• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1944"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 13. Размер: 22кб.
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    3. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 9
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    5. Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы "Кладовой солнца"
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1944
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    7. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 19. Личное и общее.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945.
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    9. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    10. Белянин М. Ю.: Художественное воплощение темы войны в сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    13. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 10
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    14. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    16. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    17. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 10
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    18. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1948
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    19. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Послесловие.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    21. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    22. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    23. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    25. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    26. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    27. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    28. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    29. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    30. Критика
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    31. Незабудки. Глава 9. Стиль и форма.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 13. Размер: 22кб.
    Часть текста: котором реальное и ирреальное смешиваются и взаимопроникают одно в другое. В сновидении душа, лишенная всего субъективного, личного, соединяется с народной трагедией и судьбой (« 7 Июня 1945. Недавно сон видел, обоз идет, а колеса не движутся. Как это похоже на жизнь нашего времени. Такое блестящее положение государства, а людей нет »). С присущей здравому смыслу трезвостью Пришвин видит очевидное и пишет, не думая о том, как это может выглядеть в глазах настоящих или будущих судей (« 11 Октября 1945. После войны время у нас будто остановилось. Радио не слушаю, газету читаю невнимательно, зная, что там нет ничего <…> Всякое движение мысли в обществе остановилось »). В эти годы в дневнике одна за другой появляются записи о разгроме Германии. Пришвин видит ту же самую человеческую трагедию, какую пережила Россия: «маленький человек», втянутый в «большую войну» (« 13 Ноября 1944. Пришли слухи из Восточной Пруссии, что наши приступили к возмездию »; « 31 Января 1945. Вторглись в Бранденбург. Народ немецкий переживает то же, что и мы пережили »; « 2 Февраля 1945 . Вот пишет из-под Кенигсберга один корреспондент, что немцы все ушли с мест в Кенигсберг и дальше. Только вот идет один старый немец со старухой, идут обратно, и у них санки, и в санках ребенок. Это они опоздали уйти, и их вернули обратно, и вот они теперь идут, и им недолго идти...
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944.
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: Вечером «Жизнь за царя». Середина дня – принимали гостей. Погода все мягкая. Под Новый год прочитал «Лесную капель» и был очень обрадован: это книга сердечной мысли и в своем роде единственная в этом отношении. Это нужно осознать и утвердиться в этом, но никак нельзя этим ласкать свою душу. Какой-то молодой критик объяснялся мне в любви на ходу и сказал, что в моей «Лесной капели» я дал вовсе не пейзаж, потому что пейзаж имеет в литературе не самостоятельное значение и всегда, даже у Тургенева, отделяется от сюжета. Но у Пришвина не отделяется, и это вовсе не пейзаж. - А что же, если не пейзаж, не «природа»? - Не знаю, что... - Так знайте же: это сердечная мысль. В моей душе молитва есть усилие, я собираюсь в сердечной мысли... (На охоте преодолеваю физическое утомление путем увлечения. В церкви это делается усилием собирания себя, сосредоточения.) Одним людям, и большинству, надо постоянно напоминать, чтобы они не мерили всех на свой аршин. А некоторым, вроде...
    3. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: увлечениями. В начале 1930-х гг. покой тихого Загорска, где М. М. Пришвин жил с семьей, нарушили первые автомобили, они были тогда в диковинку. Одна машина – полуторка – принадлежала фитильной фабрике, а вторую – маленькую легковушку – собрал латыш-изобретатель Алексей Матвеевич Генрихсон, который жил недалеко от Пришвиных. Однажды сосед прокатил М. М. с сыном на своей самоделке, и скорость – 20 км в час – просто восхитила писателя. Он загорелся идеей приобрести автомобиль, рассчитывая, что со своей машиной обретет свободу, откроются новые перспективы для интересных поездок, путешествий, охоты. С этого времени автолюбительство становится его страстным увлечением до конца жизни. Вот как он сам пишет о покупке первого автомобиля: «Два последних лета я не жил на Журавлиной родине из-за трудности переезда от меня из Загорска туда, хотя весь переезд сорок верст! С вещами на паре рублей за двести, пожалуй бы, и отвезли, да ведь и назад двести, да раза два-три надо за лето все-таки съездить и за провизией, и для связи в делах. Очень дорого выходит, да так вот и остался дома сидеть, и прошло два года, я стал тосковать по болотам, как будто действительно, как журавль, заблудился и потерял свою родину. Однажды ночью и даже прямо во сне мне пришла в голову мысль о том, что выходом в моем положении будет машина: сорок верст для машины какой-нибудь час – один час – и я на Журавлиной родине. Эта мысль, как бывает во сне у охотников, растворилась в особенно острорадостном чувстве природы, где уже не журавли летали и не обыкновенные синицы, а какие-то прелестные птиницы. Утром, сохранив в себе одно лишь чувство приятности сна, я мало-помалу от птиницы до птиницы, как...
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 9
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: стали картиной толстовского нравственного сознания. Наполеон у Толстого представлен, как если бы коренной русский человек представил бы нам большевика, т. е. человека, верующего в возможность путем изменения внешних условий жизни сделать человечество счастливым. С точки зрения коренного человека (например, Кутузова), счастье человечества находится в руках Бога и человек в этом не властен. Толстой эту мысль только и преследовал, изображая с положительной стороны Кутузова, с отрицательной Наполеона. Но Кутузов Толстому удался, а Наполеон в романе является не живым человеком, а чучелом. Спрашиваем, почему Толстому не удался Наполеон? Отвечаем: потому что, изображая нравственную (душевную) жизнь человека, Толстой недооценивал деятельные усилия человека (Наполеона) изменить внешние условия, в плену которых в какой-то степени находится жизнь духовного человека. Эта ошибка, развиваясь в дальнейшем, привела Толстого к идее пассивного сопротивления, непротивления и земледельческому ограничению личности («толстовцы»). В конце концов, получается так, что от чего бежал Толстой – от порабощения или ограничения личности человека внешними условиями его жизни, к тому самому приходит он, ограничивая личность всем тем, что называется «толстовством». Моя мысль «Повести нашего времени» заключалась в том, чтобы < зачеркнуто: оправдать Наполеона> поставить на должное место в...
    5. Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы "Кладовой солнца"
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: другие. Все эти произведения М. М. Пришвин написал в древнем селе Усолье, которое сыграло в судьбе писателя важную роль. Впервые побывав в Усолье в 1925-ом году, Пришвин был пленён его первозданной красотой. «В Усолье приплываешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так всё вокруг лесисто, болотно, так много природы ». Эта запись впервые появилась в его дневнике 14 мая 1925 г., когда он приезжал в Усолье к лодочнику Кошкину, смастерившему по заказу писателя лодку «Ботик». В мае 1925-ого года Михаил Михайлович в составе научной экспедиции Переславского краеведческого музея совершил увлекательное путешествие по реке Вёксе и побывал на неолитической стоянке «Польцо». Зорко и точно этот опытный наблюдатель и странствователь перекинул мостик из настоящего в прошлое, описав в «Родниках Берендея» свои впечатления от раскопок стоянки древних людей. Эта книга была написана под вековыми соснами на знаменитых кручах реки Вёксы. «Знатные люди нашей страны (назову Веру Николаевну Фигнер), прочитав мою книгу, ездили смотреть и озеро, и реку Вёксу, и кручи», – пишет Пришвин в статье «Переславские кручи». А поводом для её написания послужила печальная история соснового бора в селе Усолье. В 1935-ом году писатель приехал в наши края, чтобы подготовить материал о работе усольского лесхоза. Устроился он в конце села среди высоких сосен. Перед домом находилась вышка для наблюдения за лесными пожарами. Каково же было его удивление, когда он увидел, что сосны на кручах срубили. Остались пни и голый ...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1944
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: действительно, что рабство не мешает являться художникам, рабство, бедность, даже болезни (вспомнить только крепостных актеров, художников!). Искусство погибает от неверия и подмены, когда нас начинают уверять, что из стекла можно сделать бриллианты. 12 января. Надо собраться с силой бороться, писать и опять поднять внутренний свет. Надо начать с пересмотра своего положения как писателя: пусть я совсем даже не писатель. С этого начать. «Позвольте! Вы говорите, г. Тургенев, что в 12-м году вся Россия, как один человек, поднялась на врага. Россия – это да! Но человек, что вы говорите. Да какое дело в то время было до человеческой личности, перед кем вставал вопрос о том, как определяется личность человека во время войны». 14 января. Стремись споры мыслей твоих разрешить в своем сердце, а не вовлекать в их борьбу людей и природу. Те, кто так делает,– это они делают мир, и с миром к людям приходят, и называются у людей мудрецами и миротворцами. Наоборот, те, кто бросает незаконченную мысль свою людям, чтобы они, споря между собой, осуществляли начатую мысль, то эти начинатели, действующие так, чтобы за них другие делали, являются властолюбцами и возбудителями войн на земле. Мудрец – это законченный («образованный») человек, властелин – это всегда недомысленник, если только не согласуется с богом. 18 января. На улице все раскисло: течет. Грипп у меня небольшой. Сижу дома и сочиняю «Победу». 19 января. Продолжается оттепель. Зима в чистоту сиротская, но снежная. Пишу «Победу». 23 января. Ночью текло с крыш. Так небывалыми морозами началась война и кончается сиротской зимой: очень крепко немцы начали и теперь растекаются в грязь. Разделываю повесть «Победа» ...
    7. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 19. Личное и общее.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: Вспоминаю весь героический путь Л. при достижении своей любви – все теперь кажется как путь восхождения на гору. Однако любовь к матери и к А. В. – тоже любовь, но только издали: жизнь вместе с «любимыми» – томление, унижение, скука. Так что повседневная близость – вот корректив любви. Напротив, в любви по влечению язвы исчезают незаметно для любящего: когда любишь, то все хорошо в любимом. Когда же любишь только издали, то язвы вблизи преодолеваются особым самовоспитанием. Разрешение проблемы любви состоит в том, чтобы любовь-добродетель поставить на корень любви по влечению и признать эту последнюю настоящей, святой любовью. Так что корень любви – есть любовь естественная (по влечению), а дальше нарастают листики, получающие для всего растения питание от Света. Это и есть целостность (целомудрие). Источник же греха – разделение на плоть и дух. Значит, существо целомудрия может сохраняться, укрепляться просто в браке и переходить на детей. Может быть, ...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1945.
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    Часть текста: в сравнении с великой силой экономической необходимости стала общим достоянием, и этому научают даже в деревенских школах детей, то спросил себя: «Чем же ты, Михаил, можешь быть полезен этому новому обществу и кто ты сам по себе?» Так вопрос о роли личности в истории предстал передо мною не как догмат веры, а как личное переживание. Мои сочинения являются такой попыткой определиться самому себе как личности в истории, а не просто как действующая или запасная часть в механизме государства и общества. Таким образом, юношеский вопрос о роли личности в истории стал для меня живым вопросом о своей собственной роли в текущей жизни. Так, разбираясь, я открыл в себе самом талант писать. И мне через это открылось, что в каждом из нас есть какой-нибудь к чему-нибудь талант и в каждом этом таланте скрывается как нравственное требование, т. е. требование к себе самому: вопрос о роли личности в истории. Перечитывая свои дневники, я узнаю в них одну и ту же тему борьбы личности за право своего существования, что существо личности есть смысл жизни и что без этого смысла невозможно общество. С другой стороны, прямая заявка личности на право...
    9. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. В. Розанова, впоследствии известного публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Ф. Оствальда. Научные интересы и «прозрение в мещанство социал-демократии» (СС. Т. 3. С. 9) привели Пришвина к отходу от революционной деятельности. В 1902, окончив обучение, отправился в Париж, где влюбился в В. П. Измалкову, студентку Сорбонны, однако вспыхнувшая любовь завершилась трагическим для Пришвина разрывом, наложившим отпечаток на всю его жизнь и творчество — «ей представляется, что...
    10. Белянин М. Ю.: Художественное воплощение темы войны в сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: православной, соборной доминанты духовной культуры России с учетом Евангельского контекста. Феномен М. Пришвина оставался долгое время вне поля зрения исследователей, а его творческая индивидуальность понималась в свете воспроизведения картин природного мира, что заметно обедняло духовный смысл его творческого наследия. Однако пришвинская концепция мира и человека пронизана пафосом утверждения незыблемости абсолютных истин – гармония природного мира выявляет спасение в условиях нравственного кризиса. Вступив в русскую литературу в начале ХХ века, Пришвин обостренно чувствовал в объективной реальности духовный "слом" человека, прервавшего традицию Богообщения и одержимого искушениями безрелигиозного самоопределения, выразившимся в самовольном стремлении управлять ходом истории. Поэтому художником, ориентированным на утверждение православной аксиологии, революция не была принята. Православная доктрина Пришвина воплощается в его творчестве этикой ненасилия: в период, когда история России омрачена трагедией человеческого самоуправства, художник утверждает гармонию жизни как итог нравственного самосовершенствования отдельной личности, противопоставляя покой стихии жизнетворчества. Данным противостоянием отмечена духовная жизнь России первой трети ХХ века, когда были подменены исконные ценности условными, что будто бы открыло человеку безграничные возможности преображения мира по его усмотрению. Исходя из этого, Пришвин указывает спасительный путь нравственного возрождения в свете следования аксиоматике этики ненасилия, что восходит к антропологии Л. Толстого, а это, в свою очередь, подтверждает целостность историко-литературного процесса и указывает на преемственность творческих исканий художников в стремлении к постижению многомерности бытия. Свою связь с Л. Толстым ...