• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1917"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 21. Размер: 56кб.
    2. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 14. Размер: 45кб.
    3. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 12. Размер: 36кб.
    4. Цвет и крест.
    Входимость: 9. Размер: 9кб.
    5. Колядина А. М.: Принципы организации текста в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 9. Размер: 13кб.
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 8. Размер: 45кб.
    7. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    8. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 7. Размер: 31кб.
    9. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 7. Размер: 46кб.
    10. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    11. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    12. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 6. Размер: 37кб.
    13. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 5. Размер: 43кб.
    14. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    16. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    17. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    18. Цвет и крест. Земля и власть (Дело народа. 1917. № 151., Воля народа. 1917. № 115.)
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    20. Цвет и крест. От земли и городов (Новая жизнь. 1917. № 19. 10 мая.)
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    21. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    22. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    23. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    24. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    25. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    27. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    28. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    29. Цвет и крест. Земля и власть (Воля народа. 1917. № 123.)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    30. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1917.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    31. Хворова Л. Е.: По следам великих потрясений: М. Пришвин и С. Сергеев-Ценский после революции
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    32. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    33. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1946
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    34. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    35. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    36. Атаманова Е. Т.: "Русский Сфинкс" в творческом сознании М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    37. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    38. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    39. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    40. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    41. Город света.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    42. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 8
    Входимость: 2. Размер: 62кб.
    43. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1918. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    44. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1917. Страница 5
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    45. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    46. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    47. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    48. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1917
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    49. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    50. Цвет и крест. В защиту слова
    Входимость: 2. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 21. Размер: 56кб.
    Часть текста: «Мирская чаша») Credo new. – 2014. – № 1. – С. 11-34. Подоксенов Александр Модестович Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Анализируются взгляды Пришвина на политические, экономические и социальные причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского...
    2. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 14. Размер: 45кб.
    Часть текста: обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М. М. Пришвин, как и многие отечественные мыслители, воспринял резко отрицательно. Писатель-гуманист, воспитанный на нравственных идеалах русской народнической литературы, он сразу же обратил внимание на изменение методов достижения гуманных целей, которые вносили большевики-марксисты в демократическое движение. Они внедряли в русское общественное сознание новые ценности, подменяющие мораль христианскую моралью классовой, а гуманизм – насилием. Именно здесь Пришвину виделось главное противоречие большевизма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого строя, новая власть сделала насилие методом решения всех общественных проблем, тем самым освобождая зверя в душе человека от пут сознания. О том, что Октябрьский переворот для Пришвина означал возвращение к варварскому животно-звериному бытию, свидетельствует целый ряд его дневниковых записей 1920 года с эскизными набросками сюжетных идей будущей повести о революции «Человек и обезьяна. Происхождение обезьяны от человека (трактат-сатира на...
    3. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 12. Размер: 36кб.
    Часть текста: так родственны их раздумья и перекличка тем, их внутренний диалог об Октябрьской революции, закончившейся братоубийственной Гражданской войной. Об этом свидетельствуют опубликованные лишь в постсоветское время задержанные цензурой бунинские и пришвинские дневники и публицистика, в которых есть не только своеобразие мировоззренческих позиций, но и множество совпадений в оценках и описаниях одних и тех же событий. Даже сама судьба писательских дневников многое говорит нам об истинном характере ушедшей эпохи. Без цензурных купюр начало полной публикации бунинского и пришвинского дневников стало возможным лишь в начале 1990 годов. Их дневники – это не только документальное свидетельство о событиях революционной смуты и анализ причин, породивших трагедию России начала ХХ века, но также исторический урок, инициирующий аналогии с новым смутным временем в России конца века XX. Неоднозначность оценки октябрьского переворота Буниным и Пришвиным проявляется в том, что революция воспринималась ими и как иррациональное явление русской смуты, и как историческая необходимость. Аналогичного мнения придерживались многие отечественные философы. С. Франк, в частности, отмечал, что если революции «разрушают старый порядок как преграду для творчества и ...
    4. Цвет и крест.
    Входимость: 9. Размер: 9кб.
    Часть текста: 1918г.) Цвет и крест (2-я редакция. 1918г.) Воля вольная. Газетный дневник 1917-1918 От земли и городов (Новая жизнь. 1917. № 19. 10 мая.) Трифон Земля и власть (Дело народа. 1917. № 151., Воля народа. 1917. № 115.) Самогон Земля и власть (Воля народа. 1917. № 123.) Война слов Не робейте, за нас индейцы! Письма в провинцию О бесстрашии Египетские ночи Хрустят косточки Земля и власть (Воля народа. 1917. № 145.) Мертвая зыбь Чающие и обещающие Порождение ехидны Смех обезьян Убивец Красный гроб Поцелуйте боженьку под хвостик! Ключ и замок Раздел Подзаборная молитва Овчее дело Князь тьмы Посещение фараона Невидимый град Папиросное войско В защиту слова Молитва пастуха В борьбе – право Сила вещей Перестаньте, я вас застрелю! Хождение в народ Испытание вином Крест и цвет Разбойнику благоразумному Из дневника (12 декабря) На чем земля стоит Из дневника (18 декабря) Мать-земля Пахота О детях и детям Про зверя ужасного вида Праздник рыжего таракана Обыск и аресты в редакции и конторе "Воли народа" "Скифы" перекликаются Опрос писателей Освобождение Пришвина Капитан Аки Станок соглашений Суд есть сила греха Россия не погибнет Самоопределение коров Голубое знамя Жизнь есть эволюция Касьяны-именинники Большевик из балаганчика Письмо А. Блока (16 февраля 1918 года) Письмо А. Блоку (Черновик) В черных очках Павел Последний ответ Голодные рассказы Тьма-тьмущая Кровавый гусак Гробы повапленные Золотые глоты Разговоры гостей Черная весна В телячьем вагоне От земли и городов (Раннее утро. 1918. № 79. - № 124.) Передел В саду Распни! Земля и власть (Раннее утро. 1918. № 95.) Бумажный змей Старушка Vita Красная Горка Голыши Обыск "Без названия" (Рукописные вставки М. М. Пришвина.) Часть 2. Художественные произведения 1917...
    5. Колядина А. М.: Принципы организации текста в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 9. Размер: 13кб.
    Часть текста: личности писателя. Вся его проза несет на себе отпечаток дневниковости. Это перволичное повествование, изложение истории души. Дневник Пришвина часто является черновиком для создания новых текстов, в нем смешиваются функции записной книжки (предназначена для самого автора) и собственно дневника (предназначен для печати). Целью исследования было сопоставить записи нескольких лет с 1914 по 1939, выявив закономерности ведения дневника Пришвиным. Представим пример характеристики дневника 1917 года по избранным критериям. 1. Количество записей за год. Дневник 1917 года включает 99 условных подневных записей. 2. Особые пометы при записи. В одной записи может быть объединено несколько дней (24-28 февраля, 13-15 марта, 2-4 апреля). С другой стороны, день 31 марта Пришвин фиксирует в дневнике дважды: а) сравнивает Россию с новой землей; описывает собрание сибиряков; сообщает, что 7-10 выезжает в Хрущево; напоминает самому себе: "не забыть о словах еврея Кугеля в самом начале революции при споре о монархической республике" (2, с. 264); б) приводит разговор с самим собой о том, как "сумеет поставить себя Совет рабочих и солдатских депутатов, чтобы приобрести доверие всюду" (2, с. 265). 3-4. Начало и окончание записей. Записи 1917 г. начинаются с 24-28 февраля (случай объединения нескольких дней в пределах одной записи) и заканчиваются 31 декабря. 5. Периодичность и время ведения дневника. В. Д. Пришвина отмечала, что "часто Михаил Михайлович...
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 8. Размер: 45кб.
    Часть текста: книга «Так говорил Заратустра» стала открытием «настоящего знания», одним из ярчайших событий студенческих лет: «В этой книге каким-то чудесным путем философия соединилась с поэзией, и то самое, что у Канта и других ползло, здесь летело, как метеор, на одно неповторимое мгновенье ярко освещая мировое пространство» [1]. В «Заратустре» и прочитанной вскоре «По ту сторону добра и зла» Алпатов встретил еще одно подтверждение обоснованности обуревавших его под влиянием марксизма мыслей об исчерпанности пассивного народнического гуманизма, который весь растекался в старчески-унылых словах о необходимости сострадания и равнения по мужику-крестьянину. В отличие от народничества, марксизм вскрывал социально-экономические причины исторической необходимости свержения буржуазного общества. Ницше же шел еще дальше и объявлял, что сама жизнь есть воля к власти, более того, отбрасывал все ценности прошлого и смеялся над евангельской религией сострадания. Алпатова просто поразили мысли философа, решительно отвергшего как предшествующие философские системы с их моральными принципами и императивами, так и нравственные традиции христианства. Ведь Ницше, провозглашая, что человек есть «мост, а не цель <…> он переход и гибель », своего рода канат между животным и сверхчеловеком, где «человек есть нечто, что должно превзойти» [2], предлагал взамен любви к ближнему любовь к призрачному дальнему, а евангельские идеалы гуманизма, добра и милосердия расценивал как свидетельство упадочности и вырождения человечества. Философия Ницше с ее трагизмом бытия, где, по его мнению, «Бог умер», а потому призывавшая к радикальной переоценке всех, и прежде всего христианских, ценностей, вполне логично вошла в...
    7. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    Часть текста: дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина А. С. Трусова ТЕМА БРАТОУБИЙСТВА В ДНЕВНИКАХ М. ПРИШВИНА И ИВ. БУНИНА В судьбах М. Пришвина и Ив. Бунина есть некое странное равновесие схожих и разительно отличных черт, внешних и внутренних совпадений: оба прожили долгие, сложные и насыщенные жизни, были ровесниками, современниками и земляками, они даже учились в одной и той же Елецкой гимназии, которую ни один из них не закончил. С этого момента в жизненном пути этих талантливых писателей начинается расхождение. "Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями" (1, с. 6), - это родство, на которое обратил внимание ещё К. Паустовский, сохранится на протяжении всей их жизни. Может быть, поэтому появление Бунина на страницах пришвинского дневника одновременно и закономерно, и неизбежно, и удивительно: "Вчитывался в Бунина и вдруг понял его, как самого близкого мне из всех русских писателей" (2, с. 64). Известно, что по отношению к своим современникам Бунин был необыкновенно скуп на похвалы. Эту черту характера, по мнению Варламова, Пришвин перенял именно от Бунина, именно поэтому...
    8. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 7. Размер: 31кб.
    Часть текста: что на протяжении почти всей жизни писателя в его записях несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них – Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают практически все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание....
    9. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 7. Размер: 46кб.
    Часть текста: – 2004. – № 3. – С. 113-124.  Появление в последние годы новых публикаций ранее не издававшихся художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в моем представлении историю как действие абсолютно правых и абсолютно неправых (злых) существ. Что те и другие борющиеся силы могут быть правы – этому никто не учил. Может быть, этому воспитанию способствовала вся гимназическая система...» 1 .  Уже с первых сочинений у Пришвина ярко выражено стремление преодолеть односторонность, показать скрытые причины конфликтов личного и общественного, духовного и материального, исторических и жизненных реалий, обусловливающих особенности взаимодействия личности и общества. Так, еще задолго до революции, в августе 1914 года, писатель пророчески предвидит в ходе военных событий Первой мировой войны зреющий социальный взрыв: «Россия вздулась пузырем – вообще стала в войну, как пузырь,...
    10. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    Часть текста: матери в 1914 году, по ее завещанию, было разделено имение Хрущево. Михаилу достался участок земли, на котором он решил построить дом и навсегда поселиться на родине. Пришвин вернулся в Елец известным писателем, корреспондентом петербургских газет. Воодушевленный возвращением на родную землю, встречами с друзьями и близкими, Пришвин много пишет, осмысливает происходящее. Елецкие дневники писателя – кладовая интереснейших сведений о жизни провинциального города, его порядках и нравах, о драматических событиях в нем в годину тяжких испытаний. 1917 год. На зиму Пришвин уезжает в Петроград. Здесь он становится свидетелем Февральской революции, падения монархии. Он – делегат временного комитета Государственной думы в Елецком уезде. И с 9 апреля 1917 года писатель снова в Хрущеве, в своем новом доме. Пришвин явно гордился построенным домом: "Терраска у меня крытая, с перилами и столбиками, будто рубка на пароходе. Вечером, бывает, когда спать лягут все и тихо, сядешь и оглянешься возле себя, – вот деревья распускаются, другой раз сядешь и смотришь – деревья цветут, а то вот уже и пожелтели и листья на террасе лежат, и кажется, будто плывешь куда-то – куда?" (1, с. 336). Пришвин самозабвенно работает на родной земле, пашет, сеет, радуется результатам своего труда. Вот дневниковые записи 1917 года: "20 августа. Три дня не был в поле и вышел и увидал свое дело, я работал простуженный, ходил с пудовым лукошком семян на шее, швырял семена… А вот теперь, – о, какая радость! – я глянул на поле после дождя по солнышку: рожь уже вышла из краски, внизу была розовая, вверху зеленая и на каждом зеленом листике висела капля сияющая, как алмаз" (1, с. 354). "Хрущевское эсэрство",...