• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1933"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 8. Размер: 75кб.
    2. Пришвин Михаил Михайлович - Литературная энциклопедия 1929-1939
    Входимость: 7. Размер: 17кб.
    3. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    5. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945. Страница 9
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    7. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    8. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    9. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1933
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    10. Гришина Я.: " Не на кого обижаться, сами обидчики обижены... " (к 10 тому: Дневники. 1936 - 1937).
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    11. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    12. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    13. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1933.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    15. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Палагин Ю. Н.: Осмысление Пришвиным государственной политики на примере Сергиева Посада
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    17. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    19. Ткачева Ю.: Л. Н. Толстой и М. М. Пришвин (проблема преемственности)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    21. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    22. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1942. Cтраница 3
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    23. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1933. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    24. Ковыршин М. А.: Соотношение религиозно-философских взглядов М. Пришвина и Д. Мережковского
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. Воробьева Л. В., Дорофеева М. А.: Тропами Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    26. Пришвин М. М. (Википедия)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    27. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    28. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    29. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    30. Жень-шень.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    31. Еленский Олег: Когда били колокола
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    32. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    33. Биография (Вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    34. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    35. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    36. Биография (Вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Мох.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    38. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    39. Мой очерк. Биографический анализ.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. Биография (Вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    41. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    42. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1933. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 54кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 8. Размер: 75кб.
    Часть текста: не сорваться и не отдать первенство за чечевичную похлебку») ; по его мнению, сохранить универсальность миропонимания ему удается благодаря «приобщенности» к европейской культуре: образованию, которое он в начале ХХ века получил в Германии, и немецкой культуре, влияние которой (в частности, Ницше и Вагнера) он испытал в полной мере («Почему же писателя кормят какими - то тенденциозными вытяжками из европейско - американской культуры < ... > и не дают ему возможности < ... > быть в курсе «технологии» мирового общения в вопросах искусства слова. Лично я не очень нуждаюсь < ... > в этом общении, потому что смолоду был приобщен, и на всяком месте при всяких условиях от этого заряда < ... > воспринимаю все универсально») . Характер дневника в эти годы остается прежним: Пришвин стремится понять смысл новой жизни, пытается оценить достижения, осознать степень́ цинизма власти, обнаружить способы существования, вернее, спасения личности. Писатель по - прежнему остается в дневнике предельно открытым, общий страх, который уже проникает в повседневную жизнь, никак не сказывается на его ежедневном общении – с самим собой – в этих драгоценных тетрадках. А жизнь оставляет все меньше надежд на нормальное человеческое существования («Слышал там о Флоренском, что его ...
    2. Пришвин Михаил Михайлович - Литературная энциклопедия 1929-1939
    Входимость: 7. Размер: 17кб.
    Часть текста: (1906) — явилась плодом поездки на север в Выговский край для собирания былин. В дальнейшем творчество П. тесно связано с его странствиями и путешествиями в качестве охотника, этнографа, краеведа, газетного корреспондента и т. п. Своеобразное и высокое по уровню мастерства дарование П. вырастало в довольно сложной социально-исторической обстановке 90-х и 900-х гг. Очутившись перед необходимостью выбора между революционной борьбой за освобождение угнетенного человечества и буржуазным «прогрессом», П. не сумел твердо встать ни на ту ни на другую сторону. Отталкиваясь от эгоистически-мещанской самоудовлетворенности и ограниченности, Пришвин вместе с тем отходил и от активной революционной борьбы в поисках какого-то третьего пути. В годы реакции, на которые падает начало лит-ой деятельности писателя, П. ушел, говоря его же словами, «не в быт с чеховскими героями, а в то бытие, где зарождается поэзия, где нет существенной разницы между человеком и зверем», стремясь в мире природы найти независимость и внутреннюю свободу человеческой личности, порабощенной в капиталистическом обществе. Однако П. не перешел к пантеистическому превознесению стихийно-биологических сил в противовес социальному миру; в теме «человек и природа» он ищет не взаимоисключающие начала, а начала родственные, перекидывающие мост от стихийного природного творчества к культурному, творческому человеческому труду. Эта тема в сущности осталась основной у П. на всем протяжении его творчества. Но во всю широту развернуть ее смог Пришвин только после революции. Мир нетронутой, первобытной природы и примитивного крестьянского быта составляет содержание первых книг П. — «В краю непуганных птиц» (1906), «Колобок» (1908), «Черный араб» (1911) и пр. Уже в этих своих произведениях П. определился как художник с исключительно острым и глубоким чувством природы и простотой народной речи, как мастер реалистически-красочной...
    3. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    Часть текста: я понял, что пахло мне той самой детской лошадкой, какие возили нам в детстве в подарок от Троицы. Вскоре оказалось, что вблизи находился завод металлистов в лесу, и пахло от него каким-то эфирным маслом, применяемым в производстве" (1, т. 5, с. 709). Первое известное упоминание о Троице мы находим в дневнике Пришвина за 1914 год от 18 мая. Еще 1 мая он был в Хрущеве. В Ельце Пришвина раздражали "ад кромешный в жару", засилье елецких картузников, "пещерные черносотенцы: черносотенные клубы в конторках при лавках и общество хоругвеносцев", расплодившихся перед надвигающейся бурей. Выход виделся Пришвину не в новых потугах "пещерных" горе-патриотов, а в самом обыкновенном – "это семья, труд, постоянство, прикосновение ко всему миру жизни, отечеству, народу". Это чувство дома, "круглого мира", в представлении Пришвина после посещения Троицы, "нисколько не слилось с христианством". Лавра как религиозный центр России поразила Пришвина несовместимой смесью "всевозможного вещественного с невещественным: аскетического, грибного, ладанного, ржаного". В лаврской гостинице открыто торгуют водкой, женщины-богомолки не отводят глаз от "съедобного", монахи – "ремесленно-грубоватые", иеромонахи живут безбедно, в солидных домах, посадское население свыклось с обмирщением церковников. (В начале января 1915 года, Ив. Бунин, посетивший лавру, отозвался о ней более резко: "Лавра внушительна, внутри тяжело и вульгарно"). И все же эта близость древней русской святыни, стоящей "выше леса дремучего, пониже облака ходячего" и домового внизу, на посадской площади, "этого доброго русского духа", произвели на Пришвина сильное впечатление. Сам Посад оглушил его выкриками женщин-зазывал, похожих "на больших черных тараканов":...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). Родился в Воронеже в небогатой дворянской семье. В 1881 году поступил в Елецкую мужскую гимназию, но в 1886 году был отчислен из четвёртого класса. Получил домашнее образование под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, который был сослан под полицейский надзор и жил у родителей в деревне Озёрки Елецкого уезда Орловской губернии. С 1889 года сотрудничал в газете «Орловский вестник» в качестве корректора, затем редактора. Через два года в Орле появляется небольшая книга стихотворений. Увлекается толстовством, но быстро разочаровывается в идеи толстовского опрощения. В Москве и Петербурге входит в литературную среду, много путешествует. Публикует рассказы и стихотворные произведения. В 1903 году получает Пушкинскую премию за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1906) американского поэта Г. Лонгфелло. В 1909 году избран почётным членом Академии наук. Наиболее известные произведения дореволюционного этапа в творчестве Бунина – «Антоновские яблоки» (1900),...
    5. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: Однако переезд писателя на жительство из столицы в глухую провинцию объяснялся не только конкретными обстоятельствами жизни М. М. Пришвина. Главным и определяющим было его стремление в переломную историческую эпоху связать свою жизнь и судьбу интеллигента с жизнью народа, проникнуться «народным сознанием» и найти в нем для себя опору. 26 мая 1920 года М. М. Пришвин записывает в дневник: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы, и новые души, возвращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете» [Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1975, с. 323]. Это один из ранних откликов М. М. Пришвина на Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Призывая писателей «опять к народу», он ясно определяет свою гражданскую позицию, отделяет себя от тех литераторов, которые, не приняв Великого Октября, ушли в лагерь белой эмиграции. С другой стороны, программное заявление М. М. Пришвина о необходимости «поднять все прошлое в новом свете» свидетельствовало о том, что уже и тогда социалистическая революция в ...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945. Страница 9
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: Страница 9 25 Октября. Охотники говорят, что в лесах под Москвой снег был немного не до колена. И за эту ночь все полетело. Вода. Ровно 50 лет назад, купаясь в море под Майоренгофом, я чуть-чуть не утонул. Студент рижского политехникума Горбачев Вас. Александр, выволок меня и притащил на дачу Вас. Дан. Ульриха. Так я, попав к вождю марксистского движения, сделался революционером и вскоре попал в тюрьму. Сегодня через 50 лет приедет ко мне сын Данилы-ча, Вася (Вас. Вас. 56 лет, председатель рев. трибунала). 50 лет назад тайной причиной моего уверования была книга «Женщина будущего», с которой соединялось мое тяготение, романтическая мечта. И вот теперь появилась О. В. Перовская, которую по моей просьбе спасает Вася Ульрих. В романе написать – не поверят, а жизнь чудесна. И так все теперь, вплоть до атомной бомбы, чудеса, превосходящие, как говорят, «самое смелое воображение». Вчера был Володя Елагин, рассказывал о том, как плохо пришлось русским в Риге, об аппарате ЦК вроде мясорубки, через который проходят наши сочинения и являются, какое без хвоста, какое без головы. В области духа это ничем не лучше «душегубки» или инквизиции. Сколько лет я искал своего врага, а «враг» оказывается бездушный, безликий винтик огромного механизма, предназначенного обтесывать и отвеивать полезное для госуд. коллектива. В Четьях-Минеях описывается один подвижник, шествующий в пустыне. – Слышу, – говорит, – какой-то шум. – Это, – отвечают ему, – шумят тростники. – Шумят, –...
    7. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Ф. Оствальда. Научные интересы и «прозрение в мещанство социал-демократии» (СС. Т. 3. С. 9) привели Пришвина к отходу от революционной деятельности. В 1902, окончив обучение, отправился в Париж, где влюбился в В. П. Измалкову, студентку Сорбонны, однако вспыхнувшая любовь завершилась трагическим для Пришвина разрывом, наложившим...
    8. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: очень важно, так и культурная традиция, что для него не менее важно («Иные глупцы говорят, будто пишу от своего имени, оттого что ношусь со своим «я», и что нужно писать не «субъективно», а «объективно». Вот именно затем и пишу от своего «я», из – за правды») . Кроме реалий, Пришвину нужно всегда ухватиться за культурную традицию, что только и дает возможность понять смысл происходящего и не только сложить новую, небывалую картину мира, но и осознать ее, культурно обжить, художественно осмыслить - по Пришвину, «поэтически описать» («какое же счастье написать такой рассказ, чтобы в нем созвучно дрожали общие струны души следопыта - охотника и человека, искушенного довольно близким соприкосновением с мировой культурой»). В дневнике бесконечное разнообразие мира собирается в единую картину бытия – где бы Пришвин ни оказался, что бы он ни увидел, какой бы страшной ни оказалась эта картина, – он ее воссоздает. Как и в прежние годы, он пытается преодолеть фундаментальное разделение мира на идеальное и материальное, причем теперь в самом что ни на есть прикладном смысле этого разделения, очевидном и характерном для современной истории: в реальной жизни столкнулись победившая утопия и побежденная органическая жизнь...
    9. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1933
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: помню), Под Рождество на палец пороша. И порхает-летит весь день легкая-легкая-легкая: дунь ветер – все снесет. 11 января. Остается набело проработать четыре главы повести «Корень жизни», дня на четыре и конец. Ух! 25 января. Занимаюсь перепиской и чтением «Корня». Вчера читал у Тальникова. Вещь в целом мне все еще не ясна. Общий путь всех русских больших писателей – это выйти из сферы искусства к чему-то более важному для человека (Гоголь, Толстой, Достоевский). На этом пути, однако, все эти великие люди имели однообразный конец в демонизме. Теперь представим себе обратный путь: художник отдается не во власть выманивающих его из сферы искусств идей, а, напротив, как только идея начинает выманивать его, соблазнять, отрывая от земли, он самую идею выбрасывает и за то самое, снижаясь, получает в свое видение новую деталь (так построена «Журавлиная родина»). На этом же пути разрешить все вопросы только средствами искусства, оставаясь художником до конца. 9 февраля. Юбилей… вдруг позвонился с поздравлением Семашко. 11 февраля. Поехал в Москву. Вечер Белого. Аудитория, как лик автора. 12 февраля. Весна света в Москве: бульвары и дети. 15 февраля. Пьеса Мейерхольда «Вступление» ...
    10. Гришина Я.: " Не на кого обижаться, сами обидчики обижены... " (к 10 тому: Дневники. 1936 - 1937).
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    Часть текста: репрессирован. К середине 1930 - х гг. становится очевидным, что Пришвин выдерживает трагедию человека и писателя, оказавшегося на перекрестке традиций в период страшной исторической ломки: он не сломился и не поддался. Тем не менее, с каждым днем ему все труднее и труднее становится находить себя в новой культуре ( «Быть или не быть»: для себя я решаю, что надо быть и в то же время если понадобится, то не быть <...> Мне надо так ― «быть», чтобы в пустыне мог бы я по своему желанию вызывать любимых людей и в городе среди грохота, гудков и бензина, в самой толкучке мог бы по желанию чувствовать себя как в пустыне. Затем именно я и занимаюсь искусством слова, чтобы мне быть, а когда захочется, и не быть, то и другое: не ― «или», а ― «и»: быть и не быть» ). Так определяет Пришвин суть эпохи: когда государственное вторгается в частную жизнь человека и определяет ее, и человек, отстаивая свое личное пространство, свою свободу, оказывается в абсурдной ситуации, когда он должен одновременно «быть» и «не быть»... то есть, жить и не жить. И в дневнике, и в художественных произведениях мировоззрение Пришвина исключает обе полярно противоположные идеи современной ему литературы: он не стремится ни переделывать мир, ни восстанавливать былые культурные ценности. Он хочет увидеть мир «с лица», понять и описать его. Дневник Пришвина – это культурное поле,...