• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1999"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 6. Размер: 37кб.
    2. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 80кб.
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    4. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    5. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    6. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    8. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    9. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    10. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    11. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. Михеев М. Ю.: Черпание из пришвинской "Мирской чаши" и из дневников: соотнесение контекстов
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    13. Чистякова Н. А.: М. Пришвин и фольклор (на примере книги очерков "В краю непуганых птиц")
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Борисова Н. В.: Власть бессознательного в рассказе М. Пришвина "Крутоярский зверь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    15. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    16. Апанович Ф.: Между Европой и "Страной непуганых птиц" (образы России и Европы в раннем творчестве М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    17. Пальчикова Т. С.: Тематическое разнообразие картины мира в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    18. Леонтьев Я. В.: М. Пришвин как краевед (Талдомский период жизни)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    19. Мямлина Л. А.: Женские характеры в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    20. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в романе Михаила Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    22. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    23. Воробьева Л. В., Дорофеева М. А.: Тропами Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    24. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    25. Подоксенов А. М.: М. Пришвин и С. Булгаков о героизме и подвижничестве русский интеллигенции
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    26. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    27. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    28. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1925.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    29. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    30. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    31. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    32. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    33. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    34. Калашникова Л. В.: А. М. Пришвин - земский врач села Галкина Медынского уезда Калужской губернии
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    35. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    36. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    37. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    38. Гостеев И.: М. Горький в дневниках М. Пришвина 1920-1925 гг.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    39. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    40. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    41. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    42. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    43. Наумова И. А.: Пространственные архетипы в сновидческом хронотопе М. Пришвина (на материале дневников 1914-1931 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    44. Бирюкова Л. Б.: Калужские родственники М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    45. Ковалюк И. Н.: "Вместить в поэзию прозу" (на материале дневниковых записей М. Пришвина, изданных В. Д. Пришвиной в книге "Незабудки")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 6. Размер: 37кб.
    Часть текста: М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. Дневники ранних лет. 1907-1909 // Человек. – М., 1995. – Вып. 5. – С. 168-181. 16. Пришвин М. Дневники. – М.: Русская книга, 1999. – 412 с. 17. Пришвин М. «Жизнь стала веселей…»: Из дневника 1936 года // Октябрь. – М., 1983. – № 10. – С. 3-21. 18. Пришвин М. За волшебным колобком; В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Глаза земли. Из дневниковых записей. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 703 с. 19. Пришвин М. «Какая остаётся Россия после боёв»: Из дневниковых записей о ...
    2. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 80кб.
    Часть текста: М. М. Пришвина Введение В традициях старинных русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры» и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни. Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение. Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки. Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость,...
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: график, живописец. Максимилиан Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье чиновника, предки которого вышли из Запорожской сечи. Рано потерял отца. Обучался в феодосийской гимназии, затем в Московском университете, из которого был исключен за участие в студенческом движении. Много путешествовал: Франция, Швейцария, Австрия, Средняя Азия. В начале ХХ века пережил «духовное перерождение», познакомившись с философией Ф. Ницше и Вл. Соловьева. Примыкал к символистам, затем печатался в журнале акмеистов «Аполлон». Середина 1900-х годов – время становления Волошина-поэта. Своими учителями в поэзии считал Бальмонта, Вячеслава Иванова. Для поэзии Волошина этого периода особенно характерны господство изобразительного начала, символика цветописи. Его называли «поэтом-живописцем и ваятелем». Сказал свое слово Волошин и в изобразительном искусстве: он был живописцем, графиком, признанным мастером пейзажа, искусным аквалеристом. С 1910 года живет в Крыму, в собственном доме в Коктебеле на морском берегу. Горные и морские ландшафты восточного Крыма отражены Волошиным в краске и слове. Цикл стихов «Киммерийские сумерки» (1907) – одна из вершин его лирика – запечатлел образ крымской земли, которая во времена Гомера звалась Киммерией. Стихотворный цикл «Алтари в пустыне» (1909) посвящен Аполлону. Сумрачная Киммерия уступает в этом цикле славословным гимном в честь солнечного блеска. Волошин активно сотрудничает в журнале «Аполлон», пропагандирующем принципы «гармонически-просветленного» искусства. Здесь Волошин выступает не только как поэт, но и как публицист, и критик: статьи об изобразительном искусстве, литературе, театре и т. д. Во время...
    4. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: заповеди Христа. Ключевые слова : Пришвин, Розанов, революция, христианство, богоборчество, большевизм. «Мирская чаша» (1922) М. М. Пришвина – одно из самых значительных произведений русской литературы о последствиях Октябрьского переворота. Сюжетные перипетии бытия главного героя повести – Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний и взглядов на мир самого автора, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. И хотя местом действия повести является затерянная в древних Смоленских лесах полуразрушенная барская усадьба, в действительности речь идет о трагической ситуации во всей послереволюционной России. Примечательно, что еще до Октябрьских событий, летом 1917 года, Пришвин, как потомственный земледелец, догадывается о грозных последствиях революционного хаоса передела земли, сводящегося к анархическому грабежу имений. Ведь даже если все владения помещиков и хуторян разделить поровну, то достанется крестьянству лишь по «три сажени» на душу, тогда как возникшая вместо крупных помещичьих и фермерских хозяйств мелкая чересполосица наделов неминуемо разрушит культуру зернопроизводства и голод станет...
    5. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: как ведущее направление в европейском искусстве, литературно-художественная мода и отчасти образ жизни образованных людей просуществовал сравнительно недолго: всего двадцать лет – с середины девяностых годов XIX века до начала Первой мировой войны. Однако, несмотря на столь короткий срок, культура модерна стала образцом изысканного вкуса, изящества и чувства меры. Сложилась своеобразная культурологическая мифологема, объявившая искусство модерна прекрасным венком. Венком, возложенным к подножью мавзолея, скрывающего бранный прах XIX века, – «золотого времени» в истории Европы. Такое возвышенно-поэтическое отношение к предвоенному и предреволюционному двадцатилетию, именующемуся в России «серебряным веком», несколько затрудняет проведение научного анализа и выявление стилистических примеров и художественных особенностей, присущих только модерну и отличающих его от иных стилей и направлений в искусстве. Наиболее точное, на наш взгляд, определение поэтического кода модерна дано А. А. Ахматовой, сравнившей литературу «серебряного века» с «золотым веком» русской словесности. По ее мнению, писатели пушкинской поры «рассказывали о Борисе Годунове, ревизоре, герое своего времени, а в начале XX века писатели повествовали, в основном, о самих себе» [7, с. 118]. Если перевести замечательное поэтическое определение на язык «культурного кода», то можно сказать,...
    6. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: жизнь, и стать способом ее изучения, организуют пространство для серьезных раздумий о времени и о себе. Многообразие функций пейзажа мастерски используется писателем, позволяя ему иметь вневозрастную аудиторию. До сих пор родители и педагоги прибегают к его рассказам о русской природе для воспитания у детей и подростков любви к родному краю, патриотизма, выработке внутренней гармонии личности. Также следует отметить поразительную исповедальность творческого метода писателя, которая пронизывает не только его дневники, но и эпические жанры, над которыми писатель неустанно трудился до конца своих дней. В ряду русских писателей ХХ в., для которых русская природа явилась средством и местом для ухода от идеологической заданности и духовного насилия, можно назвать Александра Николаевича Стрижева. В 2007 г. увидело свет собрание его сочинений в 5 томах, которое нелегко купить и в Москве, где оно вышло небольшим тиражом 1500 экз. в издательстве «Общества сохранения литературного наследия» [1]. Собрание сочинений – большая удача автора, вынужденного на протяжении многих лет вести свою «линию защиты» в условиях идеологического диктата и зашоренности. Сегодня Стрижев – член Союза писателей России, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Международной Славянской академии образования, наук и искусства, действительный член Географического общества, постоянный автор Радио «Радонеж». Награжден медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен первой премии им. С. А. Нилуса (2001) «за...
    7. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: добру и счастью <...>, а вращается", и пришел к мысли о необходимости "присмотреться ко всему и согласовать себя со всем" (1, т. 8, с. 21). Поэтому он в первой же книге написал слова, которые, по его признанию, "определили последующую жизнь как утверждение" (1, т. 8, с. 524). Из письма Пришвина М. Горькому известно, что он "Федоровым <...> увлекался", "переживал в себе его идею воскрешения отцов" (2, с. 355), которая нашла поэтическое воплощение в автобиографическом романе "Кащеева цепь" как отражение интеллектуальных поисков главного героя. Однако прежде всего в философии родоначальника русской "космической философии" писателю импонировала идея "регуляции природы" с целью освоения и преображения мира, предусматривающая активное участие человека в управлении эволюцией, космическими процессами, совершенствовании организма человека и создании общества на основе сыновнего, родственного сознания. Как и Н. Ф. Федоров, "общим делом" всего человечества Пришвин, поставивший своей целью "накопление любви в слове..." (3, с. 27), считал осознание всеединства, ведущего к всеобщему братству и родству, преодолению враждебного состояния в природе и в социуме. Философские взгляды писателя корреспондируют с концепцией органического строения мира, восходящей к теории В. С. Соловьева о всеединстве и развитой в работе Н. О. Лосского "Мир как органическое целое". Одной из определяющих черт "эстетического мировоззрения" художника является органическое видение космоса, или универсумность,...
    8. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: избежать собственно философских споров, ограничившись рядом метафор и отсылок разной степени прозрачности. Та критика, которая всегда сопровождает философа, оказывается неприменима к писателю. Тексты Пришвина – одно из характерных тому подтверждений. Острые грани теорий у него сглаживаются, а противоречия зачастую становятся едва заметны. Едва ли ни лучшим сюжетом, позволяющим продемонстрировать, каким образом философская дискуссия преломилась в художественном мире пришвинской прозы, является увлеченность Пришвина идеями интуитивизма и персонализма. Нельзя сказать, чтобы эти два концепта в обязательном порядке составляли нечто единое. При всем том, что определение «персонализм» может быть использовано для квалификации большинства философских теорий, возникших в России и в среде русской эмиграции, интуитивизм направление несколько более узкое. И его появление на русской почве связывается с именем Николая Лосского. Если же брать более широкий философский контекст, то русский интуитивизм существует на фоне более известной интуитивной философии Анри Бергсона. Именно с Бергсоном традиционно связывается пришвинский интуитивизм [1, 69-70]. С его текстами, наряду с текстами американского прагматиста Уильяма Джемса, Пришвин, судя по дневнику, познакомился в 1920 году: «Чтение Бергсона и Джемса. “Невидимый град” – научные открытия путем интуиции» [2, 59]. Несколько позднее он запишет: «Я лично пережил две...
    9. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: внимание”. Общепризнанной особенностью классической русской литературы, еще с ХIХ века определившей магистральное течение отечественной словесности, выступает ее органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени *. Религиозно-нравственная устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. По сути, вся его жизнь посвящена теме обоснования ценности личности, ее права на достойное бытие и в то же время долга перед общим делом людей. Факт четко выраженной ориентации пришвинского творчества на личность позволяет предположить, что мировоззренческие взгляды художника имеют персоналистический характер. По нашему мнению, данная особенность Пришвина начинает формироваться в начале ХХ века под влиянием отечественных мыслителей-персоналистов, и прежде всего Н. О. Лосского, который, характеризуя суть своих взглядов, писал: “Учение о том, что весь мир состоит из личностей действительных или, по крайней мере, потенциальных, есть персонализм (латинское слово persona – личность)” [1]. В Дневнике писателя содержится множество упоминаний имени Лосского, знакомство с которым началось еще в дореволюционные времена. Интересовался Пришвин судьбой философа и после его высылки за границу (1922): “Узнал, что Вячеслав Иванов в Риме, Лосский – профессор Оксфордского университета и там говорит о своем наивном реализме” [2], – цитировал...
    10. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: тот факт, что автор использует несколько наиболее значимых в семиотическом отношении доминант, являющихся своеобразными идентификационными маркерами елецкого городского пространства. Две ключевые доминанты – «Елец православный» и «Елец купеческий» не только находят отражение в произведении, но и выступают в роли сюжетопорождающих контекстов. Ключевые слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском тексте». С этой точки зрения, всякое определенным образом маркированное пространство может влиять на структуру и семантику произведения искусства. Размышляя об этом в одной из своих работ, В. В. Абашев предлагает «измерить давление места на текст», или, иначе, проследить, «как работает в тексте имя места и его локальная семантика, то есть та система значений, которые место приобрело исторически, в процессе семиозиса» [Абашев 2004: 557]. Присоединяясь к мнению исследователя о том, что произведения исторического и автобиографического жанров несколько выпадают из «фиктивного действия» и «фиктивного пространства», тем не менее полагаем, что семантически маркированное место и в этом случае будет влиять на поэтику...