• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1960"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    3. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Давыдов Константин Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    5. Поляков В. Б.: Имя Пришвина в документах областного архива (Липецк)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    6. Иванова Д. М.: Мифологема земли в творчестве М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    8. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    9. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    10. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    11. Загадка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    13. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    14. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    15. Ткачева Ю.: Л. Н. Толстой и М. М. Пришвин (проблема преемственности)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    16. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    17. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). О дневнике М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: – обязательный элемент структуры различных жанров М. Пришвина. Герои многих его произведений ("В краю непуганых птиц", "За волшебным колобком", "У стен града невидимого", "Жень-шень" и др.) по разным причинам устремлены прочь от города, от цивилизации. Тайга, Енисей, старая традиционная деревня, огород, поле, мир детства, другие образы из мира сибирской и северной природы – неизменные "действующие лица", активная часть образной структуры повестей "Перевал", "Стародуб", "Последний поклон", "Царь-рыба", рассказов, "затесей" В. Астафьева. Астафьевские персонажи с неменьшим рвением стараются оставить мир, противопоставивший себя природе – мир города – и погрузиться в природу. Не является ли отмеченное элементарным совпадением пристрастий художников и "фактуры", реалий, находящихся в основе литературного произведения? Но эти образы и эти устремления предельно часто повторяются в произведениях М. Пришвина и В. Астафьева, в значительной мере характеризуют их поэтику и потому не только имеют основания называться постоянными мотивами , но и должны рассматриваться в качестве проявления некоторых закономерностей их творчества. Мотив – это вовсе не "выходящий из употребления термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования" (1), как поспешили объявить А. Захаркин и составители не вышедшего еще из массового употребления словаря. Ведь вряд ли может "выйти из употребления" "Историческая поэтика" А. Н. Веселовского, к которой этот термин и восходит. "Минимальным значимым компонентом повествования" является, как представляется, слово, которое далеко не всегда заключает в себе мотив. Более продуктивной (вопреки адресованности издания) видится точка зрения на этот вопрос, изложенная в "Энциклопедическом словаре юного литературоведа". Здесь мотив...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: и социология; культурология». 2011. – № 1(4). – С. 60-67. В статье исследуются взгляды М. Пришвина и А. Лосева на процесс изменения общественного сознания после Октябрьского переворота 1917 г. Анализируется, как под влиянием революционной идеологии меняется значение и смысл слов, а за изменениями языковых правил общения перерождаются отношения и мировоззрение людей. Ключевые слова : словотворчество, сознание, мировоззрение, герменевтика, большевизм. Издание в последние годы новых художественных произведений Пришвина, его многотомного Дневника и ранее не переиздававшейся публицистики революционных лет, которые не могли увидеть свет из-за цензурных запретов, открыли нам облик во многом неизвестного писателя, что вызывает потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа и патриота, жившего проблемами и бедами России. Свершившуюся Октябрьскую революцию Пришвин, как и многие отечественные мыслители, встретил негативно, считая марксистскую идеологию классовой борьбы, которой руководствовались большевики, органически чуждой как традиционному историческому бытию, так и менталитету русского народа. Но особенную тревогу художника вызвал классовый подход к слову, выразившийся в резко ускорившемся после революции процессе идеологизации языка. Осознавая эту опасность, 26 ноября 1917 г. он выступает в петроградской газете «Воля вольная» со статьей «В защиту слова», в которой обнажает страшную разрушительную силу изменения понятийного смысла слов: «Превосходное по силе, магическое слово создала революция <…> знаменитое наше: – Буржуй! Ни один фугас, никакая двенадцатидюймовая пушка не могли бы...
    3. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: прозе (1987); Никонова Т. Прощания. Размышления над страницами «деревенской» прозы (1990); Большакова А. Ю. Нация и менталитет (феномен «деревенской прозы») (2000) и др.), а также большое количество статей. Следует отметить, что в большинстве работ, в частности в работах А. Ф. Лапченко, Ф. Ф. Кузнецова, А. Ю. Большаковой, закономерно отмечается преемственная связь «деревенской прозы» с классической русской литературой. Преемственность между наследием классиков и творчеством писателей ХХ века видится исследователями в наследовании «деревенской прозой» пушкинской традиции «органической народности». Н. Ю. Желтова в своей работе отмечает, что «практически все крупные писатели, определившие облик русской литературы ушедшего века, приоритетно исследовали и художественно воплощали именно черты национального характера, ставшего для них своеобразным магнитом творческого притяжения» [2, с. 8]. Вслед за И. Буниным, М. Горьким, И. Шмелевым, С. Есениным, М. Шолоховым, Е. Замятиным, Б. Зайцевым, А. Платоновым, М. Пришвиным причастность к национальной характерологии проявляется и в творчестве В. Распутина, одного из ярких и самобытных «деревенщиков». «В отличие от многих русских писателей начала ХХ века, - отмечал еще П. С. Выходцев, - М. М. Пришвина интересовали не столько общественные коллизии и бытовые условия жизни народных масс, сколько нравственный потенциал народа как самостоятельной и самоценной силы, определяющей движение истории, смысл и назначение личности» [1, с. 49].  Осмысление народного характера, русского национального типа невозможно без...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Давыдов Константин Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: профессор утонул? - спросил я одну девушку, она ответила: “Профессор Давыдов”. У меня был старый приятель профессор Давыдов Константин Николаевич. Я давно его не видел. Кажется, революция застала его на Средиземном море, на биологической станции. Почему бы ему теперь не вернуться? Сердце у меня упало. Он был мне по духу сроден, тоже бродил, охотился за обезьянами в Новой Гвинее, был в плену чуть ли не у людоедов, вдруг исчезал, вдруг появлялся. Трудно себе представить человека более свободного, и зато смерть как расплата за свободу, постепенное погружение в тину: что-то вроде провала Дон-Жуана от каменного пожатия Командора» (Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. С. 136). К счастью, Пришвин ошибался. К. Н. Давыдов скончался через шесть лет после смерти писателя. В воспоминаниях Давыдова перед нами предстаёт Пришвин в начале творческого пути. Предстаёт как очень своеобразная, весьма оригинальная натура: «Пришвина мало понимали, ему ставили в упрёк, что он ограничивал свой талант писанием всё о природе. Но это было глубоко несправедливо. Чтобы понять суть творчества Пришвина, нужно было шаг за шагом проследить историю развития этого творчества в молодые годы писателя. Я считаю большим для себя счастьем, что знал П-на в период, когда определялся будущий Пришвин. Мне удалось открыть то, что остаётся скрытым для других» (Давыдов К. Н. Мои воспоминания о М. М. Пришвине // Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. С. 136). Давыдов подчёркивает пристальный интерес Пришвина к «скрытому смыслу», инстинктивный протест против...
    5. Поляков В. Б.: Имя Пришвина в документах областного архива (Липецк)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: любуясь, немного жалея своего Курымушку, Михаил Михайлович повествует о событиях его гимназической жизни: о страхе перед учителями первоклассника Курымушки, единицах и двойках, порожденных этим страхом, и об исключении из гимназии. Отдельные страницы его жизни в Ельце нашли свое отражение в документах, хранящихся в Государственном архиве Липецкой области. 1883 год. 31 мая Мария Пришвина, мать писателя, обратилась с прошением к директору о допуске ее сына к вступительным испытаниям в Елецкую мужскую гимназию: «Желая дать образование сыну моему Михаилу Пришвину во вверенном Вам учебном заведении, имею честь покорнейше просить распоряжения Вашего о том, чтоб он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он, по своим познаниям и возрасту, может поступить, причем имею честь сообщить, что он приготовлялся к поступлению в приготовительный класс и до сего времени обучался у меня дома. Желаю, чтобы сын мой, в случае принятия его в заведение, обучался в назначенных для того классах обоим новым иностранным языкам, буде окажет достаточные успехи в обязательных для...
    6. Иванова Д. М.: Мифологема земли в творчестве М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Матери сырой земли, материнского лона, почвы, родительницы и воспитательницы всего живого, носительницы знания как порождения, как мудрости, воплощения народной общности, мира. Возникшая в первобытном мифе и воссоздаваемая в архаическом ритуале, мифологема земли проходит через все стадии развития земледельческой культуры и через все ее сферы – от философии до литературы и искусства, неоднозначно воспринимаясь и истолковываясь в разные времена. С раннего детства М. Пришвин испытывает на себе ту "власть земли", которую способен испытать лишь человек одаренный, тонко чувствующий родство человека с таинственной природой, через всю жизнь пронесший любовь к "земле–матушке". Отношение к земле как к матери было свойственно и Ив. Бунину. Следует отметить, что такое же понимание мифологемы земли находим и в философских концепциях современников обоих писателей - "русских космистов", в частности у Н. А. Бердяева, утверждавшего святое родство между Богоземлей и Богоматерью. И в большинстве первобытных мифов различных народов Земля осознается как мать всего живого, вечноженское порождающее начало, женская сакральность, плодородящее лоно. М. Пришвин в своих произведениях широко использует различные мифологизированные проявления этого образа. Порой земля предстает "обиженной женой солнца", что является явной актуализацией древнего мифа о супружестве Земли и Солнца (Неба), а иногда мифологема земли...
    7. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: М. М. Пришвина. Автор брошюры – кандидат филологических наук Стелла Борисовна Зархин – работает преподавателем Елецкого педагогического института. «…о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии…» ( К. Паустовский ). В огромном наследии М. М. Пришвина только начинают разбираться критики и литературоведы. Между тем, книги, мысли, слова, картины родной земли – все, написанное этим замечательным народным художником, давно нашло дорогу к читателю. Детям он раскрывает мир россыпью цветов «золотого луга», смелую юность зовет на борьбу с «мировым Кащеем» – капитализмом. Писатель нашептывает слова неповторимой любви к женщине, прославляет творчество освобожденного родного народа. Русскую землю, русскую природу он вновь открывает как поэт-пейзажист. Пришвин отдал литературе около пятидесяти лет своей жизни. Эти годы совпали со сложной жизнью нашего века. Освежающим дыханием Октябрьской революции проникнуты его лучшие произведения. А. М. Горький безошибочно предсказал, что творчество Пришвина, «удивительно русского» и «удивительно оригинального» писателя, будет приносить радость читателям грядущих поколений. Орловские, тульские, липецкие земли – среднерусская равнина, давшая миру несравненных художников-языкотворцев: Тургенева, Толстого, Лескова, Бунина, – ...
    8. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    Часть текста: причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание...
    9. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин М. «Какая остаётся Россия после боёв»: Из дневниковых записей о Ф. М. Достоевском // Дружба народов. – М., 1996. – № 11. – С. 179-202....
    10. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: творчества, без которой безликими и неодушевленными оказались бы замечательные образы его произведений, будь то художественные произведения или дневниковые записи, которые по своей художественной простоте и философской глубине абсолютно не уступают первым. Более того, через имена у М. Пришвина ярче и рельефнее прорисовывается не только его собственная языковая личность, но и его поэтическая картина мира. Однако парадоксален тот факт, что в уже набравшей силу отечественной литературной ономастике (около 2200 книг и статей!) пока нет ни одной полнокровной работы по ономастике М. Пришвина. Есть лишь близкие по тематике статьи [3, с. 121-132; 5, с. 244-247; 7; 12, с. 83-92]. Не анализировались с позиций ономастики не только имена собственные в его художественных произведениях, но и взгляды самого М. Пришвина на имена [2]. Очевидно, что для большинства ономастов М. Пришвин представлялся всего лишь «детским писателем, фенологом», и не более того. Это произошло из-за слабого знания «другого М. Пришвина». Он только сейчас, благодаря публикации его дневников, начинает раскрываться перед нами не только как великий бытоописатель русской действительности, но и...