Поиск по творчеству и критике
Cлово "1929"
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Входимость: 4. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: – 2007. – № 1. – С. 73-86. Европейская и отечественная революционно-социалистическая идеология оказала на М. М. Пришвина весьма значительное влияние, поэтому сам писатель вполне обоснованно называл свое образование марксистским, [1] особо подчеркивая, что марксизм, из-за которого он попал в 1897 году в тюрьму, действительно стал «одним из определяющих моментов жизни». [2] В настоящей статье предпринимается попытка осветить влияние на мировоззрение и творчество Пришвина некоторых социальных и эстетических идей Плеханова, сопоставляя при этом события жизни писателя с их литературной версией, а изложенные в дневниковых записях мировоззренческие оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим...
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Часть текста: аспект проблемы самоопределения художника в мире господства не близкой ему идеологии новой пролетарской культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния внешней среде – в приятии мира. Экзистенциальный и религиозный аспекты творчества сопоставляются и в статье В. Хализева, где он пишет об особом направлении философии диалога в 1920-е годы – китежанах XX века (А. Мейер, А. Ухтомский, М. Бахтин), для которых основой творческого отношения к миру было участное сознание, сердечное действие, поступок «в близкой реальности» [4]. В. Хализев различает в своей работе экзистенциальное восприятие творчества личности в мире (одинокий бунт, бесконечный поиск смысла) и творчество жизни как активное личное действие, «тайный подвиг», включающий человека в единство со всем миром. Сближая творчество Пришвина и идеи Ухтомского, он говорит о том, что философские опыты Ухтомского посвящены «не бытийным сущностям, а существованию человека в мире ...
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Часть текста: рано работать: посыльным, посудником, учеником в иконописной мастерской, чертёжником… С 1886 года живёт в Казани, знакомится с марксистами, общается с рабочими, студентами. Много путешествует. В Тифлисе, в газете «Кавказ», в 1892 году появляется первый рассказ Горького «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, систематически занимается литературным трудом, знакомится с Короленко, которому и «обязан тем, что попал в большую литературу». В 1898 году выходит в свет двухтомник «Очерки и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В революции 1905 года Горький принимал активное участие. Весной 1906 года уезжает в Америку, где начинает работу над романом «Мать». С осени 1906 года до зимы 1913 года живёт в Италии, на Капри. Здесь создаются повести «Лето», «Городок Окуров», роман...
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Часть текста: уезда Полтавской губернии. С 1818 по 1819 гг. обучался в Полтавском уездном училище, а в мае 1821 года – в Нежинской гимназии. В гимназии пробует себя в различных литературных жанрах, занимается живописью, участвует в спектаклях. Закончив гимназию в 1828 году, едет в Петербург, где публикует свою «идиллию в картинах» – «Ганц Кюхельгартен» (СПб., 1829). Поэма вызвала насмешливые отзывы критиков. Гоголь устраивается на работу в Департамент уделов, где служит до марта 1831 года. Разочаровавшись в «службе государевой», возвращается к литературной деятельности, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым, А. С. Пушкиным. Опубликованные в 1831 (I часть) и в 1832 (II часть) «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразили читателей и критиков оригинальностью и глубинным проникновением в фольклорно-этнографическую стихию, к национальным первоосновам славянского мира. После публикации «Вечеров» Гоголь становится одним из ведущих русских писателей, много публикуется: «Миргород», «Арабески», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.; наконец, повесть «Шинель», «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В. Г. Белинский). В повести «Шинель» Гоголь открывает новую тему «маленького человека». В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к исторической проблематике, в частности, к истории Украины. 19 апреля 1836 года в...
Входимость: 4. Размер: 45кб.
Часть текста: писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу света. В обществе того времени постоянно нагнеталась атмосфера апокалипсических ожиданий и устремленности если не к светопреставлению, то к революции. Пришвинское знакомство с творчеством Горького происходит в период марксистской юности, когда он, увлеченный желанием приблизить социальную революцию, во второй половине 1890-х годов распространял в Риге нелегальную литературу, за что и...
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Часть текста: М. Пришвиным идей иерархического персонализма Н. О. Лосского, благодаря чему писатель создает собственную оригинальную философско-эстетическую и этическую концепцию миропонимания, которую реализует в своем искусстве. Ключевые слова : мировоззрение, личность, персонализм, “любовь раз-личающая”, “родственное внимание”. Общепризнанной особенностью классической русской литературы, еще с ХIХ века определившей магистральное течение отечественной словесности, выступает ее органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени *. Религиозно-нравственная устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим...
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Часть текста: время простые люди привыкли газеты читать, и им легко вспомнить, как странно казалось им в газете при первоначальном неумении выбирать нужное, встречать один за другим разнородные, несвязанные между собой факты. Так и в лес войти, чтобы понимать его, нужна своя особая грамота и навыки. Одна из глав: писать хорошо о людях – плохого и нет. 9 Января. Читаю «Бродяги» Гамсуна. Так хорошо, что плохо думается о наших писателях: меня брало сомнение, не отстал ли я вообще от чтения, а теперь вижу, нет, значит, пишут плохо. Но непременно достать последнюю книгу Вс. Иванова. Люди, едущие на базар, давно заметили меня, и еще я целое лето жил при большой дороге. Теперь, пожалуй, можно сказать, что я на учете в уезде... Что же, я скажу, это, в некоторой степени, положение. Есть два отношения к людям, личное – это когда при встрече взвешивается весь человек, и массовое: личность стирается, как нечто мешающее делу, и все отношения машинальные, вроде того, как на почте, я пишу «заказное», чиновник хлопает по нем печатью – и все. Первое – это общество, второе – государство. Люди не только не виноваты, но даже и вовсе не плохи, если вникнуть в каждого. Плохое у них получается от бедности и безработицы. Мужчина ищет единства и, если приходится ему быть вдвойне, то он за то и не считает себя тогда человеком. Женщина, если раздвоится, то часто не чувствует в этом никакого греха и, будучи в двух лицах, внутри себя это как-то оправдывает, благодаря чему каждое лицо в отдельности бывает искренним. Ложь – это порок, слабость мужчины или просто женская...
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: старшего поколения символистов, религиозный философ, литературный критик, драматург. С 1884 по 1888 год обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 году вышла первая книга Мережковского «Стихотворения». В 1893 году появляется его работа «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» (СПб.), в которой обосновывается теория русского символизма; в 1897 году в Санкт-Петербурге публикуются сборники статей «Вечные спутники», в которых представлены литературно-философские портреты Пушкина, Достоевского, Ибсена, Флобера, Сервантеса, Кальдерона и других. Мережковский был одним из создателей Религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге (1901-1903), которое было закрыто Синодом после революции 1905 года. Однако в 1907 году начинает функционировать Религиозно- философское общество, целью которого было «объединение интеллигенции и церкви». Под влиянием Розанова Мережковский обращается к проблеме плоти и духа, но их сотрудничество длилось недолго; наступивший кризис, свидетельствующий о непримиримости позиций по самым разным вопросам, привёл к окончательному разрыву. Главная идея Мережковского, не принимавшего «исторического христианства», заключалась в попытке...
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: в Хрущеве. В Ельце Пришвина раздражали "ад кромешный в жару", засилье елецких картузников, "пещерные черносотенцы: черносотенные клубы в конторках при лавках и общество хоругвеносцев", расплодившихся перед надвигающейся бурей. Выход виделся Пришвину не в новых потугах "пещерных" горе-патриотов, а в самом обыкновенном – "это семья, труд, постоянство, прикосновение ко всему миру жизни, отечеству, народу". Это чувство дома, "круглого мира", в представлении Пришвина после посещения Троицы, "нисколько не слилось с христианством". Лавра как религиозный центр России поразила Пришвина несовместимой смесью "всевозможного вещественного с невещественным: аскетического, грибного, ладанного, ржаного". В лаврской гостинице открыто торгуют водкой, женщины-богомолки не отводят глаз от "съедобного", монахи – "ремесленно-грубоватые", иеромонахи живут безбедно, в солидных домах, посадское население свыклось с обмирщением церковников. (В начале января 1915 года, Ив. Бунин, посетивший лавру, отозвался о ней более резко: "Лавра внушительна, внутри тяжело и...
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: В дневниках Пришвина этих лет отражены его постоянные раздумья о событиях, свидетелем которых он стал и на которые он, писатель, должен был отозваться. Он видит, как его собратья по перу ринулись на стройки, в деревни, как они пытаются отобразить увиденное и как тщетны эти попытки. «Фронт событий так велик, - записывает Пришвин в дневнике 21 февраля 1930 года, - что писателю невозможно осмотреть его весь и описывать в частном явлении общее дело», ибо «частное заслоняет общее». Пришвин приходит к мысли, что в такой ситуации надо просто «жить своей обыкновенной жизнью и записывать, как обыкновенная жизнь изменяется в связи с событиями и успехами фронта». Когда М. М. Пришвин в 1926 году решился переехать из Переславля в Сергиев Посад, ему вспомнилось, как после революции он сам «заработал себе литературным трудом деньги, выстроил дом (на своей земле в родном имении Хрущево. – Ю. П.), чтобы спокойно работать и растить семью. Пришли коммунисты, выгнали меня из дома, и потом его сожгли мужики». Теперь же, через девять лет, редакторы, тоже коммунисты, «сами меня зовут», вежливо...