• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1908"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 7. Размер: 44кб.
    2. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    5. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    6. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1908 г.
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ремизов Алексей Михайлович
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    10. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1907–1908–1909. Хрущево.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    11. Биография (Вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    12. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Начало века. 1908 г.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    13. Пришвин М. М. (Википедия)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1908
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    15. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    16. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    17. Холодова З. Я.: Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой "Черный араб"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    18. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    19. Биография (Вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    20. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ницше (Nietsche) Фридрих
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    21. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1908 г. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    22. Петров В. М.: В краю страны обетованной (Елецкие годы)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Биография (Вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    24. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    25. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    26. Пришвин Михаил Михайлович - Литературная энциклопедия 1929-1939
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    27. Зверева Л. И.: Эволюция жанра очерка в творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    28. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    29. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    30. За волшебным колобком. Глава VI. У варягов
    Входимость: 1. Размер: 84кб.
    31. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    32. Силина Л. А.: В мире лирико-философской прозы А. Левитова и М. Пришвина: проблема жанра и художественные искания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    33. Провоторов А. В.: Поиски вечного в очерке М. М. Пришвина "У стен града невидимого. Светлое озеро"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    34. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    35. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    36. Биография (Вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    37. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Начало века. 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    38. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    39. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    41. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VI. В поисках России тайной…
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    42. Черников А. П.: "Пахнуло на меня подлинной Россией" (М. Пришвин и Калужский край)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    43. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    44. Биография (Вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    45. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1908 г. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    46. Кондратьев А. С.: Художественно-философский смысл поэмы М. Пришвина "Фацелия"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    47. Гришина Я.: Строится невидимый град и растет...(к 8 тому: Дневники. 1930 - 1931).
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    48. Апанович Ф.: Между Европой и "Страной непуганых птиц" (образы России и Европы в раннем творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    49. Биография (Вариант 8)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    50. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 7. Размер: 44кб.
    Часть текста: нашего интел-лигентского богоискательства» 1 , вместившееся между революциями 1905 и 1917 годов. Как известно, в те годы писатель жил преимущественно в Петербурге и деятельно участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества, руководители которого Д. Мережковский, В. Розанов и А. Мейер оказали значительное влияние на многих деятелей русской культуры начала ХХ века, в том числе и на Пришвина. Кроме того, следует учитывать, что на богоискательские устремления интеллигенции начала века существенное воздействие оказала концепция Ф. Ницше, провозгласившего «смерть Бога». Да и сам Пришвин, отмечая значительность влияния ницшеанства на идейную атмосферу начала ХХ века, писал: «Над изображаемой мной эпохой в “Кащеевой цепи” висела философия Ницше» (Кн. 5. С. 533).  Вместе с многими отечественными мыслителями Пришвин видел, как под влиянием революционной пропаганды в обществе нарастает социальное озлобление, как исчезает в народе прежнее религиозное благогочестие и ширятся сектантские настроения. Чтобы понять истоки этих трагических тенденций, в 1906-1909 годах писатель совершает ряд поездок по русскому Северу и Заволжью в поисках духовных первоначал исторического бытия русского народа. И во всех трех книгах, написанных по материалам этих поездок, идет пришвинский диалог, местами косвенный и скрытый, порой ­– явный и полемический с идеями и проблемами, которые обсуждались в...
    2. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    Часть текста: к мечте. Пришвину запомнилось заступничество от насмешек гимназистов («бежали в Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. В. Розанова, впоследствии известного публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Ф....
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: Александр Модестович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков....
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    Часть текста: жизни писателя. Анализируются закономерности внутренней связи народного сектантства, интеллигентского «богоискательства» и революционно-социалистического движения. Ключевые слова : мировоззрение, культура, философия, религия, сектантство, богоискательство, марксизм. Жизненные обстоятельства сложились так, что с 1904 по 1918 годы М. М. Пришвин жил преимущественно в Петербурге и именно к этому времени относится один из наиболее важных этапов становления личности писателя, названный им «десятилетие нашего интеллигентского богоискательства» [15, 26]. Общепризнанным центром бурлящей интеллектуальной жизни города на Неве было петербургское отделение Религиозно-философского общества, один из руководителей которого Д. С. Мережковский оказал значительное влияние на многих деятелей русской культуры, в том числе и на Пришвина. Главной же задачей РФО было стремление «сблизить безрелигиозную интеллигенцию с религией и, главным образом, с “новым религиозным сознанием”» [1, 109-110]. Собственно, так и называлась концептуальная статья, опубликованная Мережковским в 1905 году, в которой он писал, что христианское вероисповедание, открывшееся людям почти две тысячи лет тому назад, «ныне для нас опять сделалось тайной; это откровение и тайна о том, что человек Иисус,...
    5. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: наследие самого Пришвина. Однако само общее направление анализа здесь нередко страдает известной долей эмпиризма. Исследователи зачастую ограничиваются характеристикой и осмыслением жизненных и творческих связей Пришвина с "неохристианами" и не выходят на уровень теоретико-философских обобщений относительно существа идейных и мировоззренческих расхождений Пришвина с литературой так называемого "нового религиозного сознания" в целом . Не в последнюю очередь это происходит оттого, что сам Пришвин не дает ни в дневниках, ни в художественных произведениях, где так или иначе затрагивается "неохристианство", его "вожди" и проблематика, четкого определения своей мировоззренческой позиции и не указывает конкретных философских пунктов расхождения с ними. Но в еще большей степени это обусловлено тем, что в современной литературоведческой науке крайне неопределенны представления относительно специфики "нового религиозного сознания" — именно как особого философского учения и одновременно религиозного движения . Установление этой специфики, на наш взгляд, позволит дать более четкие критерии разграничения творчества Пришвина (да и вообще писателей, так или иначе соприкасавшихся с "неохристианством") и литературы "нового религиозного сознания" как таковой. "Новое религиозное сознание", ведущими представителями которого явились Д. С. Мережковский и В. В. Розанов, по своей сути есть не только попытка трансформации традиционного религиозного (христианского) сознания (это исходный пункт любого "реформаторского" движения в религиозной сфере), но и гораздо более радикальный имманентно-религиозный проект. Суть его в самом общем смысле сводится к идее реального преображения человеческой природы, к реальному достижению человеком...
    6. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: подвергается метафоризации, комплексы значений, ассоциаций, образов, существующих в сознании носителей языка. Автор помещает метафору в определённую художественную среду, в которой она, с одной стороны, подчиняется общим законам авторского идиостиля, с другой стороны, расширяет, обогащает его. Метафорические выражения формируют индивидуальную систему отражения мира, которая находится тем не менее в соответствии с этнокультурными традициями и имманентной способностью языка называть мир. Анализ 2433 индивидуально-авторских метафор, выделенных путём сплошной выборки из собрания сочинений М. М. Пришвина в 8 томах, показал, что основной в творчестве писателя является субстантивная метафора (1175 единиц). Глагольной метафоры почти в полтора раза меньше (798 единиц). Далее следуют метафоры адъективные (причастий – 98 единиц, прилагательных – 188 единиц) и адвербиальные (33 единицы). Отдельную и довольно многочисленную группу составляют свободные или несвободные словосочетания, компоненты которых могут принадлежать к разным частям речи ( прилагательное + существительное , существительное + существительное в разных падежных формах и т. д.) – 137 единиц. В составленном нами (в соавторстве с А. Н. Чумаковым) «Словаре метафорических образов М. Пришвина» словарная статья содержит заголовочную единицу, контекст, в котором слово реализует своё...
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1908 г.
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    Часть текста: на Тяпкиной горе. Посты в Лебедяни: интеллигенция ест мясо, но пить бросает – из гигиенических целей. Звон. Раскачивают колокола. Мужик в тифу поехал из больницы, боясь разлива реки. Боязнь разлива. Значение разлива. Любовь русского человека смотреть на ледоход. Весна без исхода: так все расползается. – Сколь далече? Поедемте вместе? – Что же, составим компанию. Говорят: полуботы, проценты, печной материал. Осматриваю зарождение оврага на Хрущевской земле. К обедне ходим, а уж езды нет, и мертвеца нельзя нести... – Почему же вы не заботились? – Да ведь овраги-то на Хрущевской земле, нам какое дело! – Погружаюсь в эти овраги, а на той стороне на склоне десять новых... И такие [глубокие], будто Мурман. Одна трещина красивая похожа на громадный анатомический взрез земли... Охватывает такое чувство: вот они взрезали землю, и что же в ней?.. Ничего... Глина, какая-то слякоть течет. Неужели это все загадочное о земле... Внутренность земли – некрасивая... Больная... Тут между оврагами будто в больнице в операционной... В Мореве живут тесно... Солома и солома... Земли тут мало. Тут всё посад... Учительница, похожая на абрикос. На лежанке греется...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.) 1905 год 1906 год 1907–1908–1909 года. Хрущево. 1908 год 1909 год 1911 год 1912 год 1913 год 1914 год 1915 год 1916 год 1917 год 1918 год 1919 год 1920 год 1921 год 1922 год 1923 год 1924 год 1925 год 1926 год 1927 год 1928 год 1929 год 1930 год 1931 год 1932 год 1933 год 1934 год 1935 год 1936 год 1937 год 1938 год 1939 год 1940 год 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год 1946 год 1947 год 1948 год 1949 год 1950 год 1951 год 1952 год 1953 год 1954 год
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ремизов Алексей Михайлович
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: жития, сказки и легенды: «Лимонарь, сиречь: Луг духовный» (1907), «Докука и балагурье» (1914), «Николины притчи» (1917), «Странница» (1918), - «стремясь возродить старинный лад русской речи», проникнуть в глубину «прароссианства», в таинственный мир древности. Особое место в творческом наследии Ремизова занимает книга сказок «Посолонь», которую высоко оценили М. Волошин, А. Белый и др. Летом 1921 года после колебаний и мучительных раздумий Ремизов навсегда покидает советскую Россию. В Париже появляются «Взвихрённая Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951), «В розовом блеске» (1952). Здесь реальность переплетается с фантастикой, сновидческой «зыбью». Творчество Ремизова, «ремизовская школа» оказали серьёзное влияние на прозу Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Толстого, М. Пришвина. Тяга к национальной архаике «народному христианству», «попытке проникнуть к «русскому Средневековью» были очень близки Пришвину. А. Ремизов помог Пришвину войти в литературный мир, оказывал всяческую поддержку, познакомил его с писателями и критиками. Общение писателей продолжалось до отъезда Ремизова за границу в 1921 году. Сблизил их прежде всего интерес к фольклору, к сказке, к мифологическому восприятию мира. И Пришвин, и Ремизов в мифолого-сказочном моделировании мира видели «онтологическую, сущностную правду» о бытии. Первоочередной задачей для Ремизова было «воссоздание народного мифа». Для Пришвина сказка, миф стали способом художественного выражения, позволяющим проникнуть в сущность вещей. Русский философ ушедшего столетия А. Ф. Лосев...
    10. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1907–1908–1909. Хрущево.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    Часть текста: 1908–1909. Хрущево. Что для чего существует: сознание для жизни или жизнь для сознания?.. Все христиане говорят о вечной жизни сознания, но не о «жизни»... И, быть может, то, что мы называем «жизнь»,– нет... Что-то должно умереть, что-то должно родиться... 24–25 марта. Лебедянь. День размылся. Все плывет, расползается. Посты в Лебедяни: интеллигенция ест мясо, но пить бросает – из гигиенических целей. Звон. Раскачивают колокола. Мужик в тифу поехал из больницы, боясь разлива реки. Боязнь разлива. Значение разлива. Любовь русского человека смотреть на ледоход. Весна без исхода: так все расползается. 27 апреля. День свежий, но светлый и звонкий. Ветки берез не колышутся. Крапчатые зеленые бабочки сидят на тонких ветвях. Огородники с бабами свеклу сажают. Мороз был. Большой мороз, сырая земля от мороза. Зарею был. Мороз теперь всегда по зорям бывает. На земле лежит, а наверх на ветки не смеет подняться. Потому: хорошо, если прикрыли розы. Л почкам ничего. Так бывает мороз до Ивана Богослова. А впрочем, и в петровки случается, случается и огурцы побьет. Я забыл помянуть: какая бывает весной ночь перед морозом. Вышел вчера на балкон, и вот звезды... Глянул и заблудился там, на небе... Холодно... А я не могу оторваться... Что-то они значат... Что-то такое в них есть... Это великая семья не просто так... И только тут, в деревне, бывают вечера, когда одни звезды хозяева... В городе каменные углы на домах... А тут это ночное поле одно... Все остальное чуть виднеется... 28 апреля. Суета и говор с 5 ч. утра. Над. Алекс. ночевала и уезжает. Я люблю полежать, говорит она, и это в крови, моя матушка любила полежать. Все в крови... Встает... но говорит... Стакан с чаем остывает, она...