• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1983"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    2. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    4. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    6. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    7. Лисичкин хлеб. Лягушонок.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Жень-шень.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Праздник.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Юрченко Л. Н.: Концепт своё/чужое в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    11. Одинокий журавль.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Лисичкин хлеб. Звери-кормильцы.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    13. Заутреня.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Флейта.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Паустовский К.: М. М. Пришвин. Вступление к сборнику М. Пришвин. "Зеленый шум"
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    16. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    17. Лисичкин хлеб. Верхоплавки.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    19. Фацелия (поэма).
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    20. Лисичкин хлеб. Дергач и перепелка.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Большая дорога.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    22. Торф.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    24. Мох.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    25. Кондратьев А. С.: Художественно-философский смысл поэмы М. Пришвина "Фацелия"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    26. Леонтьев Я. В.: М. Пришвин как краевед (Талдомский период жизни)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    27. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    28. Родная земля. Кладовая солнца.
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    29. Охота за счастьем. Рассказ из своей жизни.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    30. Мой очерк. Биографический анализ.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    31. Лисичкин хлеб. Белый ожерелок.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    32. Архары.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    33. Лисичкин хлеб. Филин.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    34. Саввина Ю. Ю.: Фитоним "волчье лыко" в сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    35. Загадка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    36. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    37. Чистякова Н. А.: Краеведческий дискурс в жизни и творческом наследии М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. Весна света.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    39. Мои тетрадки.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    41. Журавлиная родина. I. Неизвестные птички
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    42. Нерль.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    43. Ломакина С. А.: М. Пришвин и Г. Успенский: к проблеме нравственно-этических исканий
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    44. Башмаки.
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    45. Лисичкин хлеб. Луговка.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    46. Большая звезда.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    47. Логвиненко С. В.: Семантика женских образов в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    48. Ленин на охоте.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    49. Город света.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    50. Служба Пана.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    Часть текста: и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. По сути, вся его жизнь посвящена теме обоснования ценности личности, ее права на достойное бытие и в то же время долга перед общим делом людей. Факт четко выраженной ориентации пришвинского творчества на личность позволяет предположить, что мировоззренческие взгляды художника имеют персоналистический характер. По нашему мнению, данная особенность Пришвина начинает формироваться в начале ХХ века под влиянием отечественных мыслителей-персоналистов, и прежде всего Н. О. Лосского, который, характеризуя суть своих взглядов, писал: “Учение о том, что весь мир состоит из личностей действительных или, по крайней мере, потенциальных, есть персонализм (латинское слово persona – личность)” [1]. В Дневнике писателя содержится множество упоминаний имени Лосского, знакомство с которым началось еще в дореволюционные...
    2. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: можно сделать выводы о том, какие именно факты языка и речи привлекают внимание писателя, как эти факты интерпретируются, какие идеологические и художественные задачи решаются автором при помощи метаязыковых комментариев» [1, 30]. Как у всех больших писателей, в произведениях М. М. Пришвина можно найти много размышлений о русском языке, русском слове, народной речи, которые являются слагаемыми его метаязыкового портрета. Так, Пришвина приводит в восхищение речь простого русского народа, ее красота, богатство, выразительность, музыкальность. Например, в автобиографическом романе «Кащеева цепь», рассказывая о своем рано умершем отце Михаиле Дмитриевиче Пришвине, писатель отмечает: «Догадываюсь, что среди хороших знакомых отец был веселым затейником, и та чудесная музыкальная речь, которая мне везде и всюду на родине слышится, может быть, тоже была украшением веселой жизни хрущевского “принца”» [2, 13]. В послесловии к этому роману Пришвин так вспоминал о начале своего творческого пути: «… Во время занятий своей агрономией народная речь стала мне музыкой. Я слушал, записывал слова, дивился этим чудесным коленцам русской речи, поворотам ее от грусти к простодушно-смешному и внезапному взлету на высоту человеческой мудрости. Слова мне становились волшебными танцорами, и русский народ в своей простоте – неистощимым источником словесных богатств. Если же это ловить и уметь передавать на бумаге, то вот и я тут при деле, и я тут могу быть самим собой в единстве с людьми» [2, 471]. О том, с каким вниманием в молодости он прислушивался к народной речи, Пришвин писал и в автобиографическом очерке «Охота за счастьем» (1926): «Во время службы на опытной станции я вынес для себя ценную страсть прислушиваться к народной речи, я дивился ее выразительной силе» [3, 13]. В...
    3. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: создают напряжённое интеллектуальное «силовое поле», мощные импульсы которого обращены и к творчеству «мятежных философов» - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, представляющих философию жизни, и к учению Канта и его последователей, и к защите традиций Платона и античной мысли вообще. Однако главные поиски русской философии всегда имели единый вектор – проблему Абсолютного: «Изречение Гегеля: «Объект философии тот же, что и объект религии», - глубоко родственно русской душе и вместе с тем верно отражает традицию эллинизма. Вся античная диалектика от Сократа до Платона есть восхождение к Абсолютному, или искание Божества» [1]. Традиционным для русского менталитета было осмысление идеалистической религиозной метафизики конца XIX – начала XX века с её специфическим синтезом таких «вечных» ценностей, как истина, любовь и красота. И здесь основная роль принадлежала В. С. Соловьёву, оказавшему большое влияние на русскую философию. Диалог русских мыслителей с гениями прошлого и настоящего на рубеже веков был сложным, глубоким, подчас болезненно-противоречивым. Михаил Пришвин, являясь чутким «резонатором» своей непростой эпохи, весьма тонко реагировал на актуальные проблемы времени. В его...
    4. Трубицина Н. А.: Культурный неомиф Михаила Пришвина (на материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: культуроцентрично, и лучшим подтверждением этому служит культуротворчество основных его героев. В пришвинских произведениях они выступают в роли созидателей и охранителей культурных ценностей, будь то собирание этнографического материала («В краю непуганых птиц»), создание музея усадебного быта («Мирская чаша») или строительство Беломорско-Балтийского канала, где чувство собственного достоинства и желание творить просыпа. тся даже у заключенных («Осударева дорога»). В повести «Жень-Шень» герой-повествователь борется с варварским истреблением природы, выращивая пятнистых оленей в границах заповедника.  Е. А. Осьминина в работе «Образы мировой культуры в прозе Д. С. Мережковского» предлагает (со ссылкой на А. П. Чудакова) выделять следующие составляющие или уровни «образа культуры» – герой, культурный фон, культурный ландшафт. Как подчеркивает автор, творение образов культуры «в диалектическом взаимодействии идеи и материала, мифа и реальности – одно из высших достижений русского символизма». [8, 12]. Не вдаваясь в подробности темы «Пришвин и символизм», заметим, что ряд пришвиноведов считают художественную практику писателя одним из лучших воплощений символистских идей. Если задаться вопросом, какая из составляющих образа культуры является главной в творчестве Пришвина, то на первое место выйдет образ «культурного героя», личности. Именно в герое концентрируются главные черты культуры, именно личность является носителем основной ценностно-смысловой парадигмы, определяющей модели культурного...
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: в книге В. Д. Пришвиной "Путь к слову" (3) М. М. Пришвин назван младшим сыном в семье, хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых,...
    6. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского С. А. Мантрова «Живая тишина»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского Тема взаимоотношений человека и природы является общей для творчества М. Пришвина и К. Паустовского. Помимо этого, писателей сближает поэтическое восприятие природы, воплотившееся в ярких художественных образах, тонкий лиризм, прекрасное знание мельчайших подробностей окружающей жизни, автобиографичность произведений. «Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время как Паустовский» [3, VIII, с. 277]. В этом утверждении близость художников декларируется с предельной откровенностью, но оно не снимает необходимости увидеть её доказательства, как и доказательства, свидетельствующие об оригинальности писательских дарований. Между тем исследователями неоднократно подчеркивались различия в мировосприятии М. Пришвина и К. Паустовского, в художественном осмыслении ими окружающей действительности. Отличается и отношение писателей к природе как таковой. Писатели не полемизируют друг с другом, их восприятие природы находится как бы в разных плоскостях, в разных измерениях, указать на которые мы и полагаем своей задачей. Природа у К. Паустовского является источником эстетического чувства. Она...
    7. Лисичкин хлеб. Лягушонок.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: к этому грязному снегу, и вдруг - вот те угли! - на сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны. В полдневных лучах на какой-нибудь час или два оживают на снегу разные жучки-паучки, блошки, даже комарики перелетывают. Случилось, талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ручейку, к болотцу. Случилось, в эту ночь как раз хорошо припорошило, и след путешественника легко можно было разобрать. След вначале был прямой, лапка за лапкой к ближайшему болотцу. Вдруг почему-то след сбивается, дальше больше и больше. Потом лягушонок мечется туда и сюда, вперед и назад, след становится похожим на запутанный клубок ниток. Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болоту и пытался вернуться назад? Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идем дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки. Теперь все понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал подхлестывать, что...
    8. Жень-шень.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: оледенение субтропической зоны не могло выгнать зверей, но от грохота человеческих пушек в 1904 году в Маньчжурии они бежали, и, говорят, тигров встречали после далеко на севере, в якутской тайге. Вот и я тоже, как звери, не выдержал. Как гудел роковой снаряд, подлетая к нашему окопу, я слышал и отчетливо помню и посейчас, а после – ничего. Так вот люди иногда умирают: ничего! За неизвестный мне срок все переменилось вокруг: живых не было, ни своих, ни врагов, вокруг на поле сражения лежали мертвые люди и лошади, валялись стаканы от снарядов, обоймы, пустые пачки от махорки, и земля была, как оспинами, покрыта точно такими же ямами, как возле меня. Подумав немного, я, химик-сапер, вооруженный одним револьвером, выбрал трехлинейку получше, набрал в свой ранец патронов побольше и не стал догонять свою часть. Я был самый усердный студент-химик, меня сделали прапорщиком, я долго терпел и, когда воевать стало бессмысленно, взял и ушел, сам не зная куда. Меня с малолетства манила неведанная природа. И вот я будто попал в какой-то по моему вкусу построенный рай. Нигде у себя на родине я не видал такого простора, как было в Маньчжурии: лесистые горы, долины с такой травой, что всадник в ней совершенно скрывается, красные большие цветы – как костры, бабочки – как птицы, реки в цветах. Возможно ли найти еще такой случай пожить в девственной природе по своей вольной волюшке! Отсюда недалеко была русская граница с точно такой же природой. Я пошел в ту сторону и скоро увидел идущие в гору на песке по ручью бесчисленные следы коз: это валила к нам в Россию на север через границу маньчжурская ходовая 1 коза и кабарга. Долго я не мог их догнать, но однажды, за перевалом, где берет начало речка Майхэ в горной теснине высоко над собой, на щеке...
    9. Праздник.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: (Из блокнота) (Впервые – «Литературная газета», 1941, 1мая, № 18) Признаюсь теперь, что слышать слова «Дом творчества» (Малеевка) мне было смешно, мне казалось, что учреждение и творчество понятия несовместимые. Но когда я сам попал в эту Малеевку, вместе со всеми поел, поболтал, почитал, поиграл на бильярде и сам написал кое-что, то мое представление о Доме творчества переменилось; оказалось, не в словах дело, а в самой работе: тут все отлично работают и знакомятся друг с другом непринужденно Нигде у писателей, кроме как в Малеевке, не слыхал я таких свободных душевных разговоров Вот сегодня, накануне Мая, за круглым столиком в гостиной меня окружили молодые писатели и стали выспрашивать о том, о сем. Я скоро понял, что им надо от меня: я для них писатель, из которого что-то вышло, а каждый из них, и развязный, и скромный, про себя втайне думает: «Неизвестно, выйдет ли что-нибудь из меня». – Вы-то,– спросили меня,– сами вы чувствуете ли удовлетворение в своих достижениях? – Я это стал чувствовать,– ответил я,– с тех пор как мне перестала мешать необходимость в признании и славе и через это я перестал чувствовать себя маленьким человеком. Прежде мне хотелось писать, чтобы прославиться. Теперь же славиться не имею ни малейшего желания, а писать еще больше хочется. В этом я доволен собой. – Но если признание, почет, слава отпадают, то какой же мотив вас движет вперед? – Праздник жизни – ответил я,– жду праздника, всеобщего рабочего Мая, вечного в своем повторении. И рассказал им, что воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и средства для дальнейшей работы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. Я воспитал в себе это, наблюдая в...
    10. Юрченко Л. Н.: Концепт своё/чужое в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: своеобразной проверке. Примером тому может быть роман М. М. Пришвина "Кащеева цепь", в частности, оппозиция Россия/Германия. М. М. Пришвин принадлежал к той части русских интеллигентов, которые подобно С. Н. Булгакову, Н. А. Бердяеву, Г. П. Федотову прошли путь от марксизма к христианству. В его философском романе "Кащеева цепь" воссоздана судьба русской интеллигенции в связи с историей России и мира. Весь путь от "марксизма к идеализму" Алпатов пройдет в постоянной борьбе двух начал своей личности: революционного "я" и человеческого, духовного "я". Став марксистом, Алпатов, как замечает мать утратил присущее ему с детства чувство природы, а его возвращение к своему дому, к природе, к живой жизни человека происходит через посредство "Зелёной Германии" (чужой страны). Главы, посвящённые описанию Германии, – это размышления о большой и маленькой правде. Именно там, в уютной, сытой, аккуратной, бюргерской земле ему открывается величие преобразующего труда самых обыкновенных людей, которых в России презрительно называют обывателями, но которые способны превратить проклятую землю в землю прощёную. В странствиях героя по Германии происходит возвращение его к "прекрасной родине вне революции", когда он понимает, что "…самый большой грех – перескакивать через коротенькую правду маленького человека и вырабатывать законы великой правды, не считаясь с простым существованием" (1, с. 276) Если вспомнить известное лотмановское выражение о "людях с биографией" и "людях без биографии" в историко-культурном контексте, то очевидно, что биография определила важнейшие...