• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1990"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 15. Размер: 16кб.
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 13. Размер: 37кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 9. Размер: 45кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    5. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    6. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    7. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    8. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    9. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    10. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    11. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    12. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    13. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бебель (Bebel) Август
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    14. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    15. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    16. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    18. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    19. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    20. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    21. Иванов Н. Н.: М. Пришвин – читатель И. В. Гете
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    22. Черников А. П.: "Пахнуло на меня подлинной Россией" (М. Пришвин и Калужский край)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    24. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VII. "Миф мятущегося русского бытия…"
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    25. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    26. Иванов Н. Н.: Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    27. Сарычев Я. В.: "Новое религиозное сознание" и М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    28. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    29. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    30. Акатова О. И.: Сновидческая реальность в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    31. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    32. Биография (Вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    33. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    34. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    35. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Фёдоров Николай Фёдорович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    36. Мямлина Л. А.: Женские характеры в романе-мифе М. Пришвина "Осударева дорога"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    37. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Соловьёв Владимир Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    38. Пальчикова Т. С.: Тематическое разнообразие картины мира в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    39. Головкин Николай: Потаённый Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    40. Горинов А. Е.: К вопросу о жанрово-стилевом своеобразии ранних дневников М. Пришвина (1905-1914)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    41. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    42. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    43. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    44. Попова И. В.: Творческий метод М. М. Пришвина в контексте литературы русского модерна
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    45. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава IV. Миф как форма бытия в философской прозе М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    46. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава V. Художественная антропология М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    47. Когда били колокола. Из дневников М. М. Пришвина 1926-1932
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    48. Александров И. Н.: Идеи русского космизма в творческом сознании М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    49. Попов Н. М.: Творчество М. М. Пришвина как источник изучения истории крестьянства в дореволюционной России
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    50. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 15. Размер: 16кб.
    Часть текста: После университета 11 лет работал учителем в Брянске, Ельце и Белом Смоленской губернии. С 1893 по 1899 гг. Розанов состоял на службе в Государственном контроле Санкт-Петербурга. В 1899 году принимает предложение А. С. Суворина и становится постоянным сотрудником газеты «Новое время». В августе 1917 года переехал с семьей в Сергиев Посад, где и умер от истощения в 1919 году. Его могила – рядом с могилой К. Н. Леонтьева (Гефсиманский скит, под сенью храма Черниговской Богоматери). Философские вопрошания Розанова связаны с проблемой бытия. Его первый философский труд «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (М., 1886). Позднее Розанов обратится к историко-культурным и литературным темам: монархия, православие, историософские проблемы… Центральным вопросом философского дискурса Розанова стала тема пола, которая оказалась узловой для всего последующего творчества. Начало было положено статьей «Брак и христианство» (1898). Для Розанова «пол в человеке – не орган и не функция, не мясо и не физиология – но зиждительное лицо, в соответствии и противоположении верхнему, логическому лицу… Для разума он и не определим и не постижим: но он Есть и все Сущее – из Него и от него (Сукач В. Розанов Василий Васильевич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С. 450). Метафизика пола у Розанова имеет космологический характер. Главные темы его философствования были связаны с его личной трагедией незаконного брака и незаконнорожденных детей. В определенной мере это отразилось на формировании его «философии семьи» (Семейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903). В основу творчества, в его «материал» Розанов положил собственную...
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 13. Размер: 37кб.
    Часть текста: – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – Кн. 2. – 383 с. 14. Пришвин М. Дневники 1920-1922. – М.: Московский рабочий, 1995. – 334 с. 15. Пришвин М. ...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 9. Размер: 45кб.
    Часть текста: А. М. Михаил Пришвин и Фридрих Ницше Человек. – 2008. – № 5. – С. 74-89. Проблема влияния философии Ф. Ницше на М. М. Пришвина – одна из нераскрытых сторон становления мировоззрения и творчества писателя. Известно, что знакомство Пришвина с творчеством Ницше произошло в период его учебы в Германии в 1900-1902 годах. С тех пор Ницше – постоянный предмет размышлений писателя и один из факторов влияния на его личность, судьбу и творчество. Художественный вариант своей «встречи» с Ницше Пришвин излагает устами героя автобиографического романа «Кащеева цепь» Михаила Алпатова, для которого книга «Так говорил Заратустра» стала открытием «настоящего знания», одним из ярчайших событий студенческих лет: «В этой книге каким-то чудесным путем философия соединилась с поэзией, и то самое, что у Канта и других ползло, здесь летело, как метеор, на одно неповторимое мгновенье ярко освещая мировое пространство» [1]. В «Заратустре» и прочитанной вскоре «По ту сторону добра и зла» Алпатов встретил еще одно подтверждение обоснованности обуревавших его под влиянием марксизма мыслей об исчерпанности пассивного народнического гуманизма, который весь растекался в старчески-унылых словах о необходимости сострадания и равнения по мужику-крестьянину. В отличие от народничества, марксизм вскрывал социально-экономические причины исторической...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    Часть текста: В 1881 году поступил в Елецкую мужскую гимназию, но в 1886 году был отчислен из четвёртого класса. Получил домашнее образование под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, который был сослан под полицейский надзор и жил у родителей в деревне Озёрки Елецкого уезда Орловской губернии. С 1889 года сотрудничал в газете «Орловский вестник» в качестве корректора, затем редактора. Через два года в Орле появляется небольшая книга стихотворений. Увлекается толстовством, но быстро разочаровывается в идеи толстовского опрощения. В Москве и Петербурге входит в литературную среду, много путешествует. Публикует рассказы и стихотворные произведения. В 1903 году получает Пушкинскую премию за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1906) американского поэта Г. Лонгфелло. В 1909 году избран почётным членом Академии наук. Наиболее известные произведения дореволюционного этапа в творчестве Бунина – «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Лёгкое дыхание» (1916), «Братья» (1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915) и др. В 1920 году эмигрировал во Францию. В эмиграции талант Бунина обретает новую силу. Он создаёт здесь «Митину любовь» (1924), автобиографический роман «Жизнь ...
    5. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    Часть текста: одних и тех же событий. Даже сама судьба писательских дневников многое говорит нам об истинном характере ушедшей эпохи. Без цензурных купюр начало полной публикации бунинского и пришвинского дневников стало возможным лишь в начале 1990 годов. Их дневники – это не только документальное свидетельство о событиях революционной смуты и анализ причин, породивших трагедию России начала ХХ века, но также исторический урок, инициирующий аналогии с новым смутным временем в России конца века XX. Неоднозначность оценки октябрьского переворота Буниным и Пришвиным проявляется в том, что революция воспринималась ими и как иррациональное явление русской смуты, и как историческая необходимость. Аналогичного мнения придерживались многие отечественные философы. С. Франк, в частности, отмечал, что если революции «разрушают старый порядок как преграду для творчества и тем дают простор для созидания назревшего нового порядка», то смуты есть «процессы простого разрушения <…> и потому не имеющие исторического оправдания». Но однозначность в отношении любого исторического потрясения недопустима: «Понятия “революции” и “смуты” можно правомерно употреблять только как обозначения всегда и необходимо связанных между собою моментов внутренних потрясения или исторических кризисов. В этом смысле всякая революция есть смута и всякая смута есть революция» [2, ...
    6. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    Часть текста: мира сибирской и северной природы – неизменные "действующие лица", активная часть образной структуры повестей "Перевал", "Стародуб", "Последний поклон", "Царь-рыба", рассказов, "затесей" В. Астафьева. Астафьевские персонажи с неменьшим рвением стараются оставить мир, противопоставивший себя природе – мир города – и погрузиться в природу. Не является ли отмеченное элементарным совпадением пристрастий художников и "фактуры", реалий, находящихся в основе литературного произведения? Но эти образы и эти устремления предельно часто повторяются в произведениях М. Пришвина и В. Астафьева, в значительной мере характеризуют их поэтику и потому не только имеют основания называться постоянными мотивами , но и должны рассматриваться в качестве проявления некоторых закономерностей их творчества. Мотив – это вовсе не "выходящий из употребления термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования" (1), как поспешили объявить А. Захаркин и составители не вышедшего еще из массового употребления словаря. Ведь вряд ли может "выйти из употребления" "Историческая поэтика" А. Н. Веселовского, к которой этот термин и...
    7. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    Часть текста: Подоксенов А. М. Розановские мотивы в «Мирской чаше», итоговой книге Михаила Пришвина о революции Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Культурология»: Энтелехия / гл. ред. И. А. Едошина. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. -Т. 18. – № 25.– С. 75-83. Аннотация . В статье исследуется розановский контекст взглядов Пришвина на Октябрьский переворот, катастрофически изменившем историю России. В своей повести писатель говорит о вечности противостояния добра и зла, о невозможности человеку спастись от давления материальной необходимости без опоры на высшие основания жизни людей. Таким вечным духовно-нравственным началом человеческого бытия, способным вывести русский народ из революционного тупика, Пришвин вслед за Розановым считает заповеди Христа. Ключевые слова : Пришвин, Розанов, революция, христианство, богоборчество, большевизм. «Мирская чаша» (1922) М. М. Пришвина – одно из самых значительных произведений русской литературы о последствиях Октябрьского переворота. Сюжетные перипетии бытия главного героя повести – Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний и взглядов на мир самого автора, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. И хотя местом действия повести является затерянная в древних Смоленских лесах полуразрушенная барская усадьба, в действительности речь идет о трагической ситуации во всей послереволюционной России. Примечательно, что еще до...
    8. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: Религиоведение. – 2007. – № 4. – С. 79-89. Сегодня, в начале третьего тысячелетия проблема роли и места духовно-религиозных начал в общественной и художественной мысли также актуальна, как и столетием раньше, в период глубочайшего морального кризиса русского общества накануне надвигающихся исторических катаклизмов. Вместе с тем, предреволюционная эпоха начала ХХ века была порой русского религиозного ренессанса – попыток с помощью веры найти ответы на запросы истории. Именно в то переломное время начинается творческий путь Пришвина, представителя Серебряного века русской культуры, в которой он сложился как художник слова. К этому же периоду относится и тот мировоззренческий этап, обозначенный писателем как «десятилетие нашего интел-лигентского богоискательства» 1 , вместившееся между революциями 1905 и 1917 годов. Как известно, в те годы писатель жил преимущественно в Петербурге и деятельно участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества, руководители которого Д. Мережковский, В. Розанов и А. Мейер оказали значительное влияние на многих деятелей русской культуры начала ХХ века, в том числе и на Пришвина. Кроме того, следует учитывать, что на богоискательские устремления интеллигенции начала века существенное воздействие оказала концепция Ф. Ницше, провозгласившего «смерть Бога». Да и сам Пришвин, отмечая значительность влияния...
    9. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: и перепечатала все дневники писателя за пятьдесят лет, сделала несколько копий с рукописей. «Твердила: “Если умру, не меня обихаживайте, спасайте дневники”» [1, с. 35]. Огромный труд по сохранению творческого наследия М. М. Пришвина должен быть по достоинству оценен. Этот грандиозный массив рукописей частично уже издан, но в значительной части еще в процессе подготовки или «ожидания». В советский период дневники были изданы в рамках 6-томного (записи Пришвина за 1951–1954 годы) и 8-томного (краткая публикация записей за все годы ведения дневников) собраний сочинений. Также небольшой отрывок дневниковых записей был опубликован в «Литературной газете» за 1968 год (№ 14). Но до нового времени все записи, хоть как-то выбивавшиеся из общепринятой идеологии, конечно, не появлялись в печати. Ведение писателем дневников рассматривалось только как необходимый путь к пониманию идей социализма.  Также из записей изымались практически все творческие заготовки писателя, которого советские читатели должны были воспринимать певцом природы и автором охотничьих рассказов. А ведь дневники Пришвина можно считать черновиком всех его произведений. Без дневника невозможно понять творчество писателя еще и потому, что дневник позволяет увидеть в произведениях автора новые смыслы, скрытые от обычного читателя. В 1957 году вышел 6 том собрания сочинений Пришвина. Дневники занимают не весь его объем, но большую часть. Информация о дневниках в данном издании содержится в примечаниях. Составители оговаривают, что в книгу вошли фрагменты дневников с 1951 по 1954 годы. Это подчеркивается и в заглавии: «Из дневников последних лет». Не объясняется отбор дневниковых записей. Невозможно определить, насколько полно представлены эти материалы, в каких рамках читатель может судить ...
    10. Меженская Н. А.: Наименования стихии "вода" в индивидуально-авторской метафоре М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    Часть текста: «Сравнивая и сопоставляя порой несопоставимое, метафора переносит художественный образ в плоскость языка, выступая тем самым как механизм порождения нового значения слова» [5, с. 8]. Следовательно, в конкретном идиостиле метафора составляет основу художественных преобразований на словесном уровне. Традиционно исследователи делят метафоры на языковые и индивидуально-авторские, отдавая предпочтение первым и считая случайными и несистемными вторые (Г. Н. Скляревская). В нашем исследовании мы придерживаемся обратной точки зрения и считаем, что именно авторские метафоры являются структурным элементом образной картины мира и отражают язык эпохи через авторское, творческое словоупотребление. За основу принимаем определение Н. А. Тураниной: «Под индивидуально-авторской метафорой мы понимаем такой тип переносного значения слова, который задает семантическую двуплановость на основе реализуемых в контексте сходных признаков денотатов с целью отражения индивидуально-значимой образной картины мира» [5, с. 9]. Предметом исследования в статье является метафорическая лексика, связанная с описанием водной стихии и имеющая свои особенности в текстах М. Пришвина и В. Астафьева....