• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1984"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    2. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    3. Черников А. П.: "Пахнуло на меня подлинной Россией" (М. Пришвин и Калужский край)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    4. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    6. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    8. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    9. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. Лишова Н. И.: "Можжевеловая тайна" в художественном дискурсе Михаила Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    12. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    13. Глаза земли
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Урвилов В. А.: Особенности воплощения природных мотивов в романе М. М. Пришвина "Мирская чаша"
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    15. Мезинов В. Н.: Педагогические идеи в художественных произведениях М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    16. Морозова М. Х.: Симфония воды в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    17. Корабельная чаща. Часть первая. Васина елочка.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    18. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    20. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    21. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    22. Афанасьев Ю. Ю.: Старообрядцы и "новые люди" в романе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    23. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    24. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    25. Осударева дорога. От автора
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    26. Попова И. М.: Пришвинская философия природы в романистике В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    27. Попов Н. М.: Творчество М. М. Пришвина как источник изучения истории крестьянства в дореволюционной России
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    28. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    29. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    30. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин М. «Какая остаётся Россия после боёв»: Из дневниковых записей о Ф. М. Достоевском //...
    2. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: в произведении, но и выступают в роли сюжетопорождающих контекстов. Ключевые слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском тексте». С этой точки зрения, всякое определенным образом маркированное пространство может влиять на структуру и семантику произведения искусства. Размышляя об этом в одной из своих работ, В. В. Абашев предлагает «измерить давление места на текст», или, иначе, проследить, «как работает в тексте имя места и его локальная семантика, то есть та система значений, которые место приобрело исторически, в процессе семиозиса» [Абашев 2004: 557]. Присоединяясь к мнению исследователя о том, что произведения исторического и автобиографического жанров несколько выпадают из «фиктивного действия» и «фиктивного пространства», тем не менее полагаем, что семантически маркированное место и в этом случае будет влиять на поэтику произведения. Потому в данной статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть «сверхтекстовую» семантику города Ельца в автобиографическом романе Михаила Пришвина «Кащеева цепь». В...
    3. Черников А. П.: "Пахнуло на меня подлинной Россией" (М. Пришвин и Калужский край)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: протяжении всего ХХ века и вплоть до сегодняшнего времени высказывалось немало разноречивых суждений по поводу природы художественного метода и стиля писателя, а смысл его творчества трактовался и трактуется самым различным образом. Литературный имидж Пришвина, подчас не без участия самого писателя, складывался из немалого количества мифов. "Писатель – Берендей", "Великий Пан", "певец природы", так аттестовывали его в учебниках и в научной литературе. При изучении творчества Пришвина акцент нередко делается на "этнографии", "фенологии", даже "зоологии" его произведений, хотя на самом деле как и творчество всякого подлинного художника слова, оно было прежде всего человековедением. Сложное, многообразное изображение человека и природы, философско-эстетические поиски смысла бытия – такова основная направленность и проблематика его очерков, рассказов, романов и дневниковых записей. "Реализм, которым я занимаюсь, - писал Пришвин в одной из своих миниатюр, - есть видение души человека в образах природы". Это очень точная автохарактеристика. Три основные особенности определили облик М. Пришвина – человека и писателя: религиозность, любовь к природе и страстная "охота к перемене мест", обусловленная жаждой познания им мира. Они же явились основными причинами его связи с Калужским краем. М. Пришвин родился в религиозной семье. Его мать, Мария Ивановна (1842-1914), была родом из белевских купцов-староверов Игнатовых. Выйдя замуж в село Хрущево, елецкое имение небогатого потомственного помещика М. Пришвина, человека весьма легкомысленного и никчемного хозяина, она завела в доме строгие порядки, важнейшим атрибутом которых было почитание православных праздников, регулярное посещение церкви и чтение богослужебных книг. Не...
    4. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: Пришвина, и его жены Марии Николаевны, урожденной Лопатиной. Людмила Борисовна Бирюкова и сопровождавшие её калужские краеведы Л. П. Паутова и Л. В. Калашникова, кроме Ельца, побывали в Хрущево, Пальне-Михайловке, посетили Лебедянь, где земским врачом работал когда-то Александр Михайлович. Несмотря на известное утверждение писателя, что каждый коренной ельчанин ему приходится родственником, семейным связям большого купеческого рода в пришвиноведении уделялось мало внимания. Единственным, пожалуй, исключением явилась статья Софьи Васильевны Красновой "След Пришвиных в Ельце 60 – 70 годов XIX века", опубликованная в шестом выпуске "Елецкой были". За 2001 год сделан ряд интересных краеведческих открытий. В Ельце удалось найти родовой дом Лопатиных, последним владельцем которого был Константин Николаевич – председатель Елецкой земской управы, расстрелянный большевиками в 1918 году. Удалось определить, что по родственным связям Константин Николаевич Лопатин – шурин Александра Пришвина и свояк писателя. Установлено, что через известный дворянский род Лопатиных Пришвины породнились с Чебышевыми. Этот род дал миру величайшего математика – Пафнутия Львовича Чебышева, 180-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 2001 году. В Становлянском районе, рядом со знаменитым Кропотовом-Лермонтовом, обнаружена родовая усадьба Чебышевых. Оказалось, что Чебышевы были соседями Лермонтовых. Отцы поэта и математика вместе служили в тульском ополчении в 1812 году. Через Чебышевых Лопатины были родственниками Гончаровых и потомков Пушкина. Растет внимание краеведов к творческому и жизненному пути М. М. Пришвина. В марте 2001 года в Калуге, в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, состоялась IX межрегиональная научная конференция "Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья", которая была посвящена 180-летию со дня рождения Пафнутия...
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: жизни и творчеству автора "Кащеевой цепи", в комментариях и указателе имен к Дневникам писателя, издаваемым Дунинским домом-музеем, есть неточности в датах рождения родственников, а в книге В. Д. Пришвиной "Путь к слову" (3) М. М. Пришвин назван младшим сыном в семье, хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых, Барбашиных, Ершовых, Васильевых, Перекалиных, Жеребцовых, Давыдовых, Вуколовых, Чеботаревых и др. - образуют различные степени родства. Пришвин пишет о своем происхождении следующее: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и...
    6. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: Кащеева цепь Елецкие корни Ныне нет в Ельце Пришвиных – прямых потомков старинного купеческого рода, представитель которых Дмитрий Иванович в середине прошлого века в числе первых получил потомственное почетное гражданство. Он был дедом писателя. Происхождение своей фамилии Михаил Михайлович связывал с «пришвой» – передним валом или колодой на ткацком станке, предназначенной для крепления основы и постепенной намотки новины холста. Он считал, что предки его занимались полезным делом: вытачивали эту необходимую часть ткацкого станка. Однако слово пришва имеет и другие значения, в том числе: головка сапога, наставка, притачка у одежды. Не исключено, что Пришвины получили свою фамилию от клички своих предков, занимавшихся сапожным промыслом. У предков писателя по елецкой традиции была уличная кличка – Алпатовы. Видимо, кто-то из Пришвиных был лекарем, применявшим алопатию, как способ лечения и называвший себя греческим словом «алопат», подобно нынешним гомеопатам. А его потомки стали в русском произношении Алпатовыми. «Уличное имя Алпатов я встречал не раз в рассказах о елецких прасолах, гонявших украинский скот по большаку в Москву. Этого предка своего Алпатова я вижу на большаке, дороге широкой, как самая большая река, соединяющая степь Ильи Муромца с лесами Сергия Радонежского. Впереди всех гуртов шел козел с колокольчиком на шее. Козел шел больше для баранов, как умный вожак. За козлом и баранами шествовал великой массой рогатый скот, а сзади ехали прасолы в тележке. Тоже неизменным спутником для прасолов был петух, исполнявший дело часов: по какому-то крику его стада останавливались, ночевали». Наш знаменитый земляк писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (по новому стилю 4 февраля) 1873 года. Купеческое имение Хрущево входило тогда в Соловьевскую волость Елецкого уезда Орловской губернии, ныне Становлянский...
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: литературы, еще с ХIХ века определившей магистральное течение отечественной словесности, выступает ее органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени *. Религиозно-нравственная устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. По сути, вся его жизнь посвящена теме обоснования ценности личности, ее права на достойное бытие и в то же время долга перед общим делом людей. Факт четко выраженной ориентации пришвинского творчества на личность позволяет предположить, что мировоззренческие взгляды художника имеют персоналистический характер. По нашему мнению, данная особенность Пришвина начинает формироваться в начале ХХ века под влиянием отечественных мыслителей-персоналистов, и прежде всего Н. О. Лосского, который, характеризуя суть своих взглядов, писал: “Учение о том, что весь мир состоит из личностей действительных или, по крайней мере, потенциальных, есть персонализм (латинское слово persona – личность)” [1]. В Дневнике писателя содержится множество упоминаний имени ...
    8. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: земного и космического, природных явлений и человеческого бытия. М. М. Пришвин и В. М. Шукшин – художники-мыслители, в творчестве которых отразились раздумья над взаимосвязью человека и мира, над смыслом жизни, над судьбами своей страны, своего народа. Нова ли проблема творческих связей Пришвина и Шукшина? Казалось бы, писателей разделяют и эпохи, питавшие их творческое сознание, и жанровая палитра. Критика постоянно отмечает влияние таких мастеров прозы ХХ века, как М. Шолохов, Л. Леонов, М. Пришвин на литературный процесс в целом. Связи В. Шукшина с именами Шолохова и Леонова в большей степени привлекают внимание исследователей, нежели с именем М. Пришвина. Об этом свидетельствуют, в частности, недавние публикации Т. Я. Гринфельд "Л. Леонов и М. Пришвин: развитие чувства природы в русской прозе" (1, с. 69) или Н. В. Ершова "Шолоховские традиции в романе В. Шукшина "Я пришел дать вам волю" (2, с. 77). Тем не менее и во взглядах на мир, и в поэтике их художественных творений много не только отличного, но и общего. В частности, представляет интерес образ "света", его идейно-эстетическая функция и смысловая наполняемость жанровой полярности и разностильности этих писателей. В своей статье "Секрет Михаила Пришвина" П. С. Выходцев пишет, что "все художественное творчество писателя – это углубленное философское осмысление окружающего мира и сущности человека с целью поисков между ними утерянной гармонии" (3, с. 10). Говоря о творчестве М. Горького, Иванов отмечает, что в его произведениях "каждое слово исполнено каким-то особенным смыслом, но и за словами, между строк скрывается содержание неуловимо большее самих слов, так как человек, его душа – неуловимы, невыразимы словами". Эта особенность поэтического дара свойственна словесному искусству Пришвина и...
    9. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: время считалось у исследователей жизни и творчества М. Пришвина, что писатель не жил на калужской земле и всякое утверждение, что Брынь - калужское село, считалось вымыслом, сказкой. Однако публикация писем к писателю А. М. Ремизову опровергает это утверждение (1, с. 157-209). В Дневниках М. Пришвина упоминаются монастырь Оптина Пустынь и оптинский старец Анатолий (Потапов) среди прочих имен, которых знал писатель (2, с. 134). Это записано 1 февраля 1921 года: "Имена известных людей, которых мне в жизни моей приходилось видеть: Розанов, Мережковский, Ремизов, Гиппиус, А. Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Ал. Толстой, Куприн, Б. Зайцев..., гр. Мар. Ник. Толстая, оптинский старец Анатолий ..." (1, с. 171). В письме от 14 июня 1909 года к А. М. Ремизову Михаил Михайлович писал: "Послал фельетоны в Русск(ие) вед(омости), к(ото)рые должны мне дать 200 р(ублей). Теперь дожидаюсь денег, как только напечатают, отправлюсь с семьей в Оптину Пустынь, где и проживу осень, навещая оттуда мать. Если же не напечатают, то и не знаю, что делать". В газете "Русские ведомости" за июль и август 1909 года были опубликованы произведения М. М. Пришвина: "Как я укреплял тещу Никифора" – (18 июля, с. 2); " Дубовый дол" – (1 августа, с. 2); " Как быть с мужиками?" – (23 июля, с. 2). Поездка в Оптину Пустынь состоялась, иначе бы не было в Дневнике М. Пришвина такой записи за 29 октября 1919 года: "Вспоминали вечером про Оптину Пустынь,старца Анатолия – неужели и там теперь конюшни и казармы?" (3, с....
    10. Лишова Н. И.: "Можжевеловая тайна" в художественном дискурсе Михаила Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: в пространстве положительного Всеединства являет собой «внутреннее живое единство со всей природой мира» [2, 88]. Неизменное желание писателя распространить небесную гармонию на весь вещественный мир дает основание исследователям художественного мира Пришвина считать все творчество писателя «своеобразной дорогой к Всеединству» (Н. Борисова). Это во многом объясняет присутствие в произведениях писателя-философа особого мифопоэтического языка, сложной системы символов. Художественная система Пришвина эксплицирует не просто символы, а символы-константы, одновременно изменяющиеся в пришвинском гипертексте и сохраняющие свою сущность. У символа, как правило, стихийное начало, его появление невозможно предсказать, так как он зарождается в подсознании человека посредством «миросозерцания». Поэтому символ – это некая нить, связывающая время и пространство, мир реальный и ирреальный, «объективное и субъективное начала» [3, 64]: «Символ – это связь между внутренним миром человека (субъектом) и миром внешним (объектом). История культуры есть...