• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1987"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    2. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    4. Есикова Н. Д.: Цикл М. Пришвина "Слепая Голгофа": древнее и современное
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    5. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    6. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    7. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    8. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    9. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VII. "Миф мятущегося русского бытия…"
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    10. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. Краснова Т. В.: Пришвинское Хрущёво. Историческая справка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    12. Цвет и крест. Письмо А. Блока (16 февраля 1918 года)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    14. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    16. Иванова Д. М.: Мифологема земли в творчестве М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    17. Крамарь О. К.: Эпиграфы к "Осударевой дороге" М. Пришвина в аспекте творческой истории произведения
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    18. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    19. Краснова С. В.: М. Пришвин на родине В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    20. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    21. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    22. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    23. Цвет и крест. Письмо А. Блоку (Черновик)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    Часть текста: – 304 с. 2. Пришвин М. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из...
    2. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни. Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки. Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие,...
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: интенции Пришвина, составляющие качественную характеристику его дискурса, соотносятся с метафизическим измерением человека, что, безусловно, соответствует глубинной интуиции русской философии. Пришвин, которого за его внимание к жизни природного мира называли «бесчеловечным» писателем (Гиппиус З. Н.), неоднократно признавался, что всегда «только о человеке и думал». Он создает в своем творчестве весьма оригинальную антропологическую концепцию, которая в полной мере может быть осмыслена только в контексте основополагающих идей русской философии, где человек сливается со всей «бесконечной реальностью» в акте своего великого единения с миром. Он, вслед за русскими космистами, видевший человека в «родственной сопряженности эволюционной цепи», представляет его в системе глубинных взаимосвязей с миром, в единстве личного и абсолютного целого. Мысль о таком единстве - характерная черта русской философии. Уже П. Я. Чаадаев полагал, что главная цель истории, а точнее христианства, реализующего себя в истории, состоит в обретении единства . «Дух религии – утверждал он, - заключается всецело в идее слияния всех, сколько их ни есть в мире нравственных сил, - в одну мысль, в одно чувство и в постепенном установлении социальной системы или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей» [1]. Он рассматривает человека в качестве таинственного существа, пребывающего на границе двух миров – духовного бытия и материального, раздробленного, неустойчивого. Сущность человека, по мнению Чаадаева, заключается в духовном единстве с другими людьми, т. е. в...
    4. Есикова Н. Д.: Цикл М. Пришвина "Слепая Голгофа": древнее и современное
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: присутствовать два элемента: 1) трезвый анализ текущей жизни; 2) мечта о совершенстве. В соответствии с этим очерк, по мысли художника, должен сочетать научное исследование с началами современной сказки. Таким образом Пришвин намечает в данном жанре слияние двух равновеликих начал: современного (как отклик на злобу дня) и древнего, архаичного, сказочного. «Слепая Голгофа» - это цикл, т. е. такое построение произведения, при котором «организующим центром является не единый фабульный стержень, а единство идейно-тематического задания, проблематики, угол зрения, под которым и в соответствии с которым отбирается и группируется материал» [1, 77]. Цикл, объединенный в единое целое, по мысли автора, прежде всего тематически – темой нравственного испытания человека роковыми историческими катаклизмами – войной, революцией и т. д., сквозными мотивами и образами, сопряженными с нею (образ нового Адама, голой земли, мотив зеркала, раскола, ухода, распада). Обращение к циклу не случайно, ибо в циклизации проявляется не только аналитическое, но и синтезирующее восприятие автором действительности, его желание проникнуть в существо социальной и духовной жизни человека, осмыслить глобальные общественные конфликты. В пришвинский цикл «Слепая Голгофа» входят семь очерков, что, на наш взгляд, примечательно, ибо значение числа 7 (помимо сакрального) включает в себя сему «неделя» (неделя сотворения мира Богом), а название («Слепая Голгофа») актуализирует в сознании...
    5. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: В. Логвиненко СЕМАНТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ М. ПРИШВИНА Среди женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина функционально значим образ Маши Улановой («Осударева дорога»). Однако в пришвиноведении «прочтение» семантики образа Улановой связывается чаще всего с ее социальным положением, что, на наш взгляд, обедняет этот персонаж. Сам Пришвин утверждал, что «Осударева дорога» – это «роман-миф». Мифогенная основа романа проявляется на всех уровнях художественной структуры, в первую очередь, на образном. Маша Уланова «вырастает» из любимого писателем сказочного образа Марьи Моревны. Марья Моревна – это исконный персонаж русских народных сказок, но и вместе с тем мифологическая богиня: «В народных русских сказках часто выводится героиней дева-Зоря или восходящее Солнце; ее называют Ненаглядной Красотой или царевной-золотой косой, непокрытой красой <…> В одной сказке ей придано название Марьи-Моревны, т. е. дочери моря» [1, 538]. Марья Моревна является сквозным, возникающим в различных произведениях образом, который проходит сложную художественную трансформацию, типологически преображаясь, то в Машу, дочь зажиточного помора («За волшебным колобком»), то в Марию, «генеральскую» дочь («Кащеева цепь»), и, наконец, приобретает черты главной героини «Осударевой дороги» – Маши Улановой. От первых очерков до итогового романа образ постоянно расширялся и углублялся...
    6. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: мать Ивана" И. П. Калинина Пришвинские мотивы в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» «Деревенская проза» и творчество крупнейших прозаиков (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Астафьев, С. Залыгин), сформировавшихся в ее русле, стали предметом исследования с конца 1960-х годов как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. О «деревенской прозе» написано большое число значимых работ (Лапченко А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В. Распутин, В. Астафьев (1985); Gillespie D. Valentin Rasputin and Soviet Village Prose (1986); Кузнецов Ф. Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе (1987); Никонова Т. Прощания. Размышления над страницами «деревенской» прозы (1990); Большакова А. Ю. Нация и менталитет (феномен «деревенской прозы») (2000) и др.), а также большое количество статей. Следует отметить, что в большинстве работ, в частности в работах А. Ф. Лапченко, Ф. Ф. Кузнецова, А. Ю. Большаковой, закономерно отмечается преемственная связь «деревенской прозы» с классической русской литературой. Преемственность между наследием классиков и творчеством писателей ХХ века видится исследователями в наследовании «деревенской прозой» пушкинской традиции «органической народности». Н. Ю. Желтова в своей работе отмечает, что «практически все крупные...
    7. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: живая, противоречивая, но удивительно цельная и внутренне однородная. Все значительные произведения от самого первого "В краю непуганых птиц" до последнего "Корабельная чаща", несмотря на жанровые, идейно-тематические, образные и иные отличия, объединены не только философско-эстетической позицией писателя, но и мифопоэтической сущностной основой. Они, с нашей точки зрения, представляют собой некое интегральное образование, своего рода сверхтекст или метатекст, подчинённый принципу становления, развёртывания Всеединства в его различных модусах. В качестве смыслообразующей силы здесь выступает пространство как самосозидающая реальность. Пространство, как известно, относится к универсальным понятиям, "которые в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующего в их сознании" (1). В художественном мире Пришвина системе локальных отношений принадлежит особая роль. Он придаёт очень большое значение "чувству пространства". Физическое "переживание" пространства, особенно незнакомого, он считает просто необходимым для писателя: "У поэтов это выходит само собой, но я не могу достигнуть этого иначе, как не уехав в новое место. И, по-моему, это можно рекомендовать всем, кто начинает писать: новое место есть факт, новая данность, новая уверенность, и признаки её...
    8. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: романе "Начало века", охватывающем 1905—1917 годы, среди его героев должны были быть А. Блок, Д. Мережковский, А. Ремизов, В. Розанов и М. Горький. Роман так и не был написан, однако именно эти писатели стали "вечными спутниками" Пришвина, с ними он вел "внутренние диалоги" до конца своей жизни. Александр Блок играл значительную роль в творческой судьбе Пришвина — прежде всего как катализатор духовной жизни писателя, его идейно-эстетических и художественных поисков. Дневниковые записи Пришвина, посвященные Блоку, чрезвычайно интересны. Они не только раскрывают глубинный смысл их личных и творческих взаимоотношений, но и освещают малоизвестные страницы жизни поэта, помогают понять трагизм его судьбы.  Для Пришвина Блок — один из высочайших авторитетов, и даже не как поэт, а как человек. В Блоке его поражало сочетание аристократизма и демократизма: "... рабочий, крестьянин, земский интеллигент — все бывали у Блока, и кто бывал, будет до гроба хранить очарование равенства всех в общении с этим прекрасным душой и телом человеком" (1, т. 8, с. 186). "Есть люди, — пишет Пришвин, — от которых является подозрение в своей ли неправоте, или даже ничтожестве своем, и начинается борьба за восстановление себя самого, за выправление своей жизненной линии. Такой для меня Блок. Стихов Блока и вообще этой высшей стихотворной поэзии я не понимаю: эти снежные кружева слишком кружева для меня <...>. Блок для меня — это человек, живущий “в духе”, ...
    9. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VII. "Миф мятущегося русского бытия…"
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: Апокалипсиса, глухие пророчества русских поэтов и философов – все сбылось в роковом году двух революций, Февральской и Октябрьской. Художественные отклики на исторические события, явившиеся катастрофическим следствием большевистского переворота, не заставили себя долго ждать: «Двенадцать» А. Блока, «Большевик из Балаганчика» М. Пришвина, «Христос Воскресе» А. Белого, «Красная песнь» Н. Клюева, «Инония» С. Есенина, «Песни смутного времени» Вяч. Иванова… В этом ряду особый интерес представляют произведения, написанные по материалам дневниковых записей: «Окаянные дни» И. Бунина и «Мирская чаша» М. Пришвина. Русские поэты и прозаики, реалисты, символисты и те, кто остался свободным в выборе творческого пути, пытались осознать произошедшее, найти ответы на «проклятые» вопросы русской истории. В начале 1918 года был опубликован стихотворный цикл Вяч. Иванова «Песни смутного времени» [1], который позже советские критики расценили как «злые контрреволюционные стихи». Но в этих стихах – «не проклятья, не призывы к мести», в них размышления об исторической судьбе «народа-богоносца» (Ф. М. Достоевский), судьбе, в которой Вяч. Иванов обнаруживает глубокий мистический смысл: «О русском народе Достоевский веровал, что он – «народ-богоносец». Очевидно, богоносный народ не есть народ эмпирический, хотя эмпирический народ и составляет его земное тело; богоносный народ не есть, по существу, ни этнографическое, ни политическое понятие, но один из светильников в многосвечнике ...
    10. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Австрия, Средняя Азия. В начале ХХ века пережил «духовное перерождение», познакомившись с философией Ф. Ницше и Вл. Соловьева. Примыкал к символистам, затем печатался в журнале акмеистов «Аполлон». Середина 1900-х годов – время становления Волошина-поэта. Своими учителями в поэзии считал Бальмонта, Вячеслава Иванова. Для поэзии Волошина этого периода особенно характерны господство изобразительного начала, символика цветописи. Его называли «поэтом-живописцем и ваятелем». Сказал свое слово Волошин и в изобразительном искусстве: он был живописцем, графиком, признанным мастером пейзажа, искусным аквалеристом. С 1910 года живет в Крыму, в собственном доме в Коктебеле на морском берегу. Горные и морские ландшафты восточного Крыма отражены Волошиным в краске и слове. Цикл стихов «Киммерийские сумерки» (1907) – одна из вершин его лирика – запечатлел образ крымской земли, которая во времена Гомера звалась Киммерией. Стихотворный цикл «Алтари в пустыне» (1909) посвящен Аполлону. Сумрачная Киммерия уступает в...