• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2004"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 11. Размер: 56кб.
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 6. Размер: 41кб.
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    4. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    5. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    6. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    8. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    10. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    11. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    12. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    13. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    14. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бебель (Bebel) Август
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    16. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    18. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    20. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    21. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Ковыршина О. А.: Образ времени в послеоктябрьском творчестве Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    23. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    24. Цвет и крест.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    25. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    26. Урюпин И. С.: Библейский миф об Адаме и Еве в романе М. М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    27. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    28. Кульчицкая Н. Н.: Свободное слово М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Морозова М. Х.: Симфония воды в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    30. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    31. Калинина И. П.: Пришвинские мотивы в повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    32. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    33. Еленский Олег: Когда били колокола
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    35. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    36. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    37. Углов Д. В.: Пришвин – Хайдеггер: дискурс на дороге бытия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    38. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1928.
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    39. Меркурьева Н. А.: "Я" сотворенное: идея жизнетворчества Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    40. Лишова Н. И.: "Можжевеловая тайна" в художественном дискурсе Михаила Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    41. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    42. Наумова И. А.: Пространственные архетипы в сновидческом хронотопе М. Пришвина (на материале дневников 1914-1931 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    43. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    44. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    45. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    46. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    47. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как художественный текст (на примере дневников 1918 и 1938 годов)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    48. Мещерякова О. А.: О некоторых особенностях языкового выражения категорий времени и пространства в художественном тексте М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    49. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1929.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 11. Размер: 56кб.
    Часть текста: контексты повести "Мирская чаша") Подоксенов А. М. Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести «Мирская чаша») Credo new. – 2014. – № 1. – С. 11-34. Подоксенов Александр Модестович Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Анализируются взгляды Пришвина на политические, экономические и социальные причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные...
    2. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 6. Размер: 41кб.
    Часть текста: идеологии меняется значение и смысл слов, а за изменениями языковых правил общения перерождаются отношения и мировоззрение людей. Ключевые слова : словотворчество, сознание, мировоззрение, герменевтика, большевизм. Издание в последние годы новых художественных произведений Пришвина, его многотомного Дневника и ранее не переиздававшейся публицистики революционных лет, которые не могли увидеть свет из-за цензурных запретов, открыли нам облик во многом неизвестного писателя, что вызывает потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа и патриота, жившего проблемами и бедами России. Свершившуюся Октябрьскую революцию Пришвин, как и многие отечественные мыслители, встретил негативно, считая марксистскую идеологию классовой борьбы, которой руководствовались большевики, органически чуждой как традиционному историческому бытию, так и менталитету русского народа. Но особенную тревогу художника вызвал классовый подход к слову, выразившийся в резко ускорившемся после революции процессе идеологизации языка. Осознавая эту опасность, 26 ноября 1917 г. он выступает в петроградской газете «Воля вольная» со статьей «В защиту слова», в которой обнажает страшную разрушительную силу изменения понятийного смысла слов: «Превосходное по силе, магическое слово создала революция <…> знаменитое наше: – Буржуй! Ни один фугас, никакая двенадцатидюймовая пушка не могли бы произвести такого опустошения, как это ужасное слово, которое заставило в...
    3. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    Часть текста: Горький Максим ГОРЬКИЙ МАКСИМ (псевдоним, настоящее имя – Алексей Максимович Пешков, 1868-1936). Отец – Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, мать – Варвара Васильевна, дочь владельца красильных заведений В. В. Каширина. Воспитывался после смерти отца в семье деда Каширина. Начинает рано работать: посыльным, посудником, учеником в иконописной мастерской, чертёжником… С 1886 года живёт в Казани, знакомится с марксистами, общается с рабочими, студентами. Много путешествует. В Тифлисе, в газете «Кавказ», в 1892 году появляется первый рассказ Горького «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, систематически занимается литературным трудом, знакомится с Короленко, которому и «обязан тем, что попал в большую литературу». В 1898 году выходит в свет двухтомник «Очерки и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников...
    4. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    Часть текста: того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого» человека. Священник живет в одном из церковных домиков, в котором автор бывал неоднократно, поскольку ему уже знакомы дом и калитка, привычно и долгое...
    5. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    Часть текста: культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния внешней среде – в приятии мира. Экзистенциальный и религиозный аспекты творчества сопоставляются и в статье В. Хализева, где он пишет об особом направлении...
    6. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    Часть текста: журнал Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Выпуск 2 (18). – 2012. – С. 156-163. Автобиографический роман Михаила Пришвина «Кащеева цепь» анализируется в статье с точки зрения реализации в нем локального текста родного писателю уездного города. О наличии в романе определенного топосного текста свидетельствует тот факт, что автор использует несколько наиболее значимых в семиотическом отношении доминант, являющихся своеобразными идентификационными маркерами елецкого городского пространства. Две ключевые доминанты – «Елец православный» и «Елец купеческий» не только находят отражение в произведении, но и выступают в роли сюжетопорождающих контекстов. Ключевые слова: автобиографический роман; художественное пространство; локальный текст; образ места; православный архетип. О возможности читать пространство как текст в свое время заговорили сторонники семиотического подхода к культуре, а в литературоведении такое отношение к «образу места» закрепилось в работах В. Н. Топорова о «петербургском...
    7. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    Часть текста: В 4 т. – М.: Гослитиздат, 1936-1939. 3. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М. -Л.: Госиздат, 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15....
    8. Моклецова И. В.: А. Н. Стрижев и пришвинские традиции
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: и стать способом ее изучения, организуют пространство для серьезных раздумий о времени и о себе. Многообразие функций пейзажа мастерски используется писателем, позволяя ему иметь вневозрастную аудиторию. До сих пор родители и педагоги прибегают к его рассказам о русской природе для воспитания у детей и подростков любви к родному краю, патриотизма, выработке внутренней гармонии личности. Также следует отметить поразительную исповедальность творческого метода писателя, которая пронизывает не только его дневники, но и эпические жанры, над которыми писатель неустанно трудился до конца своих дней. В ряду русских писателей ХХ в., для которых русская природа явилась средством и местом для ухода от идеологической заданности и духовного насилия, можно назвать Александра Николаевича Стрижева. В 2007 г. увидело свет собрание его сочинений в 5 томах, которое нелегко купить и в Москве, где оно вышло небольшим тиражом 1500 экз. в издательстве «Общества сохранения литературного наследия» [1]. Собрание сочинений – большая удача автора, вынужденного на протяжении многих лет вести свою «линию защиты» в условиях идеологического диктата и зашоренности. Сегодня Стрижев – член Союза писателей России, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Международной Славянской академии образования, наук ...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: Полтавской губернии. С 1818 по 1819 гг. обучался в Полтавском уездном училище, а в мае 1821 года – в Нежинской гимназии. В гимназии пробует себя в различных литературных жанрах, занимается живописью, участвует в спектаклях. Закончив гимназию в 1828 году, едет в Петербург, где публикует свою «идиллию в картинах» – «Ганц Кюхельгартен» (СПб., 1829). Поэма вызвала насмешливые отзывы критиков. Гоголь устраивается на работу в Департамент уделов, где служит до марта 1831 года. Разочаровавшись в «службе государевой», возвращается к литературной деятельности, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым, А. С. Пушкиным. Опубликованные в 1831 (I часть) и в 1832 (II часть) «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразили читателей и критиков оригинальностью и глубинным проникновением в фольклорно-этнографическую стихию, к национальным первоосновам славянского мира. После публикации «Вечеров» Гоголь становится одним из ведущих русских писателей, много публикуется: «Миргород», «Арабески», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.; наконец, повесть «Шинель», «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В. Г. Белинский). В повести «Шинель» Гоголь открывает новую тему «маленького человека». В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к исторической проблематике, в частности, к истории Украины. 19 апреля 1836 года в Петербурге, в Александринском театре, была поставлена гениальная комедия Гоголя «Ревизор» с ...
    10. Ковалев Г. Ф.: М. М. Пришвин и имя (на материале дневников)
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: поэтическая картина мира. Однако парадоксален тот факт, что в уже набравшей силу отечественной литературной ономастике (около 2200 книг и статей!) пока нет ни одной полнокровной работы по ономастике М. Пришвина. Есть лишь близкие по тематике статьи [3, с. 121-132; 5, с. 244-247; 7; 12, с. 83-92]. Не анализировались с позиций ономастики не только имена собственные в его художественных произведениях, но и взгляды самого М. Пришвина на имена [2]. Очевидно, что для большинства ономастов М. Пришвин представлялся всего лишь «детским писателем, фенологом», и не более того. Это произошло из-за слабого знания «другого М. Пришвина». Он только сейчас, благодаря публикации его дневников, начинает раскрываться перед нами не только как великий бытоописатель русской действительности, но и оригинальный философ. Сам писатель полагал, что самое главное из им написанного – дневники. Это подтверждается и свидетельством К. Паустовского: «Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства» [6, с. 592-593]. Сам М. Пришвин писал, что «все произведения Толстого являются исповедью или огромным дневником, а Гёте сам о себе высказал, что его сочинения являются единым дневником, отрывками единственного произведения – его исповеди. С этого началось и мое скромное писательство, с писем какому-то другу в форме своего дневника. Мысль художника находится в сердце нашего времени, и вот почему дневник писателя – все, что он пишет: повести, поэмы, романы, все это есть лицо его дня» [11, V, с. 421]. Отсюда понятно, что многое из художественных произведений М. Пришвина когда-то в зародышевом состоянии жило именно в дневниках. Об этом красноречиво говорят переходящие из произведения в произведение имена, фамилии, топонимы, ранее обозначенные в дневниках. Именно в его дневниках и публицистике открывается довольно сложная картина философии имени. Так, М. Пришвин заметил по поводу будущего своего...