Вашем положении.> <3ачеркнуто: Не сердитесь и не думайте в худую сторону, но подошла полоса <Зачеркнуто: подобная как была у нас с Вами в начале революции на некоторое время мы не должны встречаться. Я Вам сообщу, когда «полоса» пройдет.> Не сердитесь, всех находящихся в Вашем положении я тоже предупредил. Вашу рукопись я укрывал не потому, что боялся уж очень ее, а не нравится она мне, случится что-нибудь – и мне стоять в ней не за что. А когда не за что стоять – я величайший трус и в себе этого труса не стыжусь. Когда некая полоса тревоги, не допускающая...
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 2
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    Часть текста: читать Филимонову (позвать и Леву) «Ключ правды» (1-е чтение). Знаю, что в деталях все прекрасно написано, а пока вслух людям не прочел, не могу сказать, хороша ли вещь, совсем даже не уверен. Пример «Иван Осляничек»: детали бесподобны, а в целом вещь никуда не годится. 8 Марта. Сравнивая с другими свое положение в Советском Союзе, я должен признать себя счастливым больше всех (даже и Михалкова), но если судить, не сравнивая, то все представится в ином свете. Так что же? Неужели в Советском Союзе люди так несчастны, что я, старик в 71 год, [кажусь] самым счастливым? Каждый вид животных, если бы только мог беспрепятственно размножаться, заполнил бы собою всю землю. А человеческий индивидуум, т. е. один единственный человек, если бы мог свободно распространяться, заполнил бы один собою вселенную и объявил бы себя богом. Вот почему нельзя никому на земле позволять жить для себя, и каждый из нас, если он верующий, ограничен волею Бога, а неверующий волей своего начальника. Но каждый, имея в душе семя личного распространения во всем мире и в то же время в этом подавляемый, имеет возможность распространяться дальше, чем следует, путем обмана, и вот таким средством обмана в борьбе с ограничительной правдой является искусство и все его «бессмертные» деятели. Отсюда вывод ясный, что только верующий в Бога человек может стать правдивым художником. - Учитель, что делать, если я по природе своей художник и хочу быть правдивым и великим, но Бога не чувствую? - Тогда найди себе верующего человека и полюби его: он будет верить в Бога, а ты люби человека, и будете с ним вместе у Бога. - Но если я и полюбить никого не могу? - Тогда просто женись, и твое физическое размножение поставит тебя в ...
    5. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: Хиггинс», американская легенда о большевиках. У нас такой легенды не могло создаться, потому что мы за кулисами. С первого момента революции народ выступал как грабитель и разрушитель, и у лучших было только то, что вот завтра и в Германии будет так же. У лучших было, как у нас в юности, чувство мировой катастрофы (Наседкин, один из главных участников Октябрьского переворота в Москве, говорил, что им это именно руководило: завтра будет так же в Германии), сегодня война, завтра мир. У них, в Америке, Джимми представлен как распинаемый Христос, у нас Джимми явился как распинатель (кто же был Христос? например, Илья Николаевич, всякий, желавший России добра, любящий свою землю: если я прав, то мне должно явиться лицо распятого Бога). Исходный пункт для исследования кооперации: 1) Существо скупщика матер., индивидуалиста (кулака), его сила (талант). 2) Коопер.: «Устроили елку, детишки веселы: это мы дали, а те не дали». Пережимка, потималка (отымалка, подымалка). Стадо коров пасется только видимо вместе, и то больше тут воля пастуха, каждое животное имеет свой интерес, и ему нет никакого дела до другого. Но пусть покажется вдали даже не волк, а собака, которую коровы всегда принимают за волка, все коровы соединяются в одно существо и движутся на собаку. Вот почему и у людей для того, чтобы они соединились, ...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945. Страница 8
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    Часть текста: Мое основное чувство жизни сейчас, что это осень человечества и весь человек остается теперь как дерево осенью. Раньше, конечно, старые люди тоже так умирали, но тогда сам, молодой, не придавал этому значения: впереди жизнь развертывалась, как бесконечная дорога. Теперь же удивляет это упование на жизнь, которая так коротка. Изумляет каждый человек, полагающийся на себя, когда всякому известно, что жизнь коротка, и каждый из нас вспыхивает лишь на мгновенье, чтобы в следующее мгновение погаснуть. Сила жизни встает теперь, как сила необходимого обмана ее вечностью. Ловушка состоит в том, что каждый из нас эту действительную вечность присваивает себе: все умирают, а я как-нибудь проскочу. Посмотришь теперь на себя, пережитого, каким дураком жил! – Мало того! – ответила мне подруга, – я подозреваю, что и наш теперешний, несомненный ум, со временем нам же самим покажется глупостью. - Я начал с осени, а ты говоришь о зиме... Только вот, что хорошо написано, то не пустеет: читаю и удивляюсь, и кажется, будто это не я написал. – А я даже и этим не могу похвалиться: нет утешения! – Вот вздор! – Конечно, вздор. Страсть не обманывает, страсть – это сама правда, обман выходит из подмены страсти физической ее духовным эквивалентом, от чего любовь распадается на животную (презренную) и человеческую (возвышенную). Между тем истинная любовь, как борьба за личность человека, одна. Написано по поводу любви моей к В. П. Измалковой,...
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1946.
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    Часть текста: чашу» готовит к печати. 2 Января. Грипп дал мне возможность перечитать Некрасова: «Кому на Руси жить хорошо». Вот было же время, когда поэты шли впереди революции, и в свете их творчества наши политики являются просто дельцами. В этой поэме вся русская революция 1917 года. По этой поэме теперь можно видеть, насколько же подготовлено было сознание народа, прежде чем в борьбу вступили дельцы-большевики. Удинцев вчера сказал по поводу наступающего цензурного облегчения: – Но писателей-то совсем нет. – А маршалов, – ответил я, – вспомните: Ворошилов, Буденный, Тимошенко – какие это маршалы! Но пришла война – пришли маршалы. Так будет и с литературой: начнется истинно мирное строительство, откроется внимание к жизни народа, явятся писатели. Писатели тоже как грибы растут при подходящей погоде, но грибы нельзя выдумать, а писателей сколько угодно. Дай только тему с оплатой труда – и их явится сколько угодно. И кто даже совсем неспособен к такому труду – выучатся и будут писать. Панферов вчера сказал, что перелом в литературной политике уже совершился: – Вот я беру «Октябрь» на себя, и мне дали без оговорок: мне гарантировали свободу от чиновников. Приятно было слушать, но кто же это Панферов-то сам, почему его личный успех у властей является успехом русской литературы? Панферов наивный дикарь, но он русский и, кажется, дерзкий. Возможно, что его успех явится и началом нашего, тем более что он печатает «Мирскую чашу». Собачки, конечно, не могут между...
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Кембриджского университета (1947). Автор 43 книг и почти 500 статей по самым различным проблемам философии, истории, культуры. В начале творческого пути увлекался марксизмом, принимая участие в социал-демократическом движении. Марксизм как методологию социального анализа пытался соединить с неокантианской этикой. Впоследствии (1903) переходит «от марксизма к идеализму». Сотрудничая с журналом «Новый путь», редактировал совместно с С. Булгаковым «Вопросы жизни». Кроме того принимал участие в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Находился под влиянием философии Вл. Соловьева, философско-религиозных взглядов Ф. Достоевского, немецкого мистика Бёме. В 1922 году выслан из СССР. С 1924 года жил во Франции. Как идейный противник марксизма, он проявился в знаменитой статье «Философская истина и интеллигентская правда», помещенной в сборнике «Вехи» (1909), где обвинил русскую интеллигенцию в слепом заимствовании западных философских идей. В 1911 году появляется его сочинение «Философия свободы», в котором он приходит к поиску христианской онтологии. В философском дискурсе Бердяев сознательно исходит из мистического внутреннего опыта, отвергая логически-последовательный анализ в качестве единственно возможного. Логика как принадлежность «царства середины» не могла помочь, в...
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    Часть текста: я тоже участвую и сижу с вами за одним столом в суде времени, который совершается помимо отдельных наших желаний и отдельных воль. Да, конечно, мы вместе сидим, за одним столом, но вы, сами не сделав еще в жизни ошибок, можете приступить к суду с чистым сердцем, я же, сознавая свои ошибки в прошлом, не могу приступить к суду этому, не осудив прежде всех себя самого. Я осуждаю себя прежде всего за то наблюдательное спокойствие художника, с которым я проходил через нашу суровую жизнь. <Зачеркнуто: Надо бы вовремя положить душу свою за други, как это сделали миллионы моих современников, но я душу свою укрывал и берег.> Положа руку на сердце, я могу сказать, что в поте лица, как Адам, обрабатывал свою землю, не соблазняясь никакими внешними благами, но я проливал пот свой в труде, а не кровь, как сделали это миллионы моих современников. Было бы мне очень плохо, и я, наверно, не осмелился бы взять голос на этом суде, если бы я ради сохранения души и жизни своей сознательно шел бы на сделки с совестью. Нет! мое сознание всегда упиралось в какую-то изначальную несправедливость, сделанную кем-то при самом моем сотворении. Я всегда, с малолетства принимал с благоговением и переводил на себя самого проклятие изгнанному на землю Адаму в поте лица своего добывать хлеб насущный, доколе... Вот это чудесное «доколе» с детства светило мне через жизнь маяком в том смысле, что мученью моему когда-то все-таки будет конец. Но когда я вышел из детства и оглянулся вокруг себя, то увидел, что при общем положении русского человека просто даже и непристойно удовлетворяться старой заповедью о работе на...
    10. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого» человека. Священник живет в одном из церковных домиков, в котором автор бывал неоднократно, поскольку ему уже знакомы дом и калитка, привычно и долгое ожидание, когда откроют дверь. И вот автор сидит у круглого, тоже знакомого, столика и...