• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1979"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    3. Меркурьева Н. А.: "Я" сотворенное: идея жизнетворчества Михаила Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    4. Ковалюк И. Н.: Потаённо-солнечная русская душа (образ солнца в творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    5. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    7. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    8. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    9. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    10. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    11. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    12. Музей-усадьба М. М. Пришвина Дунино.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    13. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    14. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    15. Еленский Олег: Когда били колокола
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    17. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    18. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    19. Кузина Н.: "Пишу, как живу, и живу, как пишу"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    21. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    22. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    23. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    24. Ковалюк И. Н.: "Вместить в поэзию прозу" (на материале дневниковых записей М. Пришвина, изданных В. Д. Пришвиной в книге "Незабудки")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    25. Иваненков С. П.: Принципы экзистенциальной антропологии М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    26. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    27. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    28. Горлов В. П.: Пришвинская одиссея
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: Серия «Культурология»: Энтелехия / гл. ред. И. А. Едошина. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. -Т. 18. – № 25.– С. 75-83. Аннотация . В статье исследуется розановский контекст взглядов Пришвина на Октябрьский переворот, катастрофически изменившем историю России. В своей повести писатель говорит о вечности противостояния добра и зла, о невозможности человеку спастись от давления материальной необходимости без опоры на высшие основания жизни людей. Таким вечным духовно-нравственным началом человеческого бытия, способным вывести русский народ из революционного тупика, Пришвин вслед за Розановым считает заповеди Христа. Ключевые слова : Пришвин, Розанов, революция, христианство, богоборчество, большевизм. «Мирская чаша» (1922) М. М. Пришвина – одно из самых значительных произведений русской литературы о последствиях Октябрьского переворота. Сюжетные перипетии бытия главного героя повести – Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний и взглядов на мир самого автора, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. И хотя местом действия повести является затерянная в древних Смоленских лесах полуразрушенная барская усадьба, в действительности речь идет о трагической ситуации во всей...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша" Подоксенов А. М. Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести «Мирская чаша» Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Культурология»: Энтелехия / гл. ред. И. А. Едошина. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. -Т. 17. – № 23. – С. 97-105. Аннотация . В статье исследуются взгляды Пришвина на положение народа после революции. Негативно оценивая роль Горького, писатель делает его прототипом огородника Крыскина в повести «Мирская чаша». Художественная логика автора приводит Крыскина к смерти за неуплату налогов, выражая неизбежность гибели от насилия всех, кто проповедует эту идею. Тем самым Пришвин пророчески предупреждает Горького о неотвратимости возмездия: революции всегда пожирают своих творцов. Ключевые слова : Пришвин, Горький, революция, черносотенство, красносотенство. «Мирская чаша» (1922), одно из самых...
    3. Меркурьева Н. А.: "Я" сотворенное: идея жизнетворчества Михаила Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: устанавливают его связи с И. С. Тургеневым, С. Т. Аксаковым, Л. Н. Толстым и пр. Это справедливо, но не следует забывать, что у автора «Журавлиной родины» свой, нетрадиционный путь в искусстве. Устремление к природе, умение передавать гениальность творчества самой жизни – вот на чем основано писательство М. М. Пришвина и собственное его мнение о себе. Создавая «Календарь природы», он поясняет читателю: «Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны – почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека» [1; 3, 128]. Не только человек слышит в себе движение природы, природа в сердце своем чувствует жизнь человека. Герой-рассказчик «Календаря природы» переживает вместе с миром все оттенки весны: весну света и воды, весну зеленой травы, весну леса. В ответ он получает исполненное любви сопереживание его собственной весны – весны человека. В экстазе безумного восторга герой читает “Богородицу”, повторяя молитву за птицами, – мир приходит к соединению в «едином брачно-творческом акте». Вся большая русская литература формируется в движении к правде и любви. Это движение было определяющей чертой и творческого поведения Михаила Пришвина. Чувство любви оказывается сопряжено с представлением об...
    4. Ковалюк И. Н.: Потаённо-солнечная русская душа (образ солнца в творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: СОЛНЦА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ПРИШВИНА) А. С. Пушкина по праву называют "солнцем русской поэзии", стоящим у родниковых истоков великой полноводной реки классической русской литературы, Пришвина же, думается, можно назвать "потаённым солнцем русской поэзии в прозе". В творчестве "охотника за собственной душой", как он сам себя называл, проявился удивительный парадокс: распахнутость озарённой солнцем добра души, устремлённой с найденной радостью к миру, к людям, к солнцу , и одновременно замкнутость, своеобразный черепаший панцирь, защищающий от праздного любопытства и зависти окружающих Пришвина людей. Оптимизм писателя, ждущего своего читателя, которого, далёкого по времени и отделённого расстояниями, автор называет "мой далёкий друг", позволил ему не застыть в мертвенной скорлупе творчества лишь для себя и ради себя. М. Пришвин в своём завещании писал: прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки на них вырастают с золотым солнышком (выделено нами. - И. К.] в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Милый друг, если ты переживёшь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки" (1, с. 384). Потаённость души помогла М. Пришвину выжить в годы единообразного подстригания под одну гребёнку, в лихолетье войны, творить даже без "прямого успеха". Но эта потаённость солнечной души писателя не является проявлением индивидуализма, который, как верно подметил Пришвин, "есть подчёркнутая слабость" (2, с. 397). Солнечной можно назвать поэтическую прозу Пришвина за её оптимизм, веру в радость и добро, за лучи мудрости,...
    5. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    Часть текста: «редкими оазисами культуры» и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни. Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и...
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация : В статье обосновывается необходимость преодоления методологического редукционизма, когда истоки творчества художника сводятся к какому-либо частному фактору. В качестве предмета анализа предлагается взять мировоззрение писателя, которое как интегрирующий фактор позволит объединить все разнообразие исследовательских путей и подходов. На конкретных примерах показан ряд достоинств метода герменевтики, позволяющего выявить как скрытые смыслы текста, так и предложить новые интерпретации бытия героев художественного произведения. Ключевые слова : культура, философия, мировоззрение, религия, пантеизм, герменевтика. В истории отечественной культуры М. М. Пришвин является одним из самых сложных и многогранных явлений, и хотя о жизни и творчестве писателя сказано уже немало, у его наследия, как и у всякого значительного культурного явления, есть примечательное свойство: сам ход времени и обновление исследовательских парадигм порождают все новые интерпретации его таланта. В пришвиноведении, правда, преобладают традиции филологического и литературоведческого анализа, но по мере переиздания публицистики революционного периода, выхода в свет задержанных из-за цензуры художественных произведений и особенно многотомного Дневника, становится все более ясно, что перед нами оригинальный мыслитель с собственными воззрениями на мир. Определенная «непонятость» писателя объясняется и предстоящим введением в научный оборот неопубликованной части наследия, и необходимостью избавления от навязанных в советскую эпоху идеологических искажений, и тем, что еще недостаточно определены методологические подходы к его творчеству, позволяющие раскрыть уникальность...
    7. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: восприятие природы, воплотившееся в ярких художественных образах, тонкий лиризм, прекрасное знание мельчайших подробностей окружающей жизни, автобиографичность произведений. «Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время как Паустовский» [3, VIII, с. 277]. В этом утверждении близость художников декларируется с предельной откровенностью, но оно не снимает необходимости увидеть её доказательства, как и доказательства, свидетельствующие об оригинальности писательских дарований. Между тем исследователями неоднократно подчеркивались различия в мировосприятии М. Пришвина и К. Паустовского, в художественном осмыслении ими окружающей действительности. Отличается и отношение писателей к природе как таковой. Писатели не полемизируют друг с другом, их восприятие природы находится как бы в разных плоскостях, в разных измерениях, указать на которые мы и полагаем своей задачей. Природа у К. Паустовского является источником эстетического чувства. Она дарит человеку незабываемые мгновения счастья, вдохновения. Эта мысль звучит во многих произведениях писателя. В произведениях М. Пришвина природа становится не только средством выражения внутреннего мира...
    8. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: воображением. Писатель, по сути, раскрывает перед нами внутренний мир человека, путь духовных поисков будущего художника к осознанию себя в мире, своего божественного предназначения. Поэтому использование онирического элемента в романе "Кащеева цепь", с одной стороны, традиционно для русской литературы (наиболее яркий пример – это характерологическая функция сновидений в произведениях Л. Н. Толстого (1) ), а с другой стороны, основывается на близости имманентных особенностей сновидения и творческого воображения, что является одним из базовых принципов эстетической системы пришвинского мифотворчества. "Сновидение является одним из важнейших подступов к действительности и к душевному состоянию по ту сторону сознания" (2, с. 79). Поэтому интерес к этому явлению связан со стремлением в большей или меньшей степени раскрыть психику человека во всех её проявлениях. Писатель, используя литературный приём сна, моделирует его для изображения внутренних психических состояний,...
    9. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: на двадцать лет. Валерия Дмитриевна после смерти Пришвина прожила еще 25 лет. За эти годы она полностью расшифровала и перепечатала все дневники писателя за пятьдесят лет, сделала несколько копий с рукописей. «Твердила: “Если умру, не меня обихаживайте, спасайте дневники”» [1, с. 35]. Огромный труд по сохранению творческого наследия М. М. Пришвина должен быть по достоинству оценен. Этот грандиозный массив рукописей частично уже издан, но в значительной части еще в процессе подготовки или «ожидания». В советский период дневники были изданы в рамках 6-томного (записи Пришвина за 1951–1954 годы) и 8-томного (краткая публикация записей за все годы ведения дневников) собраний сочинений. Также небольшой отрывок дневниковых записей был опубликован в «Литературной газете» за 1968 год (№ 14). Но до нового времени все записи, хоть как-то выбивавшиеся из общепринятой идеологии, конечно, не появлялись в печати. Ведение писателем дневников рассматривалось только как необходимый путь к пониманию идей социализма.  Также из записей изымались практически все творческие заготовки писателя, которого советские читатели должны были воспринимать певцом природы и автором охотничьих рассказов. А ведь дневники Пришвина можно считать черновиком всех его произведений. Без дневника невозможно понять творчество писателя еще и потому, что дневник позволяет увидеть в произведениях автора новые смыслы, скрытые от обычного читателя. В 1957 году вышел 6 том собрания сочинений Пришвина. Дневники занимают не весь его объем, но большую часть. Информация о дневниках в данном издании содержится в примечаниях. Составители оговаривают, что в книгу вошли фрагменты дневников с 1951 по 1954 годы. Это подчеркивается и в заглавии: «Из дневников последних лет». Не...
    10. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим марксистом-максималистом (как почти большевик)…» (Кн. 3. С. 275). Правда, в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1922-1954) автор относит свое знакомство с идеями Маркса на несколько лет раньше, когда Алпатов – alter ego писателя, – получив в Сибири гимназический аттестат зрелости, летом 1893 года возвращается домой к матери в Хрущевское имение под Ельцом. Юность закончилась, и наступило время выбора направления пути взрослой жизни. Алпатов остро ощущал необходимость мировоззренческой опоры, нужно было «найти такое знание, чтобы открывалось все – и человек, и природа; наука была бы такая же увлекательная, как искусство, и то же искусство не расплывалось...