• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1982"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 17. Размер: 39кб.
    2. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    3. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    4. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    5. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    6. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    7. Зверева Л. И.: Эволюция жанра очерка в творчестве М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    8. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    9. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    10. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    11. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    12. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    13. Краснова С. В.: М. Пришвин на родине В. Жуковского
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    14. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    15. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    16. Звездова Г. В., Фролова Л. В.: Чернозем - полюсы народного миропонимания (концептуальные наблюдения на материале романа М. Пришвина "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    17. Ковыршина О. А.: Тема первой мировой войны в творчестве М. Пришвина и А. Барбюса
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    18. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    19. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    20. Лученье рыбы.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках 1918-1919 годов и в "Мирской чаше" М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    22. По градам и весям. Cлуга времени
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    23. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    24. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    25. Родная земля. Кавказские рассказы. Желтая круча.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    27. Борисова Н. В.: Русский мир Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    28. Крамарь О. К.: Эпиграфы к "Осударевой дороге" М. Пришвина в аспекте творческой истории произведения
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Горинов А. Е.: К вопросу о жанрово-стилевом своеобразии ранних дневников М. Пришвина (1905-1914)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    31. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    32. Холодова З. Я.: Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой "Черный араб"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    33. Краснова Т. В.: Пришвинское Хрущёво. Историческая справка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. Новые места. Адам и Ева
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    35. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    36. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    37. Птичье кладбище.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    38. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    39. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    40. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    41. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    42. Родная земля (отклики деревенской жизни). Заворошка
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    43. Матушкина В. И., Сушкова Т. Ю.: Поэтика света в художественном мире М. Пришвина и В. Шукшина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    44. Меркурьева Н. А.: "Я" сотворенное: идея жизнетворчества Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    45. Хлопунки.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    46. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    47. Балашова Е. А.: Идея рода и "Кащеева цепь" М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    48. Борисова Н. В.: Философия всеединства в творческом наследии М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    49. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    50. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 17. Размер: 39кб.
    Часть текста: значимых в семиотическом отношении доминант, являющихся своеобразными идентификационными маркерами елецкого городского пространства. Две ключевые доминанты – «Елец православный» и «Елец купеческий» не только находят отражение в произведении, но и выступают в роли сюжетопорождающих контекстов. Ключевые слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском тексте». С этой точки зрения, всякое определенным образом маркированное пространство может влиять на структуру и семантику произведения искусства. Размышляя об этом в одной из своих работ, В. В. Абашев предлагает «измерить давление места на текст», или, иначе, проследить, «как работает в тексте имя места и его локальная семантика, то есть та система значений, которые место приобрело исторически, в процессе семиозиса» [Абашев...
    2. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    Часть текста: творческий путь Пришвина, представителя Серебряного века русской культуры, в которой он сложился как художник слова. К этому же периоду относится и тот мировоззренческий этап, обозначенный писателем как «десятилетие нашего интел-лигентского богоискательства» 1 , вместившееся между революциями 1905 и 1917 годов. Как известно, в те годы писатель жил преимущественно в Петербурге и деятельно участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества, руководители которого Д. Мережковский, В. Розанов и А. Мейер оказали значительное влияние на многих деятелей русской культуры начала ХХ века, в том числе и на Пришвина. Кроме того, следует учитывать, что на богоискательские устремления интеллигенции начала века существенное воздействие оказала концепция Ф. Ницше, провозгласившего «смерть Бога». Да и сам Пришвин, отмечая значительность влияния ницшеанства на идейную атмосферу начала ХХ века, писал: «Над изображаемой мной эпохой в “Кащеевой цепи” висела философия Ницше» (Кн. 5. С. 533).  Вместе с многими отечественными мыслителями Пришвин видел, как под влиянием революционной пропаганды в обществе нарастает социальное озлобление, как исчезает в народе прежнее религиозное благогочестие и ширятся сектантские настроения. Чтобы понять истоки этих трагических тенденций, в 1906-1909 годах писатель совершает ряд поездок по русскому Северу и Заволжью в поисках духовных первоначал исторического бытия русского народа. И во всех трех книгах, написанных по материалам этих поездок, идет пришвинский диалог, местами косвенный и скрытый, порой ­– явный и полемический с идеями и проблемами, которые обсуждались в...
    3. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: как универсальный текст К. Д. Гордович  ДНЕВНИКИ М. ПРИШВИНА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕКСТ Полная публикация дневников М. Пришвина, очевидно, осуществится не так скоро. Однако и вышедшие тома позволяют судить об их огромном значении для исследователей. Универсальность текста дневников – это их многофункциональность: дневник характеризует личность автора; записи о событиях, настроениях передают своеобразие эпохи; читатель дневника открывает для себя замечательные по точности картинки жизни Петербурга, Ельца. Особенно интересны дневники послереволюционных лет. Возьмем для анализа две книги дневников 1918-1919 гг. (М., 1994) и 1920-1922 гг. (М., 1995). Авторы комментариев (Я. Гришина и В. Гришин) отмечают, что "дневник первых лет революции – не только летопись, но и история страдающей личности" (1, с. 352.); "Дневник оказался той универсальной литературной формой, которая соответствовала такому поведению и такому типу творческой личности" (2, с. 308). В стране уже произошла революция и шла гражданская война. Пришвин еще до начала Октябрьского переворота пережил разочарование в идеях марксизма. Станицам...
    4. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    Часть текста: И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни. Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки. Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я...
    5. Лишова Н. И.: Мотив пути в романе "Кащеева цепь" М. Пришвина: композиционно-структурное совеобразие
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: Неведомой стране, куда он стремится с детства, стране «Небывалого», которая трансформируется в его произведениях, превращаясь то в страну ослепительной зелени («За волшебным колобком»), то в загадочную страну Арка («Черный араб»), то в таинственное место, где растет Жень-шень – корень жизни («Жень-шень»). Одним из наиболее значимых эпизодов в автобиографическом романе «Кащеева цепь» является путь маленького гимназиста в Азию, подальше «от проклятой латыни». Для самого Пришвина этот побег, окончившийся неудачей, навсегда останется главным событием отрочества, определившим впоследствии его странствия. Он выбирает особый вектор для своих путешествий: север и восток, путешествуя «от центра к периферии и к Полюсу, где Солнце восходит из-за горизонта» [9]. Поэтому не случайно, многие герои пришвинских произведений – герои пути, стремящиеся найти глубинные основы бытия, таинственные в своей сути. Дух тайны царит в бесконечном пространстве пришвинских произведений. То высшее, к чему стремятся герои, называется ими по-разному. В «Кладовой солнца» Митраша стремится найти «палестинку», место таинственное и никому не известное: «Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, - как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу…» [6,220]. Пришвин обращается к библейскому локальному символу, обладающему особой...
    6. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: семейным связям большого купеческого рода в пришвиноведении уделялось мало внимания. Единственным, пожалуй, исключением явилась статья Софьи Васильевны Красновой "След Пришвиных в Ельце 60 – 70 годов XIX века", опубликованная в шестом выпуске "Елецкой были". За 2001 год сделан ряд интересных краеведческих открытий. В Ельце удалось найти родовой дом Лопатиных, последним владельцем которого был Константин Николаевич – председатель Елецкой земской управы, расстрелянный большевиками в 1918 году. Удалось определить, что по родственным связям Константин Николаевич Лопатин – шурин Александра Пришвина и свояк писателя. Установлено, что через известный дворянский род Лопатиных Пришвины породнились с Чебышевыми. Этот род дал миру величайшего математика – Пафнутия Львовича Чебышева, 180-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 2001 году. В Становлянском районе, рядом со знаменитым Кропотовом-Лермонтовом, обнаружена родовая усадьба Чебышевых. Оказалось, что Чебышевы были соседями Лермонтовых. Отцы поэта и математика вместе служили в тульском ополчении в 1812 году. Через Чебышевых Лопатины были родственниками Гончаровых и потомков Пушкина. Растет внимание краеведов к творческому и жизненному пути М. М. Пришвина. В марте 2001 года в Калуге, в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, состоялась IX межрегиональная научная конференция "Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья", которая была посвящена 180-летию со дня рождения Пафнутия Львовича Чебышева, родившегося на Калужской земле. Хочется отметить, что четыре доклада на этой конференции были посвящены Михаилу Михайловичу Пришвину. Летом 2001 года две телестудии, московская и калужская, сняли в Ельце и Хрущево фильмы о родине Пришвина. Теперь стало ясно, почему в своих дневниках Михаил Михайлович Пришвин многократно ...
    7. Зверева Л. И.: Эволюция жанра очерка в творчестве М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: теории этого жанра (1). Обращение Пришвина к очерку было подготовлено развитием русской очерковой литературы предшествующего периода. Его первая книга "В краю непуганых птиц" (1907 г.) находилась в русле развития этого жанра в творчестве писателей-народников, Николая и Глеба Успенских, Короленко и Чехова. Очерки Пришвина схожи с этнографическими и путевыми очерками указанных писателей постановкой социально-нравственных проблем и отражением фактов жизни и быта народа. Однако у пришвинского очерка изначально просматривались свои отличительные черты. Появление очерковой книги Пришвина "В краю непуганых птиц" было обусловлено также литературными исканиями рубежа веков, когда в словесном творчестве ощутимой была жанровая недостаточность, шли активные поиски в этой области. Чаще всего они проявлялись в форме обновления и варьирования устоявшихся жанров. Пришвин-очеркист откликнулся на эти искания и сделал ряд художественных открытий в очерковой литературе. Характерной особенностью очерковых книг Пришвина является циклизация очерков, в основе которой лежит тематическая общность, образ автора и общая жанровая разновидность входящих в книгу произведений. Цикл "В краю непуганых птиц" представляет собой собрание путевых этнографических очерков. Создавался он на материале поездки писателя по заданию фольклорно-этнографического общества на русский Север в Олонецкую губернию. Мотив путешествия объединяет все очерки и является художественным приемом, позволившим глубоко раскрыть особенности духовной и материальной жизни края, в те годы далекого от достижений цивилизации. Навыки исследователя актуализировали в этой книге аналитическую сущность ее содержания. Доминирующим элементом в ней становится факт. Писатель точно фиксирует фамилии, даты, названия поселков, характерные этнографические детали, быт, нравы, ремесла, обычаи, а также легенды и предания, заговоры и плачи, пословицы и поговорки и т. п. Отбор материала определяется...
    8. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: Ельца» «В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником». Кащеева цепь Елецкие корни Ныне нет в Ельце Пришвиных – прямых потомков старинного купеческого рода, представитель которых Дмитрий Иванович в середине прошлого века в числе первых получил потомственное почетное гражданство. Он был дедом писателя. Происхождение своей фамилии Михаил Михайлович связывал с «пришвой» – передним валом или колодой на ткацком станке, предназначенной для крепления основы и постепенной намотки новины холста. Он считал, что предки его занимались полезным делом: вытачивали эту необходимую часть ткацкого станка. Однако слово пришва имеет и другие значения, в том числе: головка сапога, наставка, притачка у одежды. Не исключено, что Пришвины получили свою фамилию от клички своих предков, занимавшихся сапожным промыслом. У предков писателя по елецкой традиции была уличная кличка – Алпатовы. Видимо, кто-то из Пришвиных был лекарем, применявшим алопатию, как способ лечения и называвший себя греческим словом «алопат», подобно нынешним гомеопатам. А его потомки стали в русском произношении Алпатовыми. «Уличное имя Алпатов я встречал не раз в рассказах о елецких прасолах, гонявших украинский скот по большаку в Москву. Этого предка своего Алпатова я вижу на большаке, дороге широкой, как самая большая река, соединяющая степь Ильи Муромца с лесами Сергия Радонежского. Впереди всех гуртов шел козел с колокольчиком на шее. Козел шел больше для баранов,...
    9. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: мифологизм в сочинениях М. Пришвина Н. Н. Иванов ЯЗЫЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЗМ В СОЧИНЕНИЯХ М. ПРИШВИНА Целостной картины художественных взглядов М. Пришвина еще нет. Разработанные, казалось бы, вопросы требуют уточнения, переосмысления. Один из них – любовь писателя к древней языческой культуре, его ориентация на сосредоточенный в мифе космологический универсализм славян. Полагаем, истоки творческой индивидуальности Пришвина, самобытность его художественного мира (не сводимого нами лишь к мифу) – в языческом мифологизме. "Великий Пан" – так характерно называлась статья Р. В. Иванова-Разумника, одна из первых о Пришвине (2). Исключительность его таланта сразу отметили А. Блок (9, т. 4, с. 343, 344), М. Горький (3, с. 348), Д. Мережковский (4). Позднее научные исследования развивали природоведческую концепцию творчества писателя, варьировали оппозиции вроде "художник-ученый" (13), обосновывали "сказочность его сочинений" (14). "Мысле-образами", "вечными спутниками", данными "от природы", назвала В. Д. Пришвина "интеллектуальные и нравственные идеи, через которые Пришвин видит мир" (10, т. 1, с. 7): "образ большой воды – истока всей жизни на земле", "камень-правда", "образ неоскорбляемой любви" … Сам же "Великий Пан" (однажды Горький сказал ему: "Вы мудрец" (1, т. 29, с. 477), когда подчеркивал уникальность своего пути в искусстве (7;8), явно тяготел к древне-религиозному пониманию знания и слова. "Нужно найти такое знание, чтобы открывалось все – и человек, и природа" (9, т. 1, с. 201)....
    10. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: и сопоставляя порой несопоставимое, метафора переносит художественный образ в плоскость языка, выступая тем самым как механизм порождения нового значения слова» [5, с. 8]. Следовательно, в конкретном идиостиле метафора составляет основу художественных преобразований на словесном уровне. Традиционно исследователи делят метафоры на языковые и индивидуально-авторские, отдавая предпочтение первым и считая случайными и несистемными вторые (Г. Н. Скляревская). В нашем исследовании мы придерживаемся обратной точки зрения и считаем, что именно авторские метафоры являются структурным элементом образной картины мира и отражают язык эпохи через авторское, творческое словоупотребление. За основу принимаем определение Н. А. Тураниной: «Под индивидуально-авторской метафорой мы понимаем такой тип переносного значения слова, который задает семантическую двуплановость на основе реализуемых в контексте сходных признаков денотатов с целью отражения индивидуально-значимой образной картины мира» [5, с. 9]. Предметом исследования в статье является метафорическая лексика, связанная с описанием водной стихии и имеющая свои особенности в текстах М. Пришвина и В. Астафьева. Метафоры, в которых слова выступают в роли носителей метафорического образа, подразделяются по частиречной принадлежности. Так, в прозе М. Пришвина водная стихия представлена 34 номинативными метафорами, 14 адъективными и 57 глагольными, у Астафьева – 35 номинативными, 69 адъективными и 116 глагольными. Если в творчестве М. Пришвина преобладает номинативная метафора [6, с. 3], то при метафоризации наименований водной стихии у В. Астафьева...